Партизанское село Мельники: летопись боевая и трудовая

18.06.2014

О чем помнили и рассказывали  старожилы приморской глубинки 

11 июня село Мельники широко, весело, с размахом отметило свой 115-й юбилей. Был и концерт, и развлечения для детей, и торжественные речи, и подарки. Праздник удался на славу, радовались ему в каждом доме этого вольготно раскинувшегося на просторе села. Его жители бережно хранят истоки, наказывают детям бережно хранить историю своей малой Родины.

А история у Мельников богатая, по крупицам собирают и хранят ее жители. А главный вдохновитель и летописец их односельчанин — Николай Иванович Ковальчук, почетный житель Партизанского городского округа, известный пчеловод, охотник и тигролов, женьшеневод. Газета “Вести” не единожды публиковала на своих страницах его рассказы о замечательных героических земляках. Вот и сегодня вниманию наших читателей мы предлагаем историю небольшого приморского села, основали которое смелые и трудолюбивые люди.

С мечтою о земле свободной

В 1899 году из далекой Волынской губернии в Амурскую область, пароходом из Одессы отправились на Дальний Восток пять семей. Ехали односельчане в далекий край в поисках лучшей доли. Бежали от нужды, голода и непосильных налогов. Мечтали о земле свободной и работе вольной.

Среди переселенцев — два брата по фамилии Мельник. Демид Мельник с сыновьями Кузьмой, Тихоном, Антоном и дочерью Прасковьей. Мельник Иван с сыном Андреем и дочерью Анной. Вместе с ними — братья Марчуки Федор и Иван с сыновьями Иваном, Семеном и Михаилом, а также Сидор Сиротюк с женой и сыном Тимофеем.
Из родной Одессы выехали в начале лета и только к осени прибыли в далекую незнакомую Находку. В переселенческом отделе, что находился в те времена во Владимиро-Александровском, куда обратились прибывшие за помощью, получили лошадей, сбрую, телеги, деньги на строительство домов, выдали каждому хозяину винтовку с патронами. Здесь же выписали бесплатный лес на строительство и указали место поселения, сказав лишь, что места эти за деревней Казанка Сучанского района.

Но самым главным богатством, полученным первыми мельниковцами, была свободная земля. По сотне десятин, одна десятина — гектар, на семью, на всех 500 десятин! Погрузив свой небогатый скарб на телеги, тронулись семьи в путь к своим наделам, своей земле, к будущей Родине детей, внуков, правнуков… Весь в день в дороге, ночевали, где ночь застанет, и к концу третьего дня доехали до места.

На первое время братья Мельники и Марчуки построили себе две землянки. Сидор Сиротюк построил небольшую фанзу для своей семьи. Зиму охотились. Добро — места дикие, зверь непуганый, далеко ходить не приходилось. Кабана и изюбра в округе вдосталь, а косулю били прямо рядом с жильем. За охотой и место присмотрели под строительство первых пяти домов. Небольшая поляна — земля хорошая, рядом река — рыба в руки сама идет.

Но сколько бы ни было свободной земли, между поселенцами все же начались споры да перепалки. А вдали от “большой земли” решать споры самим непросто — кому довериться, кто рассудит по чести, по справедливости? Собрались селяне на сход, спорили, рядились, долго толковали, но решение приняли. Поставили старостой села Варфоломея Тимошука. Рассудительный, степенный мужик, зря никому слова худого не скажет и другому на себя наговаривать не позволит, кому советом поможет, а кому и делом пособит, кого пожурит, а к кому и ладонь приложит…

Точка на карте

На карте Сучанского района, недалеко от населенного пункта Казанка, появилась новая точка. Вначале без определенного названия, просто подписали под точкой фамилию, наиболее часто повторяющуюся в списке тех переселенцев — Мельники. Так и прижилась эта надпись, превратилась в название нового села. Только через год узнали первопроходцы о названии своего поселения, уже от новых переселенцев.

В 1900 году началось активное освоение Приморья. Потянулись на свободные земли жители огромной Российской империи. И нашим первым мельниковцам скучать в одиночестве долго не пришлось.
В 1901 году на земли за Казанкой приехали еще несколько семей. Братья Гомза — Семен с сыновьями Антоном, Александром, Семеном, Яковом и дочерьми Федорой и Софьей, Денис — с сыном Григорием и дочерью Татьяной. Два брата Третьяковых — Савелий и Василий, Макар Гречко, семья Кожуховых. Места на поляне всем не хватило, вот тут-то и шагнуло село за реку, начало расстраиваться. На новом месте в начале деревни поставил свой большой и светлый дом Семен Гомза, невдалеке и брат Денис обосновался.
Трудолюбивые, они быстро обживались, сад разбили, хозяйство развели. Сыновья Семена и столярничали, и плотничали.

Сами трудом жили, другим ни в совете, ни в помощи не отказывали. Пчел разводили и с соседями поделились и пчелосемьями, