Женское дело — закон и порядок

14.04.2023

Татьяна Сеитова более 20 лет прослужила в милицииОт фактов никуда не деться — сегодня правоохранительная работа давно уже не прерогатива сильной половины человечества. Если на оперативной работе, переднем крае борьбы с преступностью все еще стоят мужчины, то в других подразделениях отделов внутренних дел уже по-другому.

Представительницы прекрасного пола составляют едва ли не половину личного состава и в ОМВД России по Партизанскому городскому округу. Они служат по финансовой части, участковыми уполномоченными, в следствии, госавтоинспекции, в отделении тылового обеспечения, в «кадрах» и других подразделениях. Немало их было в милиции в советское время и в 90-е. Расскажем о жительницах Партизанска, посвятивших правоохранительной службе многие годы и не понаслышке знающих, каково это – оберегать безопасность и покой граждан.

За каждого сотрудника в ответе

Подполковник милиции в отставке Татьяна Сеитова более 20 лет прослужила в органах внутренних дел. Выпускница столичного педагогического вуза, приехавшая по распределению в 1973 году в далекое Приморье преподавать историю и обществоведение, и не думала, что жизнь круто поменяет ее планы, и она сделает карьеру не в педагогическом, а в правовом поле.
— Начальник Отдела внутренних дел Николай Быканов в 1981 году объявил конкурс на замещение должности начальника паспортного стола. У меня было много друзей и знакомых, которые работали в милиции. Да и самой мне эта служба представлялась интересной и очень важной. Однако руководство школы, в которой я работала, и в гороно, учитывая нехватку учителей, думали иначе и были против моего перехода в органы внутренних дел. Поддержал меня первый секретарь горкома партии Анатолий Каменный, — вспоминает Татьяна Алексеевна
Романтика и красивая форма в работе, конечно, присутствовали, но был и внушительный объем ответственной бумажной работы. Прописка, выписка, поквартирные рейды для выявления нелегалов, оформление разрешений для въезда город, который из-за строящихся оборонных заводов имел особый статус. А для души было участие в хоре городского Отдела МВД под управлением Ивана Семеновича Горбачева и, что примечательно, стрельба. Дочь фронтового офицера, дошедшего до Берлина, Татьяна Сеитова оказалась очень метким стрелком. Много раз она защищала честь родного отдела на ведомственных соревнованиях и спартакиадах. Главным наставником по стрельбе стал начальник отдела кадров Николай Цакун, который, заметив в сотруднице задатки хорошего организатора и психолога, предложил ей должность инспектора в своем отделе. Николай Александрович не ошибся. Через несколько лет Татьяна Алексеевна уже возглавила отдел кадров ОВД Партизанского района:
— Работы было очень много. Так как люди и их проблемы зачастую не могут ждать, работали порой без выходных, отпусков и праздников. Начальник отдела кадров – это человек, который отвечает за моральный климат в коллективе, за прием на службу новых сотрудников, ротацию кадров, переживает за то, чтобы у всех в коллективе все было хорошо на работе и дома. Нужно найти подход к каждому, поддержать в трудной ситуации, помочь решить бытовую или личную проблему. Наконец, уберечь от необдуманного поступка и, конечно, помочь в продвижении по службе перспективным и толковым сотрудникам.
В 2009 году Татьяна Сеитова вышла в отставку, но и после еще пять лет проработала вольнонаемным сотрудником в Партизанском городском отделе внутренних дел:
— Если честно, я только после отставки по-настоящему почувствовала вкус жизни. Много времени с друзьями провожу в городском парке, принимаю участие в спартакиадах ветеранов. Дома выращиваю комнатные цветы, много времени посвящаю чтению, фильмам и общению с бывшими коллегами, с которыми годы службы связали прочной дружбой.

