Историю правят факты

16.11.2018

Тимофей Мечик - герой Гражданской войныКаким он был, настоящий Тимофей Мечик?

На международной научной конференции «Гражданская война и интервенция на Дальнем Востоке России: причины, особенности, участники», которая прошла в конце октября во Владивостоке, доклад исследователя из Партизанска Георгия Туровника вызвал живой интерес его коллег — известных историков и краеведов.

Исследовательская работа Георгия Сергеевича посвящена 1918-19 годам -периоду начала партизанской войны в Сучанской долине. Автору удалось получить ранее неизвестные факты из личной биографии одного из руководителей сопротивления — Тимофея Мечика.
Немногие знают, что этот человек был однофамильцем одного из хрестоматийных отрицательных персонажей — Павла Мечика из известного романа Александра Фадеева «Разгром». Роман написан на документальном материале, который Фадеев собрал, будучи участником партизанского движения в Приморье в годы гражданской войны.
Фадеевский Павел Мечик – молодой и интеллигентный человек, окончивший гимназию в городе. В партизанский отряд он попал в поисках приключений и подвигов, однако быстро разочаровался в своем выборе, а попутно заслужил славу тунеядца и охотника до чужих женщин. В трудную минуту, при отступлении, по трусости, не предупредил отряд об угрозе, что привело к жертвам среди партизан.
Тимофей Мечик, согласно исследованиям Георгия Туровника, кроме возраста, в остальном полная противоположность персонажу из произведения Фадеева. В свои 18 лет сын зажиточного крестьянина из села Казанка после отбытия воинской повинности работал конторщиком в отделе народного образования Ольгинской волостной управы. Позже ушел в партизанский отряд, где быстро занял одну из лидирующих позиций, показал себя смелым и решительным воином, командиром.
Официальные архивы сообщают, что « …26 октября 1918 года в деревне Хмельницкое был организован Комитет по подготовке сопротивления контрреволюции и интервенции в Сучанской долине. В него вошли Тимофей Мечик, Захар Мартынов (заместитель председателя), Григорий Локтев, Корней Гурзо, Корней Суховей, Георгий Пряхин, Николай Ильюхов (председатель). Командующим партизанскими силами стал Николай Ильюхов, а его заместителем по политической части – Тимофей Мечик…».
По мнению Георгия Туровника, расхождение в описании черт характера книжного и реального Мечика можно объяснить двумя причинами. Александру Фадееву, который попал в Сучанскую долину уже после гибели Тимофея Мечика в бою, дали ошибочную информацию о вожаке партизанского движения. Или же он описал совсем другого Мечика, который, по свидетельствам некоторых современников, был двоюродным братом красного командира, но благодаря шумному успеху романа «Разгром» и одноименного фильма в советское время получил отрицательную славу.
Но не стоит идеализировать образ и Тимофея Мечика, который, как и большинство революционеров того времени, «руководствуясь революционным правосознанием», вершил скорый кровавый суд над сторонниками старого режима. По его приказу были расстреляны милиционеры, почтовые служащие, офицеры…
Член Комитета Николай Илюхов в своей книге «Эхо Сучанских сопок» подробно писал об этом. По его словам, 21 декабря 1918 года партизаны во главе с Мечиком и Мартыновым выехали на санях в деревню Казанка, догнав начальника милиции Сорокина и двух милиционеров. Разоружили, совершили самосуд и на площади против здания школы расстреляли на глазах местных жителей.
Весьма интересно отношение партизан и их командиров к религии, которую в те годы в Приморье никто не запрещал. Перед боевыми операциями красные партизаны вместе с командирами посещали службы в православном храме. В частности, упоминается, что перед походом весной 1919 года в Ольгинской церкви местный священник провел молебен, на котором в полном составе присутствовал отряд Глазкова. В проповеди отец Василий Сущинский напомнил красным, что белые — такие же русские люди, как и они сами…
Исследователь Георгий Туровник отмечает, что в настоящее время никто из ученых краевого института истории, археологии и этнографии ДВО РАН не занимается детальным изучением боевых действий периода гражданской войны на Дальнем Востоке. Ученые все чаще акцентируют свое внимание на экономических вопросах того периода, численном составе экспедиционных иностранных корпусов, квартировавших на Дальнем Востоке, анализом объемов и географии хлебопоставок, партийной жизнью.
Это приводит к тому, что многие современники уже и не знают истинных причин вооруженного восстания в Приморском крае. О том, что оно зиждилось отнюдь не на декретах советского Правительства, — зажиточные приморские крестьяне в земле не нуждались, а на реальном страхе населения перед тем, что откатывающаяся на Восток белая армия и их зарубежные союзники предпримут кровавые карательные акции против местного населения. Именно с целью защитить свои дома и семьи от грабежа и насилия взялись за оружие местные жители, при умелом руководстве и политической подпитке членов комитета по сопротивлению контрреволюции и интервенции.
Георгий Сергеевич рассказал, что весьма интересными были доклады историков из Канады, Японии, Китая, которые в большинстве своем изучают документы своих стран периода Гражданской войны в России, в которых отражено отношение иностранных правительств к происходящему на просторах бывшей Российской Империи. У нового поколения российских и зарубежных историков имеется материал для исследования по периоду Гражданской войны еще на много лет, поскольку до сих пор не разобраны многие архивы, в том числе и за пределами России.

Антон СУХАРЬ.
Фото из личного архива Георгия Туровника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.