Пусть краски жизни не блекнут

16.10.2015

4Когда общаешься с этой приятной интеллигентной женщиной, и в голову не приходит, что на днях она отметит не какой-нибудь, а свой девяностый день рождения. Вера Марковна Черпакова, которую в Партизанске многие знают и уважают, любуется красками нашей щедрой приморской осени, читает книги из собственной библиотеки, не пользуясь очками. На ее рабочем столе разложены моточки разноцветных ниток мулине для вышивок. И готовых работ на стенах этой скромной однокомнатной квартирки не сосчитать.
Ну, а в рамках на столике и в нескольких альбомах — фотографии разных лет, запечатлевшие фрагменты их жизни с Иваном Степановичем Мироненко, нашим коллегой, работавшим в городской газете “Ленинец”.
Перебираем, рассматриваем с Верой Марковной по очереди фотографии и, словно из стеклышек в калейдоскопе, складывается из них картина жизни, большей частью которой была работа в газете Ивана Степановича, а самой Веры Марковны — в типографии, где печаталась городская газета.
Вот коллектив редакции, где в одном ряду с редактором Петром Велькиным ответственный секретарь Иван Мироненко, заместитель главного редактора Владимир Порошин, сотрудники редакции Виталий Туровник, Анатолий Поперечный, корректор Валентина Колесникова. На следующем фото — знакомая и незнакомая центральная площадь Партизанска, по которой вместе идут Вера Черпакова, Иван Мироненко и Владимир Порошин, фронтовики-офицеры, друзья, коллеги…
Моя собеседница, немного волнуясь, ведет неторопливый рассказ:
— Сначала и мы с Иваном Степановичем были только коллегами. Я работала в Находке в типографии, а он поработал и в типографии, и в редакции. Из типографии ушел, сославшись, что производство, чисто техническая работа не для него, что его больше всего привлекает творчество.
Больше десятка лет приглядывались мы друг к другу. А потом дружно прожили вместе не один десяток лет. Вот уже семь лет прошло, как Иван Степанович ушел из жизни, а дачу нашу не бросаю. Там у меня даже самочувствие улучшается…
Спрашиваю Веру Марковну, каким человеком был Иван Степанович. Она отвечает:
— Очень порядочным, интеллигентным и одновременно простым. Никогда не сказал резкого слова. Когда работал в Находке, на работу ходил пешком вдоль берега моря. И каждый день один рыбак считал своим долгом поздороваться с Иваном Степановичем за руку. А сколько он знал стихов наизусть, как их читал!
Иван Степанович фронтовик, во время Великой Отечественной войны служил на Тихоокеанском флоте, был переведен в штаб флота. Участвовал в войне с Японией. Когда война закончилась, командующий флотом звал его с собой в Москву, но Иван Степанович не поехал, сказал, что без Приморья не сможет.
На вопрос, как работалось и жилось в советские годы, был ли строгим контроль со стороны партийных органов, Вера Марковна отвечает так:
— Нормально работалось. Обязательными для печати были в основном сводки о выполнении социалистического соревнования, это горком держал на контроле. Отражали в газете и шефскую помощь сельскому хозяйству. Но чтобы был какой-то жесткий идеологический контроль, такого не помню.
Типография и редакция газеты сначала помещались в одном здании, где был трест столовых, ресторанов и кафе. Позже под типографию отдали помещение бывшей школы на улице Заводской. Я работала технологом-переплетчиком, а директором типографии был Тищенко. Но по всем вопросам секретари горкома партии чаще обращались ко мне. Заказов у типографии было в избытке. Тогда ведь в городе работали все шахты и немало других предприятий, требовались различные бланки. Руководитель любого предприятия должен был знать каждую цифру финансового отчета, а если не увеличивался план на следующий год, на прибавку финансирования можно было не рассчитывать.
Помню, когда я перебралась сюда из Находки, девять месяцев жила в гостинице “Ласточка”. Балагуров говорил:
— Не переживайте, Вера Марковна, будет вам квартира, как только первый дом сдадим. И вот прибегает ко мне Сенчило и с порога: “Вы чего сидите, уже квартиры в новом доме распределяют!”. А я говорю: “И что же теперь делать?” Он поинтересовался, какой бы я хотела этаж и убежал.
3Все годы нашей с Иваном Степановичем совместной жизни прошли здесь, в этой однокомнатной квартирке. Хотя Анатолий Каменный, когда был первым секретарем, запросто захаживал к нам домой и постоянно спрашивал: “Ну, когда вы все-таки переселитесь в нормальную квартиру? Давайте собирайтесь, пока я в горкоме”. Но мы отвечали, что нам и здесь места хватает.
И гостей здесь встречали — из Находки к Ивану Степановичу приезжал сын с внуком. И на все праздники у нас собирались Владимир Михайлович Порошин, работавший в газете “Ленинец” заместителем главного редактора, с женой Тамарой и Резниковы — Борис Петрович и Евгения Андреевна, с которыми я подружилась еще до переезда из Находки.
Борис Резников тоже работал в редакции. Иван Степанович был ответсекретарем, в его обязанности входила правка материалов корреспондентов. Болезненнее всех к правке относился друг Резникова Александр Сокрута: вспылит, хлопнет дверью, но потом молча придет и заберет почерканный красным листок. А Иван Степанович говорил: “Я просто убрал из текста все лишнее”. В те годы у газеты была армия рабкоров, на каждой шахте, на каждом предприятии был ответственный человек, собиравший информацию для газеты. Журналисты ее обрабатывали.
После Петра Гавриловича Велькина обязанности главного редактора исполнял Владимир Михайлович Порошин, человек очень интеллигентный, очень порядочный.
Когда он уже был болен, я его навещала. Мы разговаривали с ним за несколько дней до его смерти…
И еще жаль, что Оля Качаева так рано ушла из жизни. Она была ученицей Ивана Степановича, начинала с рабкоров. Иван Степанович говорил, что у нее прекрасные способности, что из нее выйдет хороший журналист. В редакции бухгалтером работала и Олина мама — Мария Прохоровна Батурина, очень хорошая, порядочная женщина.
На время прерывает рассказ, потом с грустью добавляет:
— А сейчас я почти никого не встречаю из прежних знакомых по редакции и типографии. Порошиных нет, Евгения Андреевна Резникова прибаливает. Из коллектива типографии вижусь только с технологом Валентиной Кореньковой, да Галя из печатного цеха меня навещает.
И снова беремся за альбомы с фотографиями. В позе Ленина с протянутой вперед рукой Иван Степанович Мироненко заразительно смеется — совпадение или неожиданная пародия? А вот и уважительное рукопожатие старого рыбака на берегу моря в Находке… Как контрастируют эти фото с Иваном Степановичем Мироненко “при исполнении” — на рабочем месте ответсекретаря, с серьезным лицом, в очках и при галстуке…
Да, время спешит, заметая снегом седины волосы тех, кто остается молод душой, несмотря на потери и испытания.
С юбилеем вас, уважаемая Вера Марковна, хороший, добрый человек!

Тамара Голованова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.