Как жил и погиб Кронид Кореннов

24.01.2018

На главный вопрос – где и как погиб Кронид Кореннов - нет ответаБросив гранату в одно из помещений горноспасательной станции на шахте № 2, Кронид Кореннов и Стапан Зайцев отправились на шахту №6, в дом шахтера Василия Краснова. Ни охраны, ни наблюдения они не выставили.Нет сомнений, что их «вели» от шахты №2 до самого дома, затем подождали, когда в окнах погаснет свет и без всякого сопротивления арестовали в постелях. Вместе с ними был арестован хозяин дома и гостивший у него И. Тимошенко, однако, их после короткого допроса белые отпустили.
К командиру белого гарнизона приходило несколько делегаций от местных жителей, просили отдать на поруки арестованных. С подобным предложением обратился к милиции и Управляющий Сучанскими копями Пак: отпустить задержанных и выслать за пределы рудника. Но просьбы остались без внимания. По непроверенным данным, после истязаний каппелевцами они были убиты, связаны колючей проволокой. Сброшены в шурф. Штаб партизанских отрядов сообщал: «Коренной и Зайцев арестованы на шахте № 6, на квартире, расстреляны каппелевцами. При аресте у них взяты списки молодежи «3-го партотряда».
Возникает вопрос: как белые воспользовались отобранными списками потенциальных партизан? Новых арестов не последовало. Белые власти обратились к тем, кто на Сучанском руднике хотел взяться за оружие:
 «Граждане! Бывшие партизаны, вернувшиеся из партизанских отрядов к мирному труду, к вам и вашему благоразумию обращаемся. Для продолжения братоубийственной войны, грабежам и насилиям над Русским народом вас хотели мобилизовать Кореннов и его помощник Зайцев. Преступные замыслы этих особ не увенчались успехом: они арестованы правительственными властями и отправлены во Владивосток для передачи суду. Распускаемые ложные слухи о том, что, в связи с деятельностью Коренного и Зайцева, будут арестованы другие бывшие партизаны, заявляем – это ложь и гнусная провокация коммунистов. Граждане, бывшие партизаны! Оставайтесь на своих местах и мирно занимайтесь трудом на общее благо пострадавшей Матушки-России. Спокойствие в крае — наша цель, к которой мы стремимся всеми мерами.
Осведчасть Сучанского гарнизона».
 В течение нескольких дней семья Кореннова приносила для узников передачи, потом принимать их отказались. Партизанское командование об их аресте отозвалось по-канцелярски сухо: «Бывший командир тов. Кореннов и его помощник Зайцев захвачены белыми на Сучанском руднике. Исключить из списков района и всех видов довольствия с сегодняшнего дня. Вольский. 12 марта 1922 года».

Сожгли в паровозной топке?

Одну из версий о гибели комсомольцев-партизан обнародовал в 50-х годах прошлого века известный журналист В. Г. Мугрычев. Со слов А.Г. Горбатенко, проживавшей в 1922 году на станции Кангауз, Кореннова сожгли в паровозной топке японцы. Она рассказывала:
 «Был теплый вечер. Около магазина поселка Кангауз остановились четыре американца. Под их конвоем шли двое русских. Один из них был белокурый и худой, среднего роста, на руках его были отрублены пальцы. Второй – немного пониже, широкий в плечах. Оба они имели измученный вид. Кровь и ссадины – следы пыток – покрывали их. Руки юношей были связаны за спиной колючей проволокой. Заведующий магазином И.Я. Новицкий хотел дать им по папироске. Американцы осыпали его бранью и повели юношей к японскому штабу.
 — Тот, что повыше, — это Кореннов, — сказал Новицкий Ане Горбатенко. Дикая сцена потрясла их.
Бюрократические препоны можно преодолеть и увековечить правильное написание фамилии герояНа другой день толпа японцев повела Кронида Кореннова и Зайцева к бронепоезду. Учинить зверскую расправу американцы поручили своим друзьям по разбою. Бронепоезд двинулся от станции под уклон. Через полчаса он стал возвращаться к станции, преодолевая подъем. Из трубы шел черный дым с необычайным запахом. Кронид Кореннов и Зайцев были варварски сожжены в топке паровоза.
 — Японцы вышли из бронепоезда одни, — вспоминает А.Г.Горбатенко,- тех юношей с ними уже не было. Возле депо палачи почистили топку. Немного погодя я подошла к дымящему шлаку и увидела только обгорелую коленную чашечку.
Отметим, что в марте 1922 года никаких американцев на территории Приморья не было. Американский Экспедиционный Корпус эвакуировался еще весной 1920 года. Поэтому доверия к рассказу свидетельницы нет.
По другим, всем известным источникам, Кореннова и Зайцева замучили в подвале Народного Дома. Сестра Кронида вспоминала: «Когда белые удрали из клуба, и мы вошли в подвал, то там было столько крови на стенах, их били шомполами и кровь брызгала на стенки». Правда Галина Федоровна не сообщила, когда именно белые покинули Сучан. Точно известно, что казаки А.В. Зуева ушли с рудника в июле 1922 года, то есть через четыре месяца после исчезновения Кореннова и Зайцева. Японцы чуть позже — 26 августа. Поэтому мы можем только предполагать, что пятна крови принадлежали нашим героям. Ведь в подвале Народного Дома в течение Гражданской войны содержались как захваченные в плен белые, так и партизаны, в зависимости от того в чьих руках находился рудник. Существует легенда, что на каменной стене в подвале была обнаружена надпись сделанная кровью: «Здесь нас пытали, но мы никого не выдали» — ее, если она существовала в действительности, также могли написать как томившиеся в подвале партизаны, так и белые… Точно известно, что находившиеся в 1919 году в подвале Народного Дома пленные партизаны, в январе 1920 года попали под амнистию генерала С.Н. Розанова и остались живы.

Чьи останки нашли у Дома пионеров?

В конце 1960-х годов, примерно в сорока метрах от Дома пионеров, бывшего Народного Дома, обнаружили скелет неизвестного человека. Вот как описывает это событие в августе 1969 года тогдашний председатель Секции бывших партизан города Сучана П. Житяйкин.
«Мы все туда пошли и увидели, где этот скелет был найден. Местный житель, дом его расположен рядом с Домом пионеров, стал копать погреб. Углубился сантиметров на 80 и наскочил на скелет человека. Череп имеет два пулевых отверстия, на позвоночнике следы ожогов, ребра, некоторые, поломаны. Удивительно, сохранилась мешковина, или рогожа, что-то в этом роде. Когда мы ушли на заседание, то вскоре сообщили, что обнаружили второй скелет. По нашему несомненному убеждению – это останки Кореннова и Зайцева».
Однако скелет был все же один. Экспертиза, проведенная в краевом управлении МВД, установила, что погибший был ниже среднего роста, прижизненный рост 169,5 см., примерно 26-30 лет. На костях не обнаружили следов от колющих и огнестрельных ранений. Эксперт-профессионал, изучавший останки, не увидел ничего из того, что померещилось бывшему партизану. Могли эти останки принадлежать Кореннову или Зайцеву? Вряд ли. Судя по групповой фотографии, Кореннов был высокого роста. О Зайцеве Т.П. Головатенко вспоминал, как о крепыше среднего роста. Им было по 21 году, а пять-десять лет разница заметная.
Следующую версию рассказал уже упоминавшийся Я. Евтушенко. Услышал ее якобы от бывшего беляка, бежавшего из Сучанского гарнизона в партизаны. Солдат этот лично не участвовал ни в допросах, ни в расстреле Кореннова и Зайцева, история известна ему от третьих лиц.
Со слов безымянного солдата получается следующая картина. Кореннова и Зайцева заключили в подвале Народного Дома. Их ежедневно допрашивали и били. Ни о каких иных пытках, кроме избиений, солдат не рассказывал. Их дело вела рудничная милиция, допросы проводил следователь милиции, житель Сучанского рудника, В. З. Шедько. После нескольких дней допросов, Кореннова и Зайцева расстреляли в отвалах шахты № 3, где-то за бывшим кинотеатром «Радуга».
Из воспоминаний Т.П. Головатенко: «Комсомольцы несколько дней вели наблюдение за Народным Домом, старались увидеть арестованных. Но увидеть так и не смогли. Спустя некоторое время, подпольные комсомольские группы поймали несколько человек белых. И опять-таки нужных сведений не получили. После ухода белых и японцев из Сучана были организованы поиски Кореннова и Зайцева, но никаких следов обнаружено не было».

Их хоронили в безымянных могилах…

Вполне может быть, что, как следует из «Обращения» белых, Кронида и Степана повезли в тюрьму Владивостока, а по дороге расстреляли, как это не раз делали как белые, так и красные. После Гражданской войны мирные жители на протяжении десятков лет находили в тайге, в полях, вдоль железных и грунтовых дорог останки людей как в военном обмундировании, так и в гражданской одежде. Документов, как правило, при них не оказывалось. Их хоронили в безымянных могилах. Кто покоится под давно упавшими крестами? Могилы эти давно забыты и сравнялись с землей. Возможно, именно в таком захоронении и покоится прах наших героев.
Ни имеющиеся архивные материалы, ни воспоминания родственников и товарищей не дали ответа на главный вопрос – где и как погиб Кронид Кореннов. Фактом остается лишь то, что его и Степана Зайцева арестовали, в милиции их допрашивали, а потом они пропали без вести.
Бывший сучанский комсомолец Т.П. Головатенко, видимо, также не верил во все сказки советского времени и осторожно написал: «После допроса Краснова и Тимошенко отпустили. Дальнейшая судьба Кореннова и Зайцева остается неизвестной».
Не повезло с исторической памятью и помощнику Кронида Кореннова.
 По воспоминаниям Тимофея Павловича Головатенко, Степан Зайцев родился в 1901 году в Донбассе, в семье рабочего-шахтера. В 1920-21годах работал в Сучане на шахте № 6 забойщиком: «Жил в небольшом бараке, в одной квартире с Савелием Павлущенко, ныне переулок Встречный (в настоящее время улица Зайцева). Степан Зайцев был крепким коренастым парнем, среднего роста, блондин с голубыми глазами. С виду он был застенчив и как будто немного угрюм. Любил Степан быть в кругу близких товарищей, был хорошим семьянином. Вот таким мы его и знали».

Георгий Туровник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.