Августа РОМАНЮК: «Захлестнула газетная проза»

31.05.2019

Августа РоманюкЯ не профессиональный журналист, и из принципиальных соображений не вступила в ряды Союза журналистов. По профессии я техник-обогатитель. Но так сложилось, что большую часть трудовой жизни посвятила работе в газете. Журналистские университеты проходила в редакциях газет «Призыв» Афанасьевского района Кировской области, затем в качестве рабочего корреспондента многотиражной газеты «За асбест» города Ак-Довурака Тувинской АССР, в редакциях газет «Вести» Партизанска и «Курская руда» Железногорска, что в Курской области.

Университеты Партизанска

После переезда в Партизанск в 1983 году, на родину моего супруга Владимира Романюка, редактор газеты Александра Антоновна Позднякова приняла меня в штат. Первым моим наставником был Борис Петрович Резников — активный, трудолюбивый журналист. Он успевал давать в газету много материалов, писать краткие обзоры газеты для городской радиоредакции, участвовать в культурной жизни города. Бывало, я ухожу домой с работы, а он еще остается, утром прихожу в редакцию, а он уже успел побывать где-то на производстве и бойко печатает оперативный материал в газету. Я по-хорошему завидовала его работоспособности, красноречивой подаче материалов. Мне думалось тогда, когда же он отдыхает?..
Сказать по правде, работа в газете мне представлялась несколько иначе. По наивности я считала, что в газету можно писать только то, к чему душа лежит, и работать над материалом, пока он не созреет. На деле оказалось по-другому. Материалы нужно было оперативно брать и так же быстро подавать. При трехразовом выпуске в неделю газета оказалась всеядной, и был не столько творческий процесс, сколько производственный конвейер: бери — пиши, бери — пиши… А если хочешь творчества, потрать на него свое личное время.
За пятнадцать лет мне довелось поработать в разных отделах, и в каждом были свои учителя. Особенно дружно работалось с завотделом промышленности Ольгой Григорьевной Качаевой (Батуриной), позднее ответсекретарем и замредактора. Она была опытным журналистом и «палочкой-выручалочкой» в газете. В отсутствие корректора Валентины Ивановны Колесниковой чаще всего в корректорскую отправляли именно Ольгу.
«Санитаром» наших материалов я считала ответсекретаря Иосифа Викентьевича Шиманского, немного ироничного человека. Он очищал их от лишних фраз и слов, корректировал наши мысли. Исправно вел строчкомотатель, который был для меня «нервомотателем». Так я в шутку его называла. В строчкомотателе, специальном журнале, отражались результаты нашей работы, и если не удавалось выполнить месячную норму строк, становилось стыдно за себя и перед коллегами по работе.
Яркой фигурой в газете была для меня Людмила Васильевна Шоколенко, корреспондент отдела писем, позднее ответсекретарь. Помнится, мы вместе с ней обучались во Владивостоке на курсах университета марксизма-ленинизма. Прослушав много лекций преподавателей этого «универа»  и получив удостоверение о его завершении, я сделала свои выводы и вышла из рядов коммунистической партии.
По завершении военной карьеры в редакцию пришел молодой сотрудник Федор Калушевич. Его материалы отличались свежим взглядом, стиль подачи их легко воспринимался. Он вступил в ряды казачества, которое в период перестройки зародилось в нашем городе, иногда приходил в редакцию в военной форме. На него, молодого и статного, действительно было «любо» посмотреть. Человек творческий, он писал стихи и исполнял на гитаре свои песни, несколько раз организовывал в Партизанске фестивали бардовской песни. Работать с ним было легко, интересно.
Вспоминаю случай, когда Федор освещал выборы то ли в местные, то ли в государственные органы власти на избирательном участке, расположенном во Дворце культуры угольщиков. Свой материал он озаглавил так: «Дима Маликов пел, партизанцы голосовали». Но кому-то из сотрудников горисполкома такой заголовок показался некорректным, в редакцию поступил звонок. Мне же, наоборот, заголовок показался интересным, нестандартным.
Незадолго до моего увольнения из газеты, в редакцию пришел Николай Чен, человек общительный, с легким характером, с коммерческой жилкой. Он как-то сразу пришелся по душе коллективу. Глубокий след в душе оставил завотделом писем Виталий Сергеевич Туровник. Он ходил в темных очках, был внешне спокоен и уравновешен. Впоследствии он уволился из штата, перешел работать по договору, начал трудиться над книгой.

Мои коллеги

Много лет работали в газете завотделом писем Наталья Тихоновна Беликова, талантливый журналист, корреспондент Марина Петровна Логинова (Велькина), заботливая мама своих славных дочек, замредактора, а потом редактор Анатолий Кононович Поперечный, со вспыльчивым, но отходчивым характером.
Всех, с кем работала на протяжении 15 лет, и не перечислишь. Кто-то приходил ненадолго. Промелькнули на газетном небосклоне исчезли Владимир Жидков, Андрей Ткачев, Бела Гриненко, Валерий Лебедев, фотокорреспонденты Андрей Трофимов, Николай Каленов и другие.
Из технических работников до самого ухода на пенсию были преданы коллективу корректор Валентина Ивановна Колесникова, уборщица Любовь Григорьевна Николаева, бухгалтер Мария Прохоровна Батурина, водитель Николай Никифорович Лукьянов.
Быстро и грамотно печатала любые наши материалы обаятельная секретарь-машинистка Тамара Михайловна Батракова, умеювшая разобрать даже самый трудный почерк. После ухода Тамары Батраковой в лесхоз, ее сменила другая Тамара — Голованова, ставшая потом корреспондентом.
В любые времена газета не оставалась без добровольных помощников. Среди них — Полина Ивановна Котенок, Анатолий Васильевич Коваленко, Николай Бененсон и другие. Здорово помогали сводки по добыче угля, подаваемые заместителем директора по производству объединения «Приморскуголь» Яковом Никифоровичем Гориным. Он анализировал работу шахтеров, почему такая-то шахта или такой-то участок не справились с месячным заданием по проходке горных выработок и добыче угля. Большую помощь оказывал нам и городской отдел статистики.

О чем писала газета?

Несмотря на то, что газета была до перестройки органом горкома КПСС и горисполкома, особого давления со стороны городских властей мы не ощущали. С его сотрудниками пересекались на партийных и комсомольских собраниях, на городских еженедельных планерках, на разных совещаниях. С этих мероприятий черпали темы для будущих материалов. Журналисты так и называют работу на выезде - «в полях...»О многом писала газета в годы застоя и перестройки: о работе шахтерских и других трудовых коллективов, о выполнении взятых ими соцобязательств к какой-либо праздничной или юбилейной дате. Популярны были и личные обязательства трудящихся за досрочное выполнение пятилеток. Газета публиковала жалобы населения, чаще на работу коммунальных и бытовых служб, писала о выполнении решений Пленумов ЦК КПСС и т. д. Газетные полосы пестрели рубриками: «Газета выступила. Что сделано?», «По следам неопубликованных писем», «На пути к рынку» и другими.
В годы перестройки писать и открыто высказывать свои мысли стало легче, но появились другие проблемы. Предприятия, где не выплачивалась зарплата, или ее выдавали с большими задержками, потом и вовсе стали закрываться. Высокие цены, опустевшие полки магазинов, неуверенность в завтрашнем дне, забастовки. Все это находило отражение на страницах газеты «Вести».

Бывало и такое…

Меня захлестнули газетная проза и профсоюзные дела, и стихи писаться как-то перестали. Лишь изредка сочинялось несколько стихотворных строк к какому-то мероприятию или ко дню рождения наших сотрудников. В газетной жизни было немало курьезных случаев, которые запомнились мне надолго. Как-то я брала отклик на решения очередного Пленума ЦК КПСС у одной швеи фабрики «Горизонт». Когда начала уточнять некоторые нюансы у секретаря партийной организации этого коллектива, у меня закралось сомнение, что я беседовала с одним человеком, а под материалом поставила фамилию другого. Выкроив время, поехала на фабрику, чтобы удостовериться в своих сомнениях. И не зря. Ошибка была оперативно исправлена, в печать не прошла.
Вспоминаются и другие моменты. Мы освещали соревнование между городами Артем и Партизанск. О компьютерах тогда и речи не было. Обменивались материалами через поездки друг к другу. Как-то я повезла написанную нашим отделом страницу в Артем, и в редакции обнаружила, что одного рукописного листка не хватает, возможно, оставила его в Партизанске. Голова судорожно работала: что делать? Не помню, как мне удалось восстановить потерянный текст, но в итоге все получилось как надо.
А однажды мы поместили вниз головой фотографию с группой туристов, поднимающихся в гору. Была ли какая-то реакция на это партизанцев, мне неведомо. Можно было подумать, что туристы уже спускаются с горы.

 Успевайте говорить «спасибо»

Люди, встречающиеся в моей жизни, во многом повлияли на мое газетное творчество, на становление характера, на отношение к жизненным ситуациям. О ком-то из них ничего теперь не знаю, кого-то не успела поблагодарить при их жизни. Но в моем сердце живет память и благодарность редакторам газеты «Вести» Александре Антоновне Поздняковой и Анатолию Кононовичу Поперечному, замредактора Ольге Григорьевне Качаевой, журналисту Наталье Тихоновне Беликовой, своей подруге Нине Соколовой, родственнику Виктору Романюку.
С наступающим 90-летним юбилеем, коллектив газеты «Вести!» Творческих вам находок!

Августа РОМАНЮК,
бывшая сотрудница редакции газеты «Вести»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.