Иосиф Шиманский: «Вместе мы могли горы свернуть»

05.07.2019

Ответсекретарь Иосиф Шиманский и редактор «Ленинца» Александра ПоздняковаВ десять лет Иосиф Шиманский ушел в партизаны. Не по годам смелый и смекалистый мальчишка стал связным отряда с подпольщиками города Дзержинска, на равных с взрослыми участвовал в боях, побывал в фашистских застенках.

Награжден медалями «За отвагу», «Партизану Великой Отечественной войны», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне».
– Папа был лесником, офицером запаса. Сразу же после объявления войны он явился в военкомат и попросился добровольцем на фронт. Его направили в диверсионную школу НКВД и осенью 1941 года забросили в родные белорусские леса с целью проведения диверсионной работы в тылу врага, «рельсовой войны» и для организации партизанского движения. Отец был капитаном Красной Армии и вскоре стал командиром батальона в партизанском отряде «25 лет революции». Маму с двумя младшими детьми он перевез в семейный партизанский лагерь, а меня взял с собой в отряд, — вспоминает Иосиф Викентьевич.
В десять лет Иосиф Шиманский был награжден главной солдатской медалью «За отвагу». Минуя многочисленные посты и засады, мальчишке удалось проникнуть в оккупированный город Дзержинск и доставить срочное донесение в местную полицию, куда внедрились подпольщики. Они снабжали партизан информацией о карательных операциях фашистов, о времени и дате начала облав по сбору и отправке молодежи в Германию, графиках движения военных эшелонов… Тогда все обошлось, а вот позже юных подпольщиков постигла неудача:
– Мне было одиннадцать лет, а моему напарнику четырнадцать. Послали нас в деревню за хлебом. Дали карабин и пять ржавых патронов. У околицы, бац, полицаи. Я стрелять, осечка… Разоружили, скрутили, отвезли в Минское гестапо. Два месяца продержали в камере. Не били, но тщательно обрабатывали, «накачивали» антисоветской пропагандой, убеждали, что партизанская борьба бессмысленна и, чтобы не погибнуть бесславно, мальчикам нужно срочно переходить на сторону «великой» Германии и помогать бороться с «красными бандитами». Мы с товарищем сделали вид, что поддались агитации и согласились отравить воду и пищу в партизанском лагере. Полицаи отвезли нас на опушку леса, выдали вместе с ядом бутылку шнапса, палку колбасы и булку хлеба. Мы с этой поклажей тут же пришли к командиру партизанского отряда и честно все рассказали. Командир нам поверил и даже похвалил за находчивость.

Путь в журналистику

После освобождения родной Белоруссии от фашистов юный разведчик вернулся за парту. С пятого класса сотрудничал практически со всеми молодежными изданиями Белоруссии, где охотно публиковали его материалы. Он много писал о войне, о восстановлении страны, о делах молодежи и школьников, а еще свои любимые зарисовки о природе.
Несмотря на настойчивые просьбы отца, он не стал лесоводом в четвертом поколении, а выбрал профессию связиста, поступив в Минский техникум связи. Окончил его с красным дипломом. На правах отличника попросил направить работать в Свердловский областной узел связи. По пути к месту распределения заехал к родителям в приморское село Углекаменск, куда отца за несколько лет до этого перевели из Белоруссии для упорядочения вырубок в Сергеевском лесхозе. Родители уговорили сына остаться в Приморье. Пошел работать в Партизанский узел связи, женился, родились дети. Так как телеграфистам платили мало, перешел в службу связи на шахту «Авангард», попутно стал рабкором газеты «Красный сучанец». Редактором тогда был Николай Новоселов, а ответственным секретарем Борис Челышев. Иосиф Шиманский окончил заочно журфак ДВГУ, а после — отделение печати академии при ЦК КПСС в Москве.
Во времена Хрущева была создана межрайонная краевая газета «Советское Приморье», освещающая жизнь восьми сельскохозяйственных районов края. Редакция находилась в Находке. В новую газету пригласили выпускников факультетов журналистики из разных республик СССР, попал в штат и Иосиф Шиманский. Попутно он сотрудничал со многими центральными и краевыми газетами и журналами.
Способного и смелого журналиста заметили и стали быстро продвигать по карьерной лестнице. За год дорос до должности заведующего отделом, за два – ответственного секретаря.
Смелость со времен войны была основной чертой характера Иосифа Шиманского. За нее его очень ценили друзья и коллеги, люто ненавидели недоброжелатели. Прямота и критика, невзирая на звания и ранги, сразу же испортили отношения с местными партийными органами:
— Я человек прямой и принципиальный, и быть лакеем никогда не собирался.
Когда главный редактор Александр Рассоленко уехал на месяц в командировку в Венгрию в составе делегации Приморья, Иосиф Шиманский остался исполнять его обязанности. За это время успел пропустить в печать ряд острых критических материалов:
– Мы «протянули» в газете высокопоставленного чиновника-хама, а позже — главного врача, отказавшегося в выходной день оказывать первую помощь ребенку. Критика была справедливой, наши газеты в прямом смысле зачитали до дыр. Люди расклеивали их даже на стенах домов и автобусных остановках. Но на нашу беду критикуемые оказались близкими друзьями второго и третьего секретарей райкома. Партийные боссы начали методично мстить за своих…
Скажу честно, с партийными чиновниками всегда работать было сложно. Они были сродни средневековым инквизиторам, которые душу из человека вынут, если что-то не по их нраву. Многие редакторы и авторы шли на попятную, угождали, писали то, что скажут, если по-честному, предавали, считаю, ради спокойной жизни, основные принципы советской журналистики. Я был не из таких, критиковал, спорил, доказывал. За что расплачивался здоровьем и продолжительным застоем в карьерном росте.

