Гавриил Илюхин: “Меняйте плохое на хорошее!”

19.03.2014

Большую часть жизни Гавриил Федорович прожил в Партизанске в микрорайоне ЦОФ. У орденоносца и ударника пятилеток Гавриила Илюхина — яркая судьба. Накануне юбилея корреспондент “Вестей” побывал у ветерана в Находке, куда он переехал несколько лет назад.Земляка из любимого Партизанска юбиляр приветствовал стоя. Пожал руку, спросил, что нового произошло в городе за время его отсутствия. Было видно, что ветеран скучает по Сучану, который за многие годы жизни так и не привык называть Партизанском.

Рассказал о себе. О том, что родился в нижегородском селе Теплый Стан, ныне Сеченово, в большой крестьянской семье, за несколько месяцев до начала Первой мировой войны. О том, что окончил в столице школу фабрично-заводского ученичества, а в 1935 году по комсомольской путевке был откомандирован на Дальний Восток на масштабные работы по строительству сталинского БАМа, реконструкции Транссибирской магистрали и постройки на ней вторых путей с электрическими семафорами и стрелками. Трудился бы и дальше, но пришла пора идти в армию.

Авиамеханик — профессия важная

— На железнодорожной стройке работа спорилась с рекордными скоростями, во многом это было вызвано энтузиазмом строителей, которые внедряли на просторах родной страны передовые транспортные технологии, ну, и, конечно, за счет того, что большинство рабочих были заключенными, работавшими не за деньги, а за пайку и право досрочного освобождения, — вспоминает свою работу в Сибири и на БАМе Гавриил Илюхин.

В 1936 году железнодорожного механика Илюхина призвали в армию. Служить направили в Приморье, в село Барабаш. На новом месте Гавриил Илюхин переквалифицировался из железнодорожника в сапера, а после окончания школы младших авиационных специалистов- в авиационного механика. После ШМАСа служить попал в новый полк дальней бомбардировочной авиации, созданный в селе Воздвиженка, в пригороде Уссурийска. Основой полка были новые, на то время, бомбардировщики ДБ-3, часть которых, вскоре после начала Великой Отечественной войны, была передана Тихоокеанскому флоту и переоборудована в торпедоносцы.

На ДБ-3 в роли моториста и механика и пришлось Гавриилу Федоровичу повоевать на Хасане и Халхин-Голе, и только в августе 1945-го — в Северной Корее, где бомбардировочная авиация мощными ударами разрушала инфраструктуру японской армии, лишая ее ресурсов, топила транспортные и военные суда, уничтожала аэродромы и батареи, чем значительно приближала победу над врагом.
Там далеко — война

— Сколько ни просился на западный фронт, не отпускали. Опытные механики были нужны на Дальнем Востоке, где в любую минуту могла начать войну милитаристская Япония. Зато моих друзей, опытных пилотов, штурманов и стрелков-радистов массово забирали на Запад, где они и за себя, и за меня, своего механика, нещадно бомбили врага. Парни передали мне весточку, в которой рассказали, что не раз бомбили Берлин, Рур, Магдебург и другие центры нацистской военной промышленности и нефтедобычи в Германии и на территории ее сателлитов, — рассказывает о подвиге своих боевых товарищей Гавриил Федорович.
На смену асам приходили новички, которые едва “встав на крыло”, тоже уходили на фронт. Отголосками войны на Тихом океане были редкие посадки на приморской земле американских бомбардировщиков В-25 и В-29, которые, когда им не хватало топлива после бомбовых ударов по японским коммуникациям на Филиппинах, садились “на вынужденную” в Приморье.

Пришло и наше время

— Время повоевать пришло в августе 1945 года, когда наши бомбардировщики и торпедоносцы полетели бомбить японские военные укрепления портов Расин, Сейсин и Пусан, охотиться за авианосцами и топить транспорты снабжения. В войне с Японией наш полк не потерял ни одного самолета, в чем, считаю, была заслуга и техников, — вспоминает ветеран.

Однажды летчики авиаполка, в котором служил Гавриил Илюхин, чуть было не утопили командование военно-морского флота Японии, которое находилось на авианосце, обнаруженном в море воздушными разведчиками Тихоокеанского флота. Для удара по суперцели в гигантское авиакрыло объединили несколько полков бомбардировочной авиации Приморья. Для того, чтобы достичь места бомбометания и вернуться обратно, на крылья и фюзеляжи самолетов, помимо бомб и торпед, подвесили дополнительные баки с топливом, в полет взяли с собой и механиков. К сожалению, в последнюю минуту авианосец видимо обнаружил слежку и покинул квадрат атаки, и советские самолеты вернулись обратно ни с чем.

— Позже, в 1946 году, я видел японских адмиралов, которых должен был уничтожить в августе 1945 экипаж нашего бомбардировщика. Они были вместе с экипажем самолета Ил-4, генерал-лейтенанта Павла Деревянко, представителями проигравшей стороны в комиссии по капитуляции Японии, — вспомнил эпизод военной службы Гавриил Илюхин.

О жизни мирной

Остался служить в авиации Гавриил Илюхин и после войны. За 15 лет сменил несколько воинских частей, переучивался на новые типы самолетов, дослужился до звания капитана. Во время службы в Сергеевке познакомился с самой красивой девушкой ВВС Екатериной, призванной в ряды вооруженных авиасил из Сучана. Молодые в 1946 году поженились. Только 48 счастливых лет отмерила судьба Гавриилу Федоровичу и Екатерине Самойловне, они вырастили двух сыновей, дождались внуков и правнуков.
После демобилизации в 1960 году Илюхины, семья которых к тому времени пополнилась сыновьями Владимиром и Виталием, перебрались в Сучан, где отставной капитан Гавриил Илюхин устроился диспетчером на городскую автобазу пассажирских перевозок, в автоколонну 1512, параллельно отвечая за транспортную составляющую в городском штабе по ГО.
За 15 лет Гавриил Федорович прошел путь от диспетчера до инженера. В 1974 с автобазы ушел на заслуженный отдых.

“Гренада”, “Гренада” моя!

Но и на пенсии не успокоился технический человек Гавриил Илюхин. Устроившись сторожем в автомотоклуб “Гренада” местного отделения ДОСААФ, вскоре стал наставником юных автомобилистов и мотоциклистов.
— Ребята в “Гренаде” хорошие были, толковые: и гонщики, и руководитель их Анатолий Капустин — молодец! Мне только пришлось их немного подучить по технической части, и все пошло по накатанным рельсам. Мне нравилось работать в клубе, я был нужен мальчишкам и мог научить их секретам обращения с техникой. Мы до сих пор с ними перезваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками и днями рождения. Навсегда остались друзьями и настоящими товарищами!

Занимался Гаврил Федорович в ДОСААФ и военно-патриотической работой. Встречался со школьниками, рассказывал о войне, учил правильно жить и трудиться, организовывал встречи ветеранов Великой Отечественной войны на родной автобазе.

Партизанск — малая Родина 

Гавриил Федорович искренне любил свою малую родину, родной микрорайон ЦОФ и согласился покинуть насиженное место только после начавшихся проблем со здоровьем в 2010 году. Переехав к сыну Владимиру в Находку, душою старший Илюхин остался в своей уютной квартирке на ЦОФе.
В свои 100 лет ветеран окружен вниманием родных и близких, много читает, с удовольствием разгадывает кроссворды, смотрит спортивные телеканалы, новости, в последнее время очень переживает за жителей Крыма и Украины.

Заботится и о своем здоровье, тренируется по мере сил на тренажерах, установленных сыном Владимиром, за кружкой чая встречает гостей из Находкинского городского Совета ветеранов, с которыми любит поговорить о жизни, вспомнить былое.

— Пользуясь случаем, хочу пожелать всем партизанцам, стать долгожителями, чтобы успеть сделать как можно больше добрых и полезных дел для любимого города.
Друзья, живите в любви и согласии в окружении любящих вас людей.
По таким принципам живу я и мои близкие, жили мои предки. Почему бы вам, мои дорогие, не поменять все свои плохие привычки на хорошие и жить долго-долго и счастливо?

Антон СУХАРЬ.
Фото автора и из архива семьи Илюхиных

 

Авиамеханик — профессия важная

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.