«Темные» и «светлые»

В лихие девяностые с их кризисом экономики, разгулом преступности и многомесячными задержками заработной платы система внутренних дел оставалась относительным островком стабильности. Именно тогда и попала в отдел милиции молодая учительница русского языка и литературы Наталья Питерцева.
— Моя зарплата в школе в деноминированных рублях была всего три миллиона. Ее платили частями и с большими задержками. А городском отделе милиции мне предложили сразу одиннадцать миллионов в месяц и без задержек. Так я обрела не только финансовую стабильность, но и свое призвание, — рассказывает Наталья Николаевна.
В то время в следствии был большой дефицит кадров, и пополнялся штат за счет представителей разных профессий. В 1993 году пришли сразу три учителя. За полгода опытные наставники Илья Максимов, Екатерина Кириенко, Владимир Соловьев и другие коллеги сделали из филолога, географа и учителя начальных классов следователей, способных «разматывать клубки» весьма сложных дел.
Новобранцы быстро поняли, что работа — это не романтика, а кропотливый труд, в котором важно все: от первого следственного действия до последней точки в протоколе.
— Бывало, обвиняемые признавались, что в жизни бы не согласились с выдвинутыми против них обвинениями, если бы не хорошая работа следователей, которые грамотно строили доказательную базу и оставляли только один шанс на смягчение наказания — явку с повинной. Был случай, когда подозреваемый, едва увидев меня в следственном изоляторе, сразу же признался в преступлении, объяснив это тем, что уже трижды расследование уголовных дел с его участием заканчивалось приговором на основе «железобетонных» доказательств, собранных Питерцевой. Так зачем же испытывать судьбу в четвертый раз, если все равно сидеть придется…
Наталья Питерцева имеет звание «Лучший следователь Приморского края»Следователь в душе оставалась учителем-интеллигентом. С подследственными разговаривала вежливо, никогда не повышала голос. Это магически действовало на них, привыкших в своей жизни к ругани, грубости и крикам. Высшее филологическое образование помогало излагать фабулу уголовного дела добротным литературным языком. Когда Наталья Питерцева ушла в отставку, один высокопоставленный прокурорский работник сказал: «Как жаль, что Наталья Николаевна ушла из следователей. Ее уголовные дела можно было читать как романы, не отрываясь».
— Мы работали вместе с оперативниками, которые раскрывали и фиксировали преступления по горячим следам, а после передавали нам для расследования, оформления и передачи в суд. Хочу отметить профессиональные качества оперативных сотрудников Виктора Безбородова, Олега Кубова, Вадима Бойко, Дмитрия Карпова и других. Под их началом я занималась расследованием «темных» и «светлых» дел. «Светлые» — это там, где есть обвиняемый или подозреваемый, а «темные» — когда преступление есть, а кто его совершил — неизвестно. В те времена не было видеорегистраторов в автомобилях и камер наблюдения на зданиях и в общественных местах. Все приходилось расследовать на основе практической работы оперативных сотрудников.
«Светлые» дела раскрывались легко, а над «темными» приходилось долго и кропотливо работать под надзором сотрудников прокуратуры, которые требовали стопроцентной раскрываемости. Горжусь тем, что из пятисот дел, расследованных мною за всю службу и доведенных до суда, большая часть «темные», — рассказывает Наталья Питерцева.
Самым громким было дело о превышении должностных полномочий по статье 201 УК РФ представителем власти. Оно стало серьезным испытанием, но у хрупкой блондинки был твердый характер. Несмотря на всяческое давление на этапе следствия от некоторых лиц и жесткий контроль со стороны прокуратуры, дело дошло до суда, и виновный понес заслуженное наказание.
Ее верная служба закону отмечена многими ведомственными наградами, а самой дорогой Наталья Николаевна считает звание «Лучший следователь Приморского края». Выйдя в отставку, правовой работы не оставила, продолжив карьеру в системе судебных приставов, а позже в администрации Партизанского городского округа.
Милиционером она была только на работе. Дома всегда оставалась заботливой мамой и женой, которая с удовольствием стоит у плиты и вяжет домашним теплые носочки и шарфики. Всегда любила спорт: легкую атлетику, самбо и в особенности стрельбу. Виртуозно владела не только пистолетом Макарова, но и карабином, и охотничьим ружьем, а недавно увлеклась скандинавской ходьбой.
— Коллектив был у нас дружный и сплоченный. Мы были один за всех и все за одного. Вместе работали и отдыхали, как одна большая семья отмечали праздники и дни рождения. Мой отглаженный мундир до сих пор висит в шкафу. Его любят примерять внуки. Кто знает, может кто-то из них пойдет по моим стопам и выберет делом своей жизни службу в правоохранительных органах.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.