А был ли Гамарник?

07.08.2013

Сколько раз на самом деле переименовывали наш город? 

Наш постоянный внештатный автор, действительный член Русского географического общества Андрей Антонов, на страницах “Вестей” знакомит читателей со своей очередной исследовательской работой. В этот раз объектом изучения стало название нашего города, вернее, нескольких его названий. В номере от 31 июля он поведал читателям, как шахтерский поселок стал городом и как его переименовывали из Сучана в Гамарник. Сегодня читайте, как воины-красноармейцы из Киева требовали “снять позорящее имя германо-японского шпиона Гамарника с города “Гамарник” и переименовать наш город вновь в Сучан.

Машина закрутилась. Президиум ВЦИК, где подобные дела уже стояли на потоке, ходатайство Дальне-Восточного крайисполкома о переименовании города Сучана, Приморской области, Дальне-Восточного края в город Гамарник утвердил 10 октября 1935 г. и поддержал ходатайство перед Президиумом ЦИК СССР.

Интересную резолюцию удалось прочитать на сопроводительном письме в Президиум ЦИК СССР: “По отзыву т. Хохлова в НКПС о переименовании ст. Сучан ничего не известно, более того, в указателе НКПС нет ни станции Сучан, ни ст. Гамарник”.

1931 год — 5 000, 1936 — 28 000 жителей

Более интересной явилась справка о городе Сучане от 21 февраля 1936 года. В ней, в частности, писалось: “Гор. Сучан, непосредственно подчиненный ДВ крайисполкому и расположенный в 168 км. рельсового пути от Владивостока, является центром каменноугольной промышленности Дальне-Восточного края. В настоящее время г. Сучан насчитывает 28 000 жителей — за последние годы он значительно вырос (в 1931 году в нем было всего 5000 жителей). Город имеет разветвленное городское хозяйство, значительную сеть социально-культурных учреждений (свыше 20 школ, в том числе одну полную среднюю и 6 неполных), железнодорожную связь с Владивостоком…

В будущем Сучану предстоит играть еще более значительную роль в хозяйстве края в связи с предстоящей постройкой в Сучане на его угольной базе и на базе Ольгинских железно-рудных месторождений металлургического гиганта для обслуживания всего Дальнего Востока. Кроме того, в Сучане предполагается постройка мощной теплоцентрали и обогатительной фабрики.

Сюда следует добавить, что к Сучану тяготеют прилегающие сельские районы со значительным развитием сельскохозяйственных культур и лесной промышленности, обслуживающие шахты, промышленное строительство и нужды населения города.

Проект остался на бумаге

При разрешении вопроса о переименовании города Сучана необходимо иметь в виду, что станция Сучан уже переименована в ст. Гамарник постановлением ЦИК Союза ССР, принятым по ходатайству ВЦИК.

Учитывая единодушное ходатайство местных и краевых органов Дальне-Восточного края и постановление Президиума ВЦИК, а также целесообразность унификации наименования города и ж. д. станции при нем, орготдел полагал бы переименовать г. Сучан в г. Гамарник”.

Этого же 21 февраля был подготовлен проект постановления ЦИК СССР, в постановляющей части которого говорилось: “Удовлетворить ходатайство Президиума ВЦИК и переименовать г. Сучан Приморской области Дальне-Восточного края в гор. Гамарник”.

Но по какой-то неизвестной причине проект постановления ЦИК СССР так и остался проектом.

В мае 1936 г. секретарь Сучанского горсовета Старовойт, горя нетерпением, шлет письмо непосредственно в секретариат ЦИК СССР, в котором вопрошает: “Сообщите Сучанскому горсовету решение президиума ЦИК Союза ССР, в отношении ходатайства Далькрайисполкома о переименовании гор. Сучана в гор. Гамарник”.

Ранее Старовойт запрашивал об этом же ВЦИК. В ответ ему пришла выписка из выше упоминавшегося мною протокола от 10 октября 1935 года, в котором говорилось, что ВЦИК поддержал ходатайство и направил его в Президиум ЦИК СССР.

Что там произошло в промежутке между февралем и маем 1936 года, неизвестно. Можно предполагать, что Президиум ЦИК СССР был накрыт валом просьб и ходатайств о переименованиях, парализовавших работу данного органа. Чтобы там ни было, но где-то в мае-июне 1936 года вышло постановление ЦИК СССР о прекращении переименований городов, райцентров, местечек и железнодорожных станций. В свете данного постановления секретарю Сучанского горсовета Старовойту 26 июня 1936 г. отправили ответ: “Настоящим сообщаю, что в связи с прекращением переименований городов, местечек, районных центров и ж. д. станций, ходатайство о переименовании гор. Сучан не будет рассматриваться”. Точка.

А Гамарник-то — шпион…

Дальше — больше. Подошел 1937 год, выяснилось, что Гамарник-то оказался то ли шпионом, то ли врагом народа и, не дожидаясь ареста, покончил 31 мая жизнь самоубийством. А 8 июня из Киева в редакцию газеты “Красная звезда” пришло письмо: “Бойцы группы политических занятий политгрупповода воентехника 2 ранга товарища Скляренко Ивана Корнеевича, части, которой командует полковник Перфильев… (Киевский военный округ) просят Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза С.С.Р. снять позорящее имя германо-японского шпиона Гамарника с города “Гамарник” Уссурийской области Дальне-Восточного края”. И 27 подписей. А 21 июня 1937 г. выходит постановление ВЦИК: “Снять имя врага народа — Гамарника с гор. Сучан и с железнодорожной станции Сучан, Дальне-Восточной железной дороги, оставив за этим городом и станцией прежнее наименование. Настоящее постановление довести до сведения ЦИК Союза ССР”.

Следует сказать, что переименование станции Гамарник в станцию Сучан произошло постановлением ЦИК СССР еще 7 июня 1937 года. То есть постановление ВЦИК от 27 июня в отношении смены названия станции вышло постфактум.

В этом месте пытливый читатель может задать вопрос. Как могло произойти переименование города Гамарника в город Сучан, если город Сучан не переименовывался, а оставался все время Сучаном? Объясняется это противоречие достаточно просто. Письмо бойцов в редакцию “Красной звезды” было переадресовано в секретариат ЦИК СССР с сопроводительной запиской, на которой сохранилась резолюция: “Имя Гамарника было присвоено г. Сучану самочинно ДВКрайисполкомом. Дано ВЦИКом указание о снятии этого имени и возвращении прежнего названия города”.

То есть при отсутствии постановления ЦИК СССР (единственный орган, имевший право менять названия городов) город Сучан стали называть Гамарником. Это, в свою очередь, объясняет слова Валентины Стежковой о постановлениях Гамарниковского горсовета, об упоминании города Гамарник в местной городской газете “Красный сучанец”. Нечто подобное происходило в 1926 году, о чем я писал выше, когда в рабочем поселке Сучанский рудник выходили постановления горсовета. И в том, и в другом случае, повторюсь, желаемое выдавалось за действительное. Очень хотелось руководителям Сучана 30-х годов, проявить свое чинопочитание, выразив его в новом названии в честь Гамарника.

Подводя итог, можно с полной уверенностью говорить, что в истории нашего города было лишь три названия: Сучанский рудник, Сучан и Партизанск. Самочинное присвоение названия “Гамарник” не в счет. О названии Партизанск не пишу, поскольку с ним и так все ясно.

А. Антонов,

действительный член

Русского географического общества 

Примечание: данная публикация написана на основании архивных документов, все ссылки у автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.