Как в Сучане парк строили

30.06.2017

В конце 50-х годов из озера в парке били сразу несколько фантанов16 и 23 июня газета «Вести» опубликовала материал краеведа и нашего постоянного автора Георгия Туровника о строительстве городского парка культуры и отдыха в Сучане. Мы благодарим автора за предоставленную возможность познакомить наших читателей с этой исследовательской работой. Сегодняшняя публикация завершает цикл статей о создании уникального памятника природы. В наши дни он заслуживает самого пристального внимания со стороны городских властей и общественности, которые могут своим непосредственным участием вдохнуть вторую жизнь в самое красивое место отдыха горожан.

«Создан по инициативе комсомольцев»…

6 мая 1955 года, когда пошел уже шестой год стройки, состоялась III сессия Сучанского городского Совета депутатов трудящихся, которая фактически признала, что парк культуры и отдыха остается недостроенным. Из ассигнованных 3,5 миллионов было освоено только три. На этот раз из крупных работ на 1955 год Совет запланировал сделать освещение в парке, на что было выделено 100 тысяч рублей.
Строительство еще не закончилось, а уже началось разрушение. Выступая на сессии городского Совета, заместитель председателя горисполкома Г.Н Полегенский говорил: «2 мая в парке поломаны ограждения, саженцы, на строительство парка уже затрачено 3 миллиона рублей, а только за последнее время хулиганами нанесен ущерб в 25 тысяч рублей».
Сегодня на входе в парк жители видят мемориальную доску, которая повествует о том, что парк построен под руководством Василия Гарбара, с указанием даты 31 августа 1952 года, а также, что он «…создан по инициативе комсомольцев города».
Строительство парка, как мы знаем, началось весной. Продвигалось оно ни шатко ни валко, и тогда комсомольцы ЦЭММа обратились с призывом к другим первичным организациям комсомола и молодежи города, помочь в строительстве парка.
Газета «Красный Сучанец» в статье «Ускорим строительство городского парка» отмечала: «Этот замечательный почин одобрен городским Комитетом комсомола. ГК ВЛСМ, в свою очередь, обратился ко всей молодежи города поддержать ценную инициативу комсомольцев ЦЭММа.
Горожане с грустью вспоминают колесо обозренияЗадача партийный, хозяйственный и профсоюзных организаций – поддержать замечательный почин комсомольцев и всемерно содействовать ускорению постройки парка. Мы знаем немало примеров, когда жители городов и поселков Советского Союза своими силами, методом народной стройки, не только сооружали парки и водоемы, они создавали целые предприятия народнохозяйственного значения. Народная стройка выполнится еще успешнее, если правильно будет организовано руководство проводимыми работами». В последнем газета как в воду глядела!
 Комсомольцы ЦЭММа дружно прибыли на стройку. Они работали вечерами, отстояв смену на своем рабочем месте. Чтобы продлить рабочий день, строительную площадку освещали прожекторами. Василий Гарбар отмечал, что молодежь мастерских делает по две нормы. Комсомольцы разгружали машины с дерном, штабелевали лесоматериалы, очистили подвал под ДКУ, где предполагалось разместить бильярдную, буфет, помещения для различных кружков самодеятельного творчества. Не следует забывать, что за труд в парке неплохо платили, а потому работать на стройке и в моральном, и в материальном плане было выгодно. Молодежь города Сучана дружно взялась за дело, но вскоре комсомольцы исчезли …
При этом людей на стройке катастрофически не хватало, там трудились в среднем 20 человек. В то же время, по наличию инструмента, на площадке парка могли работать ежедневно до сотни.
В апреле 1950 года состоялась ХIII Конференция комсомола в городе Сучане, где работа городского комитета ВЛКСМ была подвергнута резкой критике.
Председатель Сучанского исполнительного комитета В.В. Спивак официально озвучил, что в городе будет построен городской парк культуры и отдыха и выразил надежду, что «В решении этих задач должны активную помощь оказать комсомольцы, молодежь». По силам ли это? Ведь на той же конференции горком комсомола укоряли за то, что комсомольцы в течение ряда лет не поддерживают инициативы пионерской организации о создании парка вокруг Дома пионеров. Главный вывод, который сделали комсомольцы Сучана на конференции – горком ВЛКСМ совершенно оторвался от масс.
Получается, что согласно документам тех лет, с инициативой привлечь к строительству парка комсомольцев и молодежь города в апреле 1950 года выступил не городской комитет ВЛКСМ, а председатель горисполкома В.В. Спивак. Тогда возникает вопрос: действительно ли парк был «создан по инициативе комсомольцев города»?

И вновь о трудностях

Проблем, как сказано выше, было много: не хватало людей, техники, строительных материалов. Не было единого руководства, не решались бытовые проблемы. Прибывший в город для работы по оформлению парка выпускник художественного училища Семен Горпенко в течение долгих лет в Сучане не имел элементарных условий для работы. С горечью он писал: «Здесь я, безусловно, мог бы плодотворно трудиться над строительством скульптур, не считаясь со временем. Но беда в том, что не создали элементарных условий для творчества. Около года я работаю в Сучане и, как ни странно, до сих пор мне приходится жить в мастерской ДКУ. Мои жена и маленький ребенок живут на станции Кангауз».
Следует отметить, что и в последующие годы в условиях работы скульптора почти ничего не изменилось. Разве что выделили помещение под мастерскую, о котором он вспоминал: «В предоставленной «мастерской» не было ни верстаков, ни полок, ни даже электрического освещения. Стены не только не побелены, но даже не оштукатурены! В стенах такие дыры – собака пролазит. Оконные рамы с толстыми переплетами, отчего в мастерской темно. Местное водяное отопление вышло из строя после первых же морозов. Сам соорудил из бочек три печи, но дым ел глаза»..
Чтобы решить проблему со своевременной установкой скульптур, Горпенко и Косяков купили на свои деньги во Владивостоке и доставили в Сучан две тонны гипса. Дальнейшая работа была сорвана. Гипса не хватало. По вине ЦЭММ задерживалось изготовление металлических конструкций для качелей.
Руководители, от которых зависела работа в парке, не только не выполняли постановлений Сучанского горисполкома, но и откровенно саботировали их.
Директор автобазы «Сучануголь» Н. в своем «содействии» строительству городского парка культуры и отдыха пошел еще дальше, он вступил в откровенное противостояние с Гарбаром. Вот некоторые из его распоряжений: «Автомашин парку не давать. Это выдумка Гарбара, чтобы деревья сажать зимой». В результате заготовленные зимой саженцы остались в лесу.
Вернемся к горькой правде товарища В.В. Спивака, высказанной им в 1950 году: «Больше того, что мы делаем, в большинстве, через несколько месяцев разрушается». Не успела обсохнуть краска в новом парке, как началось его разрушение. Некая горожанка, работница торговли, «…нарвала из клумбы букет, а когда ее остановили, она с возмущением ответила: «Зачем вы их сажаете, если рвать нельзя?». 13-летний мальчик из школы № 13 пришел на экскурсию в парк. Забрался на ель, сломал верхушку дерева и разорил птичье гнездо. На разъяснения, что так делать нельзя, грубо ответил: «Отстаньте от меня! Я на экскурсию пришел!». Во время проведения спартакиады спортсмены вместо того, чтобы меряться силами на спортплощадках, поломали деревья, кустарники, побили урны, сорвали дерн с откосов. Об этих фактах писал Василий Гарбар в газете «Красный Сучанец» 23 мая 1954 года…
К сожалению, история сохранила не все имена рабочих, создавших три четверти века назад крупнейший и лучший по тем временам парк в Приморье, но тех, чьи имена сохранились, стоит вспомнить: руководитель работ, бригадир комплексной бригады по строительству парка В.Ф. Гарбар, скульпторы С.Н. Горпенко и А. Косяков. Рабочие: Говорухин, Н. Долганин, Корсаков, Н. Лемеха, Я. Моисеенко, И. А. Пенин, И. Проценко, И. Сидоров, штукатур Фелюков.
22 февраля 2017 года скульптор Горпенко отпраздновал свой 90-й день рождения. Долгих лет Вам, уважаемый Семен Никитич, и нижайший поклон от потомков, за все, что вы сделали в те далекие годы!

Где ты, «Русская тройка»?

Парк культуры и отдыха города Партизанска среди немногих искусственных сооружений Приморского края попал в число «Памятников природы».
В 50-е годы многие скульптуры были созданы руками Семена Горпенко, кроме того, несколько десятков скульптур были завезены из других регионов страны в готовом виде. Парк являлся не только Ботаническим садом, но и своеобразным музеем ваяния эпохи социализма. Из всех работ скульптора Горпенко, уже к 70-м годам в парке остались лишь бюсты Маяковского и Горького, скульптура Ленина, а из завезенных: «Женщина с веслом» и «Семейная» — изображавшая молодого мужчину с гитарой в руках и женщину с ребенком. Все остальное было безжалостно уничтожено «благодарными потомками».
Особенно жалеет Семен Никитич созданную им скульптуру «Тройка». Это была летящая в быстром беге русская тройка лошадей, выполненная в натуральную величину. Она была разбита сучанскими хулиганами одной из первых еще в середине 50-х годов, до сих пор ее обломки остались под слоем земли в овраге ниже пруда.
Наступили мрачные 90-е годы ХХ века. Из парка в неизвестном направлении были вывезены оставшиеся четыре-пять скульптур. Вдоль аллей осталось несколько полуразрушенных скамеек.
 Наконец, наступило время отличиться и новой администрации. В 2008 году, в бытность главы Партизанского городского округа Игоря Рулько, был поставлен вопрос о необходимости снятия с парка статуса «Памятник природы». До сих пор непонятно, какой такой «необходимостью» руководствовались все шестнадцать участников публичных слушаний, единогласно проголосовавшие за ликвидацию статуса «Памятник природы» и рекреационной зоны вокруг парка.
А через полгода губернатор Приморского края Дарькин подписал постановление о снятии с особо охраняемой территории статус «Памятник природы»…

Георгий ТУРОВНИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.