Александр Богатов — профессор, внук шахтера

10.07.2015

DSC_1600Жизненная дорога Александра Богатова, выпускника школы № 3, пролегла далеко от родных сучанских улиц. Победителя краевых олимпиад школьников по физике и математике заметили и пригласили в Московский физико-технический институт. Успешно выдержав “фирменные” физтеховские вступительные экзамены, Саша Богатов стал студентом, а с четвертого курса попал на практику в ФИАН — Физический институт Академии наук СССР, в лабораторию инжекторных лазеров, куда пригласили на работу по окончании учебы.
Серьезные научные статьи Александра Богатова выходили не только в Москве, но и за рубежом. В 1985 году за работу в области лазерной физики наш земляк был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР, он профессор, доктор физико-математических наук.
На встречу школьных друзей в юбилейный, 50-й год со дня выпуска, Александр Петрович не мог не приехать. Нашлось у него время и для встречи с корреспондентом газеты “Вести”.
— Александр Петрович, старожилы улицы Герцена, которых уже немного осталось, до сих пор помнят, как вы ходили по их улице из школы — всегда подтянутый, с обаятельной улыбкой. Говорили: “Вот отличник Саша Богатов идет” и ставили в пример своим детям…
— Да, в доме за Развилкой я жил с дедом Василием Петровичем и бабушкой Татьяной Ивановной. Но отличником я ведь не был. Физика и математика мне нравились и давались, благодаря моим педагогам Антонине Ивановне Богатовой и Алевтине Александровне Страховой. Но по русскому языку отметки были не такие уж и высокие.
— Вы давно не были в родном городе, что почувствовали, приехав спустя двадцать лет?
— Конечно, город меняется. Мне показалось, что раньше он был теплее, ментальность его жителей была другой, а теперь приближается к ментальности жителей мегаполисов. Но выглядит Партизанск, несмотря на свои небогатые возможности после закрытия шахт, довольно достойно. Как и прежде, здесь много зелени. Я ведь прекрасно помню, как начиналось городское озеленение благодаря настойчивости одного человека — Василия Гарбара. Как высаживали на улице Ленинской в центре города рябины и другие деревья. Очень важно, чтобы такие же целеустремленные люди нашлись и сегодня, и не только в плане озеленения, а чтобы придать городу поступательное развитие, исходя из имеющихся возможностей.
— Слышала от ваших однокашников, что в первый же день вместе с семьей вы побывали на речке Каменке. Понравились ли эти места вашей супруге и внучке Вике?
— Они были просто в восторге. Я затащил их на сопку, откуда открывается прекрасный вид. Вика в свои пятнадцать лет могла сравнить здешние пейзажи с теми, что видела в Италии и Испании. Говорит, что там не видела ничего подобного, ей наша Каменка очень понравилась. А я помню, как мы ходили сюда в походы с учителями в пятом-шестом классах. А еще у нас был молодой преподаватель истории, большой поклонник кубинской революции, который водил нас в поход на Лысую сопку. Я думаю, что Партизанск очень привлекателен для туризма. Направления могут быть разные, кого-то привлечет экологический туризм, кого-то — истоки истории развития угольной отрасли на Дальнем Востоке. Мне, к примеру, приятно, что в городе есть памятник горноспасателям Сучана, потому что брат моего деда Андрей Богатов был горноспасателем. Но надо понимать, что потребуется вложение средств, которые окупятся не сразу, как везде в мире при развитии туристической индустрии.
— Александр Петрович, вы давно в науке, давно москвич, а как вас, паренька из шахтерского Сучана, встретила столица 50 лет назад?
— Ну, туда я поехал не один, а вместе с Анатолием Амягой. Оба поступали в физтех, но Толя, к сожалению, не добрал баллов, и решил учиться в Московском геологическом институте. Он был универсально одаренным человеком — хорошо учился, занимался спортом, играл на баяне и трубе, а став студентом, за пару месяцев освоил гитару. Толя был для всех центром притяжения, очень жаль, что его жизнь так рано трагически оборвалась. Конечно, поначалу нам было непросто, мы, по сравнению с москвичами, были, наверное, наивными, у нас был другой менталитет.
— Александр Петрович, вы довольны выбранным путем?
— Научная работа — занятие не из легких, но физику я полюбил со школы. Мне всегда было интересно разбираться в физических явлениях, хотелось узнать, что там, за поворотом. Но меня никогда не привлекала административная работа, я не был конкурентом для тех, кто, обладая средними способностями, пробивал себе путь, работая локтями. Я и сейчас работаю в том же ФИАНе, заведую той же лабораторией инжекторных лазеров, в которую пришел на четвертом курсе учебы в физтехе. Но я доволен тем, что мне удалось сделать. Полупроводниковые диоды, которыми я занимался, основа нынешнего развития сотовой связи. Хотя в науке тоже присутствует человеческий фактор, и развитие исследований зависит оттого, насколько перспективными считает их руководство. К примеру, одна моя работа 12 лет пролежала в столе, впервые была напечатана за рубежом, получила признание там, и лишь после этого — в нашей стране.
— Какие впечатления оставила встреча с педагогами и бывшими одноклассниками?
— Я приезжал на тридцать пять лет нашего выпуска, но опоздал всего на полчаса и никого не нашел. Сейчас встретил и Витю Горковенко, и Володю Александрова. Они жили на Шахтовой улице, и мы вместе ходили в школу и домой. Пообщался с другими одноклассниками и одноклассницами. Можно сказать, открыл для себя по-новому Олю Мухортову. Положительных эмоций очень много. И, конечно, я рад был видеть в добром здравии наших педагогов — Алевтину Александровну Страхову и Лидию Алексеевну Филиппову. Приятно и волнительно вернуться в родной город, спустя много лет.

Тамара ГОЛОВАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.