Горняцкая закалка Георгия Буглака

28.08.2015

DSCF1146Проработать почти полтора десятка лет главным инженером шахты — это не шутка! Не всякому инженерно-техническому работнику в советское время удавалось в течение столь длительного срока проработать в этой непростой и ответственной должности. Таким специалистом на шахте “Глубокая” оказался Георгий Демидович Буглак. Большая часть жизни и вся трудовая деятельность этого человека прошли в тесной связи с Партизанском и его шахтами, хоть родом Георгий Буглак из таежного района на севере Хабаровского края. Детство его прошло в довольно суровых условиях, поскольку родители были раскулачены и сосланы из Белоруссии в другой конец Советского Союза. Родился и вырос Георгий в небольшом поселении Прииск Медвежий, состоящем из 5-6 деревянных домов, окруженных глухой тайгой. Там находились золотые прииски, на которых и трудились сосланные. Когда Георгию исполнилось 8 с половиной лет, родители отдали его учиться в школу, и находилась она в 20 километрах от дома. Ходили ученики в школу пешком, а по пути еще надо было и реку преодолевать. После окончания начальной школы Георгий переехал с родителями в соседнее поселение, где имелась своя средняя школа, единственная на весь район, там он и окончил десять классов. До сих пор Георгий Демидович с теплотой вспоминает своих учителей, помнит всех по именам.
Это были своего рода декабристы, самоотверженные люди, тоже из ссыльных. Они очень хорошо подготавливали нас к поступлению в вузы, несмотря на то, что конкурс на поступление был приличным.

Как лучший выпускник, выбрал “Глубокую”

Из-за того, что с детства на Георгии стояло клеймо “сын кулака”, путь на некоторые факультеты высших учебных заведений ему был закрыт, как, например, на юридический факультет ДВГУ, где мечтал учиться юный выпускник школы. Поэтому, в 1954 году он поступил в ДВПИ на горный факультет, а успешно окончив учебное заведение, получил право выбора любого места работы по своей специальности. Георгий Демидович выбрал Сучан, так как никогда там раньше не был. Приехав сюда в 1959 году, поступил работать на шахту “Глубокая”, где был назначен на должность горного мастера внутришахтного транспорта. Начальник Партизанской горнотехнической инспекции Василий Устинов дал суровое напутствие молодому специалисту: “Запомни, если будешь нарушать правила безопасности, то тебя либо убьет в шахте, либо посадят в тюрьму”. Эти слова Георгию Демидовичу пришлось вскоре вспомнить. Работа молодому горному мастеру нравилась, приносила удовольствие, хоть и приходилось нередко задерживаться, чтобы выдать вагоны с углем на-гора. В одну из таких смен Георгий в первый и последний раз нарушил правила, сев лично за руль электровоза, что было категорически запрещено. За этот проступок горный мастер был понижен в должности, около трех месяцев он работал горным проходчиком.
А затем Георгия Демидовича перевели на другой участок работать горным мастером по добыче угля: организовывать работу, следить за безопасностью ведения работ, за содержанием метана в горных выработках, держать постоянную связь с диспетчером, контролировать движение порожних и заполненных вагонов. Георгий Буглак проработал примерно год, а затем возглавил вентиляционный участок шахты, хоть, как говорит сам Георгий Демидович, начальник он тогда был номинальный. Первое время приходилось очень нелегко, так как не хватало необходимых знаний и умений, но новый начальник падать духом не стал, а вместо этого начал усердно изучать специальную литературу, вникать в тонкости специальности. И уже вскоре освоился в новой должности, работа с подчиненными и непосредственным начальником — главным инженером шахты Владимиром Андреевичем Томиловым шла слаженно. Одним из результатов труда Георгия Буглака в то время стали впервые разработанные им должностные инструкции для работников участка вентиляции, хотя официальный приказ Министерства угольной промышленности о разработке таких инструкций вышел лишь, спустя много лет.

“Шахта укрепила меня основательно”

Спустя семь лет, управляющий треста “Сучануголь” Афанасий Еркин предложил Георгию Демидовичу вступить в должность заместителя главного инженера шахты “Северная”. Предложение было довольно неожиданным, но и отказываться особо смысла не было, и в канун нового 1969 года Георгий Буглак приступил к работе в новом коллективе и в новой должности. Новоприбывшего работника коллектив принял неоднозначно: с одной стороны молодой специалист должен был усилить работу шахты, с другой — не знали, как он себя покажет. Но началась работа, Георгий постепенно вникал в курс дела, и уже через полгода был назначен главным инженером, в этом качестве и проработал три года.
— Не знаю, насколько я укрепил шахту, но шахта укрепила меня основательно, — улыбаясь, признается Георгий Буглак. — Это был один из лучших периодов моей жизни.
К этому времени он уже набрался необходимого опыта и стал признанным специалистом своего дела. С коллективом сложились хорошие, рабочие отношения, так же, как с начальством, с профсоюзом и подчиненными.
Как-то главного инженера пригласил к себе в кабинет директор шахты Леонид Сырчин. Войдя, Георгий Демидович увидел, что здесь его ожидали главный инженер треста “Сучануголь” Борис Кондырев и первый секретарь горкома партии Виталий Андреев. Оказалось, что прибыли они на шахту, чтобы “сватать” Буглака на новую работу в должности главного инженера шахты “Глубокая”, той самой, с которой начался трудовой путь нашего героя.
— Уходить с “Северной”, честно говоря, не хотелось, — вспоминает Георгий Демидович. — Но отказываться от предложений, которые поступают лично от первого секретаря, в то время было не принято. Для такого поступка нужно было либо иметь какие-то непреодолимые обстоятельства, либо быть очень экстравагантным человеком.
Поэтому, без особых раздумий, Георгий Демидович вскоре приступил к своим обязанностям на уже знакомой ему шахте. Начались трудовые будни, которые длились, без малого, четырнадцать лет, до достижения Георгием Буглаком пенсионного возраста, пятидесяти лет. Столь долгий срок в должности главного инженера шахты объясняется, прежде всего, личными качествами Георгия Демидовича. Человек он очень ответственный, за производство переживал, не было ни минуты покоя. А свои обязанности всегда старался выполнять “под ключ”, чтобы никто не переделывал, не исправлял его работу. Но и другим старался не мешать работать, регулярно изучал не только новинки в области горного дела, но и вопросы социологии, психологии взаимоотношений людей в коллективе.

“Настоящие маяки”

Шахта “Глубокая” отличалась тем, что помимо своей глубины — одной из самых больших в Советском Союзе, работа в ней была крайне опасна по многим показателям: по содержанию газа и угольной пыли, горным ударам, внезапным выбросам. Но со всеми трудностями работники справлялись, ведь любое производство — это, прежде всего, люди. Рядом всегда трудились замечательные специалисты, настоящие горные инженеры, начальники участков, руководители проходческих и очистных бригад, эти люди, “настоящие маяки”, как их называет Георгий Демидович, обеспечивали слаженную и бесперебойную работу шахты. Работали дружно, энергично, им по плечу было решать любые задачи. Наверно, поэтому долгие годы “Глубокая” была передовиком, регулярно завоевывая переходящее Красное знамя, вымпелы и всевозможные призы.
Уже, будучи на пенсии, Георгий Демидович вновь вернулся к своей прежней должности — начальника участка вентиляции, эта работа, по его словам, была наиболее любимой, доставляла настоящее удовольствие, потому как была творческой и многогранной. Здесь он проработал 10 лет до самой ликвидации шахты “Глубокая” в 1996 году, хотя силы и желание трудиться еще были.
— Честно говоря, когда работа затягивает, ты забываешь про свой возраст и то, сколько трудовых лет осталось за плечами, другой жизни и не представляешь.
В общей сложности этот человек, настоящий труженик проработал на шахте 37 лет. За эти годы он был не раз отмечен отраслевыми наградами, например, Почетной грамотой Министерства угольной промышленности СССР за внедрение новой техники на шахте. А еще у Георгия Демидовича имеется медаль “За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина” и два знака “Шахтерская слава”, но как человек скромный, он их никогда не надевает.

“Не жалею, что выбрал Партизанск”

Георгий Буглак нисколько не жалеет, что по окончании учебы местом будущей работы выбрал Партизанск, как и тогда, много лет назад, ему нравится этот город, его мягкий климат и интересные люди. И с будущей супругой Надеждой Дмитриевной он познакомился здесь же, в Партизанске. Их семейный стаж — уже 51 год, и за это время супруги вырастили двух замечательных сыновей — они пошли по стопам родителей, стали горными инженерами, а еще подарили дедушке с бабушкой трех внуков.
Сейчас, несмотря на свои годы, Георгий Демидович увлеченно трудится на дачном участке, помимо овощей выращивает яблони, виноград, груши, абрикосы, а в этом году даже выписал по каталогу новые сорта помидоров.
Накануне профессионального праздника Георгий Буглак с теплотой и уважением вспоминает тех, с кем, так или иначе, пересекалась его шахтерская судьба, в том числе своих непосредственных руководителей — треста “Сучануголь”, объединения “Приморскуголь”, директоров шахты “Глубокая” Станислава Борисовича Липского, Николая Захаровича Комарова, Якова Никифоровича Горина.
— Поздравляю всех здравствующих шахтеров, с кем довелось мне трудиться и всех шахтеров Партизанска, работников ВГСЧ, горнотехнической инспекции с Днем шахтера! Желаю всем здоровья, спокойной жизни и долголетия!

Мария БАШУТСКАЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.