«Ленинец» — газета, о которой мечтал

В итоге Иосифа Шиманского вынудили уйти из газеты и всячески препятствовали устройству в другие редакции. Он думал, что на журналистике поставлен жирный крест.
В таком положении его застал редактор газеты «Ленинец» Петр Велькин. Они были знакомы еще со времен работы на телеграфе, куда Велькин ходил передавать корреспонденции во времена работы собкором газеты «Красное знамя» в Находке. Он единственный поддержал и пригласил хорошего журналиста на работу в газету Партизанска.
С приходом талантливого очеркиста страницы «Ленинца» заиграли новыми красками. Появились очерки о природе, о творческих людях, о шахтерских династиях. В те годы в «Ленинце» работали сильные авторы: Борис Петрович Резников, Виталий Сергеевич Туровник, Владимир Михайлович Порошин и другие. Кстати, Владимир Михайлович также был «спасен» Велькиным от опалы, в которую тот попал в Спасском районе.
— Когда вышел первый очерк о династии Телегиных с шахты «Северная», я в считанные дни стал самым популярным человеком в Партизанске. Каждый хотел со мною познакомиться, пожать руку, поблагодарить. Мне было очень приятно, что мой труд получил такое признание. Вдвойне было приятно, когда мои очерки стали читать по краевому и местному радио.
Активно влился в ряды литературного объединения, открывшегося на базе редакции. Мы с коллегами стали придумывать новые рубрики, тематические полосы, круглые столы и публиковать репортажи непосредственно с предприятий. Тираж газеты значительно вырос.
Была у нас и критика. Мы работали по принципу, если «пожара» нет в газетном номере, если о газете не говорят в городе, значит, номер не состоялся.
Переехать на постоянное место жительства в Партизанск я не решился и последующие десять лет ездил в город на работу из Находки. На электричке, автобусе, мотоцикле, а то и автостопом. Вставать приходилось очень рано, а домой возвращаться получалось поздно. Но, мне не привыкать!
Коллеги из редакции часто выручали, подменяя на встречах. Как-то даже помогли сделать удостоверение автобусного контролера, по которому я мог бесплатно ездить на автобусе на работу и обратно, — вспоминает Иосиф Викентьевич.
Понравилась Шиманскому и местная природа. Заядлый турист, охотник и рыболов все свободное время проводил в местной тайге.

Главная мирная награда

В 1986 году, «устав ездить», перешел на работу в газету «Находкинский рабочий», где и проработал до пенсии. Несколько лет был собкором в Находке в международном журнале «Бизнес и океан». Подготовил к изданию больше двухсот рассказов и зарисовок разного жанра.
Иосиф Викентьевич больше 40 лет в журналистке. Печатался в журналах «Уральский следопыт» и «Бизнес и океан», газетах «Правда», «Сельская жизнь», «Водный транспорт», «Суворовский натиск», «Боевая вахта», «Пограничная газета», «Советский патриот» и многих других.
За свой труд награжден медалями «За доблестный труд в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ленина», медалью «Ветеран труда», отраслевыми и краевыми грамотами.
Но все же самой большой журналистской наградой для себя он считает очерк журналиста Валентина Кнаппа, вышедший в конце восьмидесятых годов на страницах газеты «Красное знамя» под названием «Трое суток шагать». В этой публикации автор и другие журналисты отдали должное феноменальной работоспособности Иосифа Викентьевича. В тексте так и говорилось: «В какой бы уголок края ни приехал журналист «Красного знамени», он от местных жителей обязательно узнает о том, что у них до него уже побывал журналист Шиманский!».

«Вековая» традиция

В завершение беседы ветеран передал слова доброго напутствия журналистам нового поколения:
– Друзья, желаю вам всегда оставаться честными журналистами, работать в интересах людей. И с другой стороны, в критике знайте меру. Если человек споткнулся, не уничтожайте его, оставьте шанс подняться, исправиться. Продолжайте «вековую» нашу традицию: делайте и дальше честную и интересную газету!
Пусть в семьях ваших будет достаток и благополучие! Желаю, чтобы вы гордились своей профессией и своей газетой. Ну, и чтобы тираж стабильно рос!

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.