Дом, в котором мы живем

05.07.2013

Дом № 34 на улице Ленинской — юбиляр. 40 лет назад его построили по заказу “Приморскугля” для семей шахтеров. Хотя большинство квартир распределялось среди работников шахты “Центральная”, были среди новоселов и те, чьими руками восемь месяцев строилась эта пятиэтажка на четыре подъезда.

Вера Мосянова работала в Северосучанском СМУ. Она вспоминает:

— В январе 1973 года в дом заселялись не только шахтеры. Часть квартир распределялась среди швей фабрик “Молодежная” и “Горизонт”, педагогов, медработников, сотрудников ОВД. И нам, строителям, тоже выделили несколько квартир, — со мной заселились Людмила Карлина, Валентин Прохоров, Анатолий Обманец.

Северосучанское СМУ было самым крупным строительным предприятием города, наши строители работали на многих объектах города. А дома тогда строили качественно и очень быстро — от шести до десяти месяцев. Отопление в доме поначалу было от кочегарки при доме, сейчас в этом помещении находится отделение велоспорта спортивной школы “Сучан”. В доме всегда было очень тепло. А в каждой квартире стояли еще чугунные печи Сущевского и дровяные титанчики. Титаны поначалу были на кухнях, но постепенно народ перенес их в ванные. Для печей заготавливали уголь, для титанов — дрова. Все это держали в кладовках.

За десятки лет частично сменились в доме жильцы. Кто-то завершил свой жизненный путь, иные перебрались на другую улицу или город.

Славная шахтерская гвардия

— Больше всего представителей старой шахтерской гвардии осталось в нашем четвертом подъезде, — говорит Тамара Игнатьевна Дербышева. Живут в доме и шахтерские вдовы, как я. Я и сама работала в шахте, как Галина Яковлева, Екатерина Холод, Вера Лебедева. Не один десяток лет трудились на шахте и другие соседки: Надежда Карамышева, Альбина Хаустова, Анна Васильевна Зюзина, Татьяна Чернякова.

Когда-то численность работавших на “Центральной” превышала тысячу человек. Пусть шахта, дававшая самый качественный уголь, давно закрыта, но собравшись вечером за общим столом во дворе, старожилы перебирают в памяти имена тех, с кем вместе ударно трудились и дружно жили по соседству:

— Помните, в четвертой квартире жил Женя Федоточкин? Хороший был сосед. А 12-я была у Вячеслава Андреевича Спиридонова, заслуженного шахтера. Скромный человек, он был делегатом ХХVI съезда КПСС. И стихи у него очень душевные…

Орденоносец Леонид Гарасынович Гатаулин жил на пятом этаже, в 45-й квартире.

Очень все уважали и ветеранов Великой Отечественной войны Александра Николаевича Молчанова и Михаила Арсентьевича Дербышева.

Да, не по регалиям ценили соседи друг друга, а по человеческим качествам — за мужество и трудовую доблесть. Многие спешили к “Центральной” с тормозками на смену, которых, как на любой другой шахте, было четыре. По двенадцать человек спускались в клети, кто к отбойному молотку, как забойщики Николай Новощербанов и Александр Казаков, кто к электровозу, как Сергей Зюзин, Анатолий Бородачев, Роман Сутурин. Были и бурильщики, как Сергей Садыков, и лесогоны, как Алексей Попков, Виктор Кочетыков и Виталий Пушко, позже ставший горным мастером. И радовавший всех соседей плетеными корзинами Владимир Трофимов тоже был лесогоном — так называли горнорабочих очистного забоя по доставке в шахту леса. Александр Снежко 30 лет возглавлял бригаду проходчиков. Многое в работе шахтеров зависело от работы мастеров-взрывников Ильи Левакова и Владимира Лукьянова. Настоящими шахтерами были Валентин Шеин, Виктор Усачев, Александр Лузин, Борис Носенко, глава самой большой семьи в доме Линор Баймуратов и четыре Анатолия — Дегтярев, Гордиенко, Туснолобов и Косенко.

Провожали — с надеждой, ждали — с тревогой

Немало добрых слов можно услышать от жителей дома и о подземном слесаре Михаиле Александровиче Кормишине, начавшем работать на десятой шахте мальчишкой в 1944 году, и трудившимся здесь до 1996 года. За многолетний добросовестный труд он награжден знаком “Шахтерская слава” третьей степени, сейчас ему уже 87 лет.

— Лава всегда была опасным местом,- говорит шахтер-ветеран Анатолий Бородачев, награжденный знаком “Шахтерская слава” двух степеней. — Случались неожиданные выбросы метана. Однажды произошел сильный взрыв, но обошлось без жертв, потому что была пересменка.

Анатолий Максимович вспоминает как пришел в бригаду машинистов подземных электровозов Сергея Зюзина после 17-го училища и как вернулся в эту же бригаду после армии. Бригадир его и воспитывал, и обучал ремеслу, а когда понял, что парень науку усвоил, доверил ему свою бригаду.

— Хорошие ребята были в нашей бригаде, толковые — вспоминает Анатолий Максимович. — От нашей работы, от того, будет ли вовремя подан порожняк, напрямую зависели и метры проходки, и добыча забойщиков.

