Советским был, советским и останусь

14.11.2014

DSC04666Ветеран войны Михаил Романенко отмечает 90-летний юбилей

О Михаиле Романенко в местных газетах писали много. Партизанцы знают, что Михаил Андреевич — участник Великой Отечественной войны, он награжден многочисленными боевыми и трудовыми наградами, активно занимается общественной работой в городском Совете ветеранов, в совете друзей музея, много времени уделяет воспитанию молодежи, является почетным жителем Партизанского городского округа. Мне же хочется рассказать об этом удивительном человеке накануне его 90 — летнего юбилея немного по-другому, написать о его убеждениях, мыслях, чувствах…
С Михаилом Андреевичем мы познакомились и подружились во время совместной работы в городском Совете ветеранов. Глядя на него — скромного, обаятельного, я вспоминаю о своем отце, погибшем в первый год великой битвы на подступах к Петрозаводску. С Михаилом Андреевичем мы часто говорим, а иногда спорим о войне. Будучи командиром отделения, с боями прошел по странам Европы, освобождая их от фашистов. И когда я горячусь по поводу того, что сибиряки в бой уходили практически не вооруженными, как писал мой отец с фронта, по глазам моего собеседника вижу — не соглашается он со мной, отводит взгляд, но в спор не вступает, чтобы не обидеть. Позже я поняла, что он просто был убежден тогда, и уверен сейчас, что так нужно было для победы, для пользы Родине. А потому подобные разговоры ни к чему.

Демократия — значит правда

Он и сейчас отважно становится на защиту командования Красной Армии, советского правительства, и даже сталинского периода, которому безоговорочно привык доверять. Для него Советский Союз — образец самого справедливого государства в мире, хотя и в идею построения коммунизма особо не верил. И, тем не менее, заявляет: “Я был советским, советским и останусь”.
Наш герой в полной мере использует закрепленное Конституцией РФ демократическое право — иметь свою точку зрения и не таить ее, как, например, приходилось делать его отцу и другим соседям по поводу несправедливых репрессий в отношении простых рабочих в далекие тридцатые годы. Он с пристрастием читает прессу, слушает дебаты политических лидеров, новости военной хроники.
Его душу волнуют многие проблемы: почему при бесплатном обучении детей в школе, родителям приходится покупать учебники, почему прибыли от продажи природных богатств России пополняют карманы олигархов, а народ при этом не имеет ничего? Таких “почему” у Михаила Андреевича много. Ему лично ничего не надо, он скромен в желаниях, а большая часть его пенсии уходит на помощь внукам.
Вся боевая и трудовая биография Михаила Андреевича говорит о том, что все, что зависело от него, он делал безупречно. Так было всегда: когда рыл, готовясь со всеми дальневосточниками к войне с Японией, учился в десантных войсках прыгать с парашютом, постигал мастерство снайпера, пулеметчика, совершал немыслимые марш-броски по странам Европы без сна и еды, вел смертельные бои, спасал людей из горящих домов.
Война болью вошла в него навсегда. Памятью о ней он живет и сегодня. Он не искал легких путей, не добивался наград. Они сами находили его. Домой с западного фронта вернулся с Орденом Славы, тремя медалями “За боевые заслуги”, “ За взятие Вены”, “ За победу над Германией”. За десятилетний труд забойщика на шахте “Центральная” награжден двумя знаками “Шахтерская Слава” и многочисленными благодарностями.

Босоногое детство

Михаил Андреевич — потомственный шахтер. Он был в шахтерской семье седьмым ребенком. Семья жила в неказистом домике на улице Заовражной. До тех пор, пока не построили школу № 13, Миша учился там, где временно размещали начальную школу — в строящемся Дворце культуры угольщиков, в соседнем бараке, в Доме пионеров и школьников, в переполненной старенькой школе № 2… Так он и кружил между всеми этими зданиями босиком до первой изморози или в новеньких калошах, которые следовало беречь. В десять лет у него появился персональный шевиотовый костюмчик.
Детство было голодным. Он вспоминает, как его отец, живя рядом с пекарней, брал на стирку подмоченные мешки из под муки. Вытряхивал, выскабливал из них ее остатки и, смешав их с травой, отрубями выпекал что-то похожее на хлеб. А рядом, в переулке Бойкий, был хлебный магазин с сытными запахами, которые голодному мальчишке кружили голову. На карточку семья могла получить лишь одну булку, предварительно выстояв в очереди всю ночь. Мало того, в бывшем овощном магазине было два отдела: один для бедных, где товаров — раз, и обчелся, а с другой стороны — коммерческий отдел, где продавали изысканные яства, в том числе и черную икру, крабов и другие деликатесы. От этого изобилия есть хотелось еще больше.

С учебы — на войну

Работать по хозяйству приходилось много, поэтому учился средне, но, обязательную по тем временам, семилетку Михаил окончил. И направился в горнопромышленное училище №1. Однако, окончив, работы в городе не нашел и поехал во Владивосток учиться на повара. Честно говоря, его с другом прельстил цирк с французской борьбой. Учеба кончилась быстро — началась война. Но корочки повара третьей руки Михаил все же успел получить и даже поработал в сучанском ресторане “Белый лебедь”.
После окончания войны Михаил Романенко еще два года служил на территории Румынии в охране штаба Южной группы войск. На мой вопрос, какое впечатление у него осталось от увиденного в этой европейской стране, отвечал нехотя — ничего особенного — он всей душой стремился на Родину, в шахтерский Сучан, где в живых уже не было отца и старшей сестры.

Возвращение

В праздничный день 1 мая в шесть часов утра 1947 года он постучался в родной барак на улице Анисимова — вернулся солдат с войны. Вскоре стал работать старшим кочегаром на Центральной электростанции. Неуютным, кургузым был в ту пору Сучан. На месте нынешней рябиновой аллеи вдоль улицы Ленинской и на нынешней городской площади были глубокие овраги. Черная речка постоянно меняла русло, гуляла сама по себе, где ей нравилось. Грунтовые дороги, протоптанные пешеходные тропинки… Но дороже места для Михаила Андреевича на земле не было. Он накрепко прикипел к родной земле и чувствует себя на ней хозяином.
Здесь нашел свое семейное счастье с любимой женой Шурочкой, с которой прожили 62 года, 11 месяцев и три дня. Вырастили двух дочерей и сына. Сейчас у Михаила Андреевича пять внуков и влсемь правнуков. В день юбилея вся его многочисленная родня соберется в уютном ресторане. А еще Михаила Андреевича поздравят официальные лица города, и, конечно, коллеги по городскому Совету ветеранов и Совету почетных жителей города. Он всей своей жизнью заслужил больших похвал, потому что всегда был активным, отзывчивым и никогда не кривил душой. Всегда, на всех праздничных мероприятиях он с букетом цветов у мемориала воинам-партизанцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, на Партизанской сопке, у памятного знака “Шахтерская слава”, на уроках мужества…
Всю жизнь он вел здоровый образ жизни и сейчас поддерживает свое здоровье сам, не рассчитывая на помощь врачей. Каждое утро Михаила Андреевича начинается с неспешной зарядки, а за его быстрым шагом не всегда поспевают и молодые. Потеряв любимую жену, друзей — фронтовиков, он не утратил интереса к жизни. Ему интересно все! И до всего ему есть дело.
С юбилеем Вас, дорогой Михаил Андреевич! Так держать еще долгие лета! Радости вам, позитивного настроя и веры в светлое будущее современной России.

Любовь САМОХВАЛОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.