Новые дороги Партизанска

02.12.2022

Более километра улицы Партизанской отремонтировано в нынешнем годуГарантийный срок работ — до шести лет

Ремонтный сезон подошел к завершению: аукционы разыграны, подрядчики выполнили требования контрактов, прошла приемка, акты подписаны. Впереди испытание дорог и тротуаров первыми холодами и оттепелями.

И пока одни радуются, что наконец в их микрорайоне можно по дороге без выбоин проехать, по новому тротуару пройти, а не по обочине, увязая в размокшем под снегом и дождем грунте, другие ищут изъяны в том, что сделали строители. Нет, речь не о проверяющих исполнение контрактов надзорных органах, а о доморощенных критиках.
Есть большая разница, кто берется оценивать ремонт во время и после его проведения – дилетанты или же профессиональные строители, эксперты с соответствующим опытом и образованием. Особенно, если речь идет не о частной беседе обывателей, а о публичном обсуждении вопроса.
Возьмем, к примеру, ремонт дорог на улицах Гоголевской и Партизанской, прошедший в нынешнем году. На этих объектах работал один и тот же подрядчик — местная строительная фирма ООО «Нарек». Ее руководитель Гнел Степанян и начальник отдела строительства администрации Партизанского городского округа Виктор Майструк ответили на аргументы, которые приводят некоторые граждане.
Итак, что касается выбора подрядчика, он был определен по результатам проведенного администрацией округа электронного аукциона. Сумма контракта – 46 миллионов 134 тысячи рублей, большая часть суммы — из краевого бюджета. Договор предусматривал проведение сразу на двух объектах работ по ремонту проезжей части, обустройству тротуаров и опор освещения, с устройством водостоков и асфальтированием заездов на прилегающие улицы и проулки до ливневых решеток. Это участки улицы Гоголевской, стоимостью работ свыше 17 миллионов рублей, и улицы Партизанской — почти 29 миллионов. За счет снижения изначальной цены контракта во время электронного аукциона сложилась экономия около пяти миллионов рублей. На эти средства на улице Партизанской был сделан дополнительно участок проезжей части и тротуара, уложены лотки в водоотводной канаве. Приемка уже прошла, акты подписаны.
И, на чем делают акцент как подрядчик, так и заказчик, речь не идет о строительстве с нуля новой дороги с укладкой мощного основного и выравнивающего слоев щебня разной фракции, как это можно увидеть при проведении капитальных дорожных работ, например, на трассе Шкотово-Партизанск. Такое строительство требует гораздо больших сумм и сроков.

Теперь путь пешеходов по Гоголевской в центр города и обратно стал гораздо комфортнееВ нашем случае проводится ремонт уже имеющейся дороги без вскрытия уложенного когда-то полотна. Изначально оно не идеально ровное — на участке дороги в 50 метров перепад высот может достигать 60-70 сантиметров. Слой нового асфальта определенной толщины, два сантиметра выравнивающий и пять сантиметров основной, укладывается поверх прежнего асфальта. Отсюда и остающиеся после ремонта плавные волнообразные неровности проезжей части. Чтобы устранить их, нужно уложить около полуметра асфальта, а это кратно увеличивает стоимость работ. На сложных участках улицы Партизанской приходилось самые высокие «волны» старого асфальта срезать с помощью экскаватора, далее выравнивать и отсыпать.
Но, по мнению специалистов, даже если вскрыть имеющийся асфальт на трассе, засыпать щебнем и утрамбовать, то это тоже не гарантирует, что через какое-то время новая дорога местами не просядет и не вернутся «волны». Такие виды работ с выемкой грунта проводят в местах, где возникают пучины и колея.
Отдельно еще стоит сказать, что в силу особенностей климата и рельефа в Приморье дорожное покрытие на отдельных участках может сохраняться хуже, нежели в теплых регионах с меньшим перепадом влажности, температур и высот на местности. В Партизанске к этим нюансам добавляется еще и шахтовое прошлое, ведь жилые микрорайоны вырастали неподалеку от мест добычи угля. И сегодня в разных частях города то поджим и грунтовые воды дают о себе знать, то пучины образуются на проезжей части, не везде еще восстановлены ливневки, да и стихия тоже вносит свой вклад. В частности, на улице Партизанской в ходе ремонта пришлось отсыпать и укреплять обочину в двух местах. Во время тайфуна «Хиннамнор» размыло кювет, и он близко подошел к основанию проезжей части. Также в местах, где вода текла с возвышенности в сторону трассы, поставили ливневые решетки и лотки, чтобы потоки не подмывали край дороги.
Асфальтобетонную смесь для укладки на дороги и тротуары строительная компания закупает на специализированном заводе в Находке, и на асфальт, щебень, щебеночно-песчаную смесь поставщик предоставляет подрядчику сертификаты качества, которые хранятся вместе со всей документацией по конкретному объекту.
Наблюдательные пешеходы и водители не могут не заметить неглубокие квадратные вырубки в дорожном полотне. Знающие люди в курсе: здесь были взяты образцы дорожного покрытия для анализа в лаборатории, а значит имеются и результаты исследований толщины уложенного асфальта и его качества. Эти данные подрядчик предоставляет вместе с исполнительной документацией при закрытии контракта. Такие вырубки в нескольких местах могут делать как на третий-седьмой день после укладки асфальта, так и значительно позже.
Качество работ как во время их проведения, так и при приемке проверяют не только специалисты администрации округа, но и различные надзорные органы, ведут фотоотчет. По условиям контракта гарантийный срок составляет шесть лет, и если в течение этого времени будут выявлены недочеты, то подрядчик должен устранить их за свой счет. В практике ООО «Нарек» такие случаи единичные. В течение гарантийного срока весной и осенью специалисты администрации ПГО осматривают объекты.
Хотя некоторые считают, что в наше время новый асфальт начинает разрушаться уже через год, то, по словам Гнела Степаняна, после ремонта дорог и тротуаров в Лозовом пошел уже третий год, а они до сих пор на месте. Равно как второй год служит без изъянов дорожное покрытие на улице Гоголевской – от пересечения с улицей Кожевенной до перекрестка с улицей Московской.
Что касается установленных на улице Партизанской опор освещения и дорожных знаков на новых тротуарах, то, во-первых, это обычная практика и для других городов, в том числе крупных, и Партизанск не исключение. Во-вторых, при проектировании уже имевшиеся опоры освещения, ранее располагавшиеся посреди прежнего тротуара, были перенесены на его край, а не в кювет. По оценке специалистов, в этом случае на новых тротуарах шириной полтора метра и движущиеся навстречу друг другу пешеходы разойдутся, и детская коляска либо инвалидное кресло проедут.
Ограждения между проезжей частью и тротуаром, как объясняет Виктор Майструк, по действующим нормативам устанавливаются в местах с интенсивным движением пешеходов. Улица Партизанская таковой не является.
Не считается опасным участком и обочина с водоотводным кюветом по правой стороне улицы Гоголевской, если двигаться от перекрестка с улицей Московской в сторону Перевала. Как отмечает Виктор Петрович, в подъем автомобили обычно движутся с невысокой скоростью, потому риск попасть в эту канаву невелик, а для аварийной остановки справа по ходу движения есть уплотненная обочина, укладка бордюрного камня здесь не предусматривалась. Риск для водителей скорее есть при спуске с Перевала в сторону выезда из города, поскольку по этой стороне дороги есть и столбы, и деревья, и бордюры.
Кювет здесь во время ремонта дороги был расчищен от ила и грунта, углублен в рамках контракта, подрядчик установил колодцы на уложенные для водоотведения большие трубы ливневой канализации диаметром около метра. Это во многом спасло новый асфальт во время сентябрьского тайфуна «Хиннамнор» — вода устремилась в канаву, углубив ее, а не разрушив недавно уложенное дорожное покрытие.
Если у жителей есть пожелания и жалобы по поводу выполненных работ: замечены повреждения нового дорожного полотна, целостности бордюров, отсутствия уложенной ранее ливневой решетки, об этом нужно сообщать в приемную главы округа в письменном виде, чтобы все было устранено в гарантийный срок.
Другой вопрос, что критика не всегда бывает конструктивной, и есть люди, которых не устраивают ни проходящие в округе ремонты, ни положительные перемены, равно как и ни один глава городского округа, сколько бы средств ни было привлечено на территорию муниципалитета, сколько бы самых разных объектов ни было благоустроено и построено. А сами критики что полезного сделали для города? — задается вопросом Гнел Степанян. Что построили или организовали, сколько привлекли в местный бюджет налогов или дали рабочих мест жителям? Критиковать всегда проще, за это не нужно нести ответственность. Хотя гораздо конструктивнее все же подсказать, помочь, поделиться опытом и вовремя дать мудрый совет. Да, острые вопросы в округе все еще есть, но и они постепенно решаются, другое дело, что для устранения отдельных проблемных моментов требуется чуть больше времени, чем хотелось бы и населению, и власти.

Анна Сергиенко

1 комментарий на «Новые дороги Партизанска»

  1. житель:

    Да, острые вопросы в округе все еще есть, но и они постепенно решаются.
    Во второй половине 10-х годов довели ситуацию в городе до полного коллапса! С бюджетом, горхозом, местной медициной, водканалом и т.д. Такого даже в 1998 году здесь не было, когда в стране был дефолт и шахты закрывались.

Добавить комментарий для житель Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.