Работать в шахте было и трудно, и опасно, не зря она считалась сверхкатегорийной по неожиданным выбросам метана и горным ударам. От добросовестности, дисциплины каждого, взаимовыручки зависело, вернутся ли после смены к своим семьям горняки, каждый день спускавшиеся на темные подземные горизонты от горизонтов земных, где светит солнце и растут деревья. И когда все-таки случалась беда, на помощь приходили спасатели, бойцы ВГСЧ. И в наши дни живет в доме Александр Козак, выбравший когда-то нелегкую работу горноспасателя.

По соседству — швеи и учителя

Конечно, в годы пятилеток с энтузиазмом трудились не только шахтеры, жившие в этом доме. Владимир Николаевич Киселев, активист, член домового комитета, 25 лет отдал службе в милиции. Алла Ивановна Абдулина — одна из зачинателей в городе швейного производства, за ее плечами 40 лет работы в экспериментальном цехе швейной фабрики “Молодежная”. Больше четырех десятков лет этому предприятию отдала Валентина Лузина, большой стаж работы на швейной фабрике и у Людмилы Лукьяновой. Педагог Валентина Сутурина преподавала в пятой и двенадцатой школах, а потом учила девчонок и мальчишек в селе Тигровое. А Нина Кочедыкова, как устроилась в молодости на кожгалантерейную фабрику “Горизонт”, так и проработала на ней до закрытия.

Праздники — за одним столом

В юбилейный для своего дома год вспоминают жители и о том, как заселялись в новые квартиры. Светлана Косенко рассказывает:

— Наша семья въехала раньше всех — 1 января, прямо на новогодний праздник и за четыре дня до именин дочки Веты. Квартира после малюсенькой малосемейки казалась дворцом. И почему-то я очень боялась, что ее у нас отнимут. Мы зашли и закрылись на ключ. Праздник, а в доме ни голосов, ни музыки. Числа третьего стали заселяться другие соседи.

Мебельных стенок тогда не было — заносили по лестницам серванты, секретеры, кровати с деревянными спинками. Были и старомодные, с панцирными сетками.

А как потом жилось новоселам? Если задать этот вопрос любому из старожилов дома, ответ получишь одинаковый: “Хорошо мы жили, дружно”.

— Уже буквально через три дня мы знали всех своих соседей не только в лицо, но и по именам и фамилиям, — добавляет Вера Мосянова — Двери на лестничных площадках не закрывались — то забегали друг к другу за солью или сахаром, то за хлебом или денег перехватить до получки. Жили-то тогда по нынешним меркам небогато. На все четыре подъезда были одни “Жигули”, по паре “Запорожцев” и “Москвичей” да несколько мотоциклов. На них ездили и на дачи, и на море или речку отдохнуть..

А в праздники, на День Победы и День шахтера, на стол во дворе выносили все, у кого что было. Анна Григорьевна Басенко ставила на стол квашеную в деревянном бочонке капустку, огурчики и помидорчики, которые тоже солила в бочках своим фирменным посолом. А шахтовый фельдшер Людмила Петровна Носенко всех баловала сладкими пирожками, была большой мастерицей по части печеного. Конечно, и рюмочка была под закуску. А как пели хором застольные песни!

Уже четвертое поколение подрастает!..

Педагог Валентина Сутурина вспоминает:

— В доме всегда было много детей. Они вместе росли, учились. Бегали во дворе, играя в лапту, девчонки прыгали через скакалку, играли в классики. И все были рады детворе. Кто-то привозил первую ягоду с дачи, кто-то первое яблочко, помидор или огурец, и все доставались детям — на стол во дворе ставили блюдо и угощали всех детишек. Они вырастали, приходила пора свадеб. Молодых встречали всем двором, украсив их подъезд. И снова рождались дети…

— Это уже четвертое поколение жителей нашего дома,- глядя на играющего правнука Вадика и его друзей, говорит многие годы проработавшая на швейной фабрике “Молодежная” Галина Васильевна Гриборенко.

Да, и в наши дни в этом уютном дворе, который обустроили своими руками активисты дома, играют новые девчонки и мальчишки. Летом он буквально утопает в зелени и цветах благодаря трудолюбивым цветочницам — Альбине Хаустовой, Светлане Пушко и Алле Абдулиной, Нине Кочедыковой. И растет, тянется к солнышку березка, посаженная руками ушедшего из жизни Дмитрия Кочедыкова…

Ну, а очередной День шахтера и День города жители дома № 34 улицы Ленинской собираются встретить всем двором. Сядут за общим столом, вспомнят добрым словом соседей прежних лет и себя, какими они были 40 лет назад, когда заселялись в непривычно просторные после бараков и малосемеек квартиры со всеми удобствами.

Жители дома № 34 на улице Ленинской поздравляют всех горожан с предстоящими праздниками — Днем шахтера и Днем города — и желают здоровья, счастья, любви, благополучия и больше улыбок, а еще уважать друг друга и жить дружно!

Тамара Голованова

Уважаемые читатели!
Не сомневаемся, что в нашем городе еще найдется немало вот таких домов со своей интересной историей и давними традициями. Ведь строились в свое время дома для горноспасателей, для работников швейной фабрики “Молодежная” и кожгалантерейной фабрики “Горизонт”, Центральной обогатительной фабрики… Напишите о своем доме или просто позвоните в редакцию газеты “Вести”, пригласите корреспондента, и, вполне возможно, тема “Дом, в котором мы живем” получит продолжение в следующих номерах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.