Народный директор Казанки

15.01.2021

Награждение передовиков в День животновода, 1973 год18 марта 1982 года вереница зеленых вагонов переселенческого поезда остановилась на станции Партизанск. Смеркалось. Разглядывая вокзал и часть перрона через окна, переселенцы с Украины не спешили выйти на улицу.

Привыкшие теплому климату люди не могли понять, почему ранняя весна в Приморском крае так сильно похожа на «суровую» зиму на их родине. И где тот теплый климат, который обещали «вербовщики», приглашая переехать в далекое Приморье?
— Как рассветет, так и увидите своими глазами свой новый дом. У нас любые рабочие руки в цене: и животноводство есть, и сады, и растениеводство с пчеловодством имеются. Хорошо работать станете, заживете, как люди, — подбодрил новых работников директор совхоза «Казанский» Владимир Киященко, встречавший переселенцев вместе со своим заместителем Владимиром Прохоровым.
Утром на автобусах в сопровождении грузовиков с вещами отправились новоселы через Партизанск в неведомые им деревни — Казанку, Серебряное, Бровничи и Мельники. Привыкшие к беленым хатам на берегу Черного моря, одесситы приуныли, увидев вдоль обочин ряды бараков с потемневшими от времени стенами…
— Не волнуйтесь, — подбодрил директор, — это старые бараки, их постепенно ломают и строят партизанским шахтерам новые дома. Вам мы тоже построили.
Не обманул директор – будущих работников поселили в добротные деревянные дома на два хозяина, просторные дворы были огорожены заборами, у каждого дома — огород, на дворе — постройки, а в сараях — своя собственная корова. Выделялись и сенокосы, а при желании — участки земли под овощи на совхозном поле. Корову каждой переселенческой семье давали в подарок да еще выплачивали солидные подъемные на обустройство. После тягот перенаселенности в западных областях жизнь в Приморье новичкам показалась раем.
— Рай — раем, но и в раю работать нужно! — напутствовал Владимир Киященко, распределяя новоприбывших по отделениям и рабочим местам.
Директор, как никто другой, понимал новоселов, сам не раз побывал в роли вольного и невольного переселенца, не на словах знал их нужды и переживания.
Владимир Дмитриевич — родом из Сучана, из шахтерской семьи. Накануне войны переехали в Донбасс, на родину отца. Пятилетнему мальчишке и его близким пришлось пережить ужас немецкой оккупации. В октябре 1943 года мать с детьми едва не оказались в Германии. На счастье, под Днепропетровском передовые части Красной Армии отбили эшелон с «ОСТ — рабочими» у немцев. Чудом освободившиеся от ожидавшего их рабства люди пешком вернулись в родные деревни, через которые уже прошла линия фронта.
Только в 1954 году Киященко вернулись в родной Сучан. Владимир, окончив школу, вновь отправился на Украину, в Луганскую область. Работал проходчиком на шахте №4/6 треста «Первомайскуголь». В 1957 году пошел в армию. Служил под Москвой стрелком-радистом в бомбардировочной авиации. После демобилизации потянуло к корням, вернулся в Приморье. В 1965 году с отличием окончил факультет агрономии Приморского сельскохозяйственного института. Во время учебы занимался научной деятельностью, но в итоге отказался от предложения стать преподавателем и всем на удивление устроился бригадиром на четвертое отделение совхоза «Сучанский», в 1972 году его переименовали в совхоз «Казанский», в Бровничах. Рассмотрев в старательном и трудолюбивом парне задатки толкового хозяйственника, руководители города стали продвигать Владимира Киященко по служебной лестнице. В 1968 году перевели бригадиром на главное отделение совхоза в Казанку, в этом же году назначили главным агрономом хозяйства, а с апреля 1972 года, после окончания курсов усовершенствования руководителей, стал директором совхоза.
Владимир Киященко вместе с работниками совхоза готовит теплицы к весеннему сезонуВладимир Дмитриевич Киященко руководил совхозом с 1972 по 1985 год. Дольше него эту должность не занимал ни один из руководителей хозяйства. В его команду управленцев, которые долгие годы обеспечивали стабильную работу и экономическое развитие совхоза, входили главный экономист Лидия Петровна Ивонина, главный зоотехник Николай Лукич Губский, главный инженер Юрий Николаевич Емельянов, главный бухгалтер Татьяна Ивановна Нечай, главный ветврач Александра Петровна Полуэктова, главный агроном Владимир Николаевич Протасов, заместитель директора по кормопроизводству Владимир Васильевич Прохоров и другие. Вторым экономистом совхоза работала супруга Владимира Дмитриевича Людмила Анатольевна, которая следила не только за экономическими показателями, но еще «отвечала» за прочный семейный тыл.
Материалы отчетов Приморского краевого управления сельского хозяйства сообщают, что в 1979 году в совхозе «Казанский» работало более 600 человек. Технический парк состоял из 66 тракторов, 55 автомобилей. На фермах содержалась 3371 голова крупного рогатого скота, из них 1450 – дойных коров, 16 тысяч голов птицы. Посевных площадей было 2407 гектаров: 270 занимали зерновые культуры, 350 — картофель, 140 — овощи, 1000 гектаров — кукуруза на силос.
Стоимость основных фондов составляла пять миллионов 961 тысячу стабильных советских рублей. За первые два года Х пятилетки, в 1976 и 77-м, совхоз продал государству 5710 тонн молока, 462 тонны мяса, 2500 тонн овощей, 3200 тонн картофеля. Построил и ввел в эксплуатацию 1011 квадратных метров жилья. В совхозе «Казанский» было четыре отделения: первое — село Мельники, второе — Казанка, третье – Хмельницкое и четвертое — Бровничи и Серебряное.
Управляющими отделениями длительное время были Николай Ефимович Саранчук, Владимир Васильевич Прохоров, Николай Ефимович Томашев, Николай Валентинович Соколов и другие.
Забот и ответственности у директора совхоза и его помощников хватало. В 1-м, 2-м и 4-м отделениях работали молочно-товарные фермы, мехдворы, овощехранилища, пасеки, парники и поля, где выращивали картофель, капусту, морковь, огурцы, помидоры, редис, перец, баклажаны, лук, укроп, бахчевые, овес, кукурузу, рапс, подсолнечник, свеклу, брюкву, турнепс, топинамбур. На втором отделении, в селе Казанка, были птицеферма и двадцать теплиц, а на четвертом в селе Серебряное — свиноферма.
На третьем отделении в селе Хмельницкое были молочно-товарная ферма и завод по производству витаминно-травяной муки.
Центральная усадьба совхоза находилась в селе Казанка, здесь же были мастерские по ремонту сельхозтехники и гараж. При мехдворе 2-го отделения было звено бульдозеристов, которое выполняло задания по всему совхозу — корчевка пастбищ, улучшение сенокосов, строительство водозащитных дамб, отвод русел рек, рытье водоотводных канав, трамбовка силоса и другое.
Молоко со всех молочно-товарных ферм перерабатывалось на молокозаводе в селе Казанка. Здесь его доводили до стандартных 3,6% жирности и пастеризовали, а затем отправляли потребителям или на дальнейшую переработку на городской молокозавод.
На балансе совхоза находились столовая и детсад в Казанке, которыми длительное время заведовали Клавдия Кирилловна Смагина и Нина Федоровна Ким.
Люди, трудившиеся под началом Владимира Киященко, вспоминают годы совместной работы как самые лучшие.
Владимир Прохоров, заместитель директора по кормопроизводству совхоза «Казанский»:
— С Владимиром Дмитриевичем мы знакомы были с институтской поры. Вместе начинали бригадирами и в совхозе. Был он человеком старой закалки. Сам работал на совесть и с других спрашивал на сто процентов. Строгий, но справедливый. Но при этом был приветливым и открытым человеком. За это его уважали и любили. Текучки кадров среди рабочих и управленцев, как в других хозяйствах, у нас не было.
Опытный, вдумчивый, он представлял совхоз как единую сложную машину, за исправность каждого винтика в которой нес личную ответственность.
О ситуации в отделениях узнавал не из отчетов заместителей, а с места событий. Директорский «ГАЗик», преодолевая бурные ручьи и бездорожье, мог внезапно появиться на любом из отделений совхоза. Большую часть года Владимир Киященко ходил в сапогах. Они да еще походный плащ были главными в гардеробе директора. Владимир Дмитриевич любил природу, слыл заядлым охотником. На пенсии занимался пчеловодством.
Елена Царэ, работник детского сада совхоза «Казанский»:
— В Приморье все было другое, новое, пугающее. Другой менталитет, другой климат. Но директор встретил нас по-отечески, морально поддержал, дал все, что нужно для жизни и обустройства. Помню, как старожилы один за другим приходили в наши дома и предлагали помощь, угощали разносолами и старались поддержать. Нас тогда в несколько приемов приехало четырнадцать семей-переселенцев. Большинство остались в совхозе.
Директор был доступен для всех. К нему можно было прийти с бедой и поделиться радостью. Он частенько и сам заходил в гости к своим работникам. Интересовался условиями жизни, помогал с трудоустройством и оформлением на учебу. Люди между собой называли директора «Дмитричем» с обязательной приставкой «наш»…

Антон СУХАРЬ.
Фото автора и из архива ветеранов совхоза «Казанский»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.