Внимание: магазин на экране

23.03.2018

Электронная коммерция все активнее входит в нашу жизнь. Удаленно можно не только оплатить счета, но и купить практически все – от детской игрушки или посуды до дивана или холодильника.Торгуют не только в онлайн-магазинах и на сайтах в интернете, но и в аккаунтах социальных сетей, в мессенджерах: одеждой, косметикой, аксессуарами, книгами, бытовой техникой, запчастями…
Неслучайно второй год подряд под лозунгом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» дистанционная торговля выбирается тематикой Всемирного дня прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта.
Об особенностях покупок в виртуальном пространстве рассказывает главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по Приморскому краю в городе Партизанске Екатерина ГУЦАН:
— По большому счету, торговлю в интернете регламентируют те же законные акты, что и традиционную. Помимо Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и ГОСТа Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» электронная коммерция регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом.
По словам специалиста, важна полная информативность. Продавец, дорожащий репутацией, на сайте указывает максимум сведений о себе: не только номер телефона или адрес электронной почты, но и фактический адрес, банковские реквизиты, ИНН, по которому можно проверить – зарегистрировано ли такое ИП или юридическое лицо на самом деле. На сайте должны быть размещены условия приобретения, доставки и возврата товара, претензионный порядок.
Товар тоже должен иметь полное описание: состав, характеристики, потребительские свойства, условия эксплуатации, сроки службы или годности, страна происхождения, цена и условия действия акции, если товар продается со скидкой. Словесное описание на русском языке должно быть дополнено фото или видео, буклетом или каталогом. Не стоит забывать про гарантийные сроки и талоны на технически сложные товары, например, гаджеты или бытовую технику, а также про перечень товаров надлежащего качества, не подлежащие возврату или обмену. Не лишним будет составить договор купли-продажи.
По закону «О защите прав потребителей» клиент имеет право отказаться от совершения покупки до передачи товара. Если же товар уже получен, потребитель может отказаться от него в течение семи дней. Если в момент получения товара в упаковке нет информации в письменном виде о порядке и сроках возврата, покупатель может вернуть товар в течение 90 дней с даты его получения.
От товара, не соответствующего индивидуально-потребительским свойствам покупателя, можно отказаться. В этом случае продавец в течение десяти дней с момента требования обязан вернуть оплату. При этом возврату подлежит стоимость товара, за исключением затрат на доставку.
Товар, который потребитель решил вернуть, должен соответствовать изначальным характеристикам, то есть сохранить товарный вид и свойства на момент возврата. Многие магазины указывают, что товар не принимается к возврату, если нарушена упаковка, но такое требование неправомерно, ведь без нарушения упаковки невозможно проверить исправность товара. Отказаться невозможно только от одного вида товара: сделанного под заказ, по индивидуальным параметрам, например, пошив одежды, обуви или с персональной дарственной надписью.
Не поленитесь поискать отзывы о конкретном сайте, фирме, производителе, товаре, чтобы не купить некачественную вещь или не связаться с мошенниками. Помните, что бывают подделки известных интернет-магазинов, различающиеся всего одной буквой в адресе сайта или названии.
Если купили у юридического лица товар ненадлежащего качества, стоит обратиться в Роспотребнадзор за защитой своих прав. Если же заказали вещь по предоплате, но в итоге страница в интернете или профиль в социальной сети исчезли, а вы остались без денег и покупки, то это уже повод для обращения в полицию.
Не ленитесь делать скриншоты заказов, реквизитов сайта, переписки с продавцом или сохранять ее. Кассовый или товарный чек, акт приемки-передачи, накладная, пришедшие с товаром, могут подтвердить оплату, равно как и выписка из банковского счета или почтовая квитанция. По возможности производите оплату товара на расчетный счет ИП или юридического лица и сохраняйте документы об оплате.
Будьте бдительны и при оплате товаров и услуг электронными деньгами: бывает, что не прошел платеж, неправильно указаны номер электронного кошелька или сумма. Поэтому для безопасности стоит установить лицензионный антивирус, осторожно пользоваться сетями в общем доступе, не вводить пароли на чужих компьютерах, не записывать и не хранить пароли. Лучше иметь отдельную, возможно виртуальную, карту для шопинга в интернете, переводить туда только определенную сумму для оплаты текущих покупок, настроить SMS-пароли вместо постоянного пароля.
Также стоит быть внимательными при оплате в интернете онлайн-курсов, обучающих лекций, мастер-классов, консультаций. Работающие официально специалисты этой области услуг указывают реквизиты своего ИП или юридического лица, условия приобретения услуги, поскольку на них тоже распространяются требования законодательства.
Есть интернет-магазины и профили в соцсетях, продающие продукты питания и БАДы. Здесь необходимо помнить, что на них распространяются санитарные правила, например, регулирующий реализацию БАДов СанПиН 2.3.2.1290-03.
Описанные выше случаи следует отличать от ситуаций, когда не предприниматель продает товар, а частное лицо перепродает вещи, бывшие в употреблении. Если такая покупка не оправдала ваших ожиданий, оказалась с браком, не того цвета, размера, просроченной, то здесь уже не действуют законы, защищающие права потребителей, и претензионный порядок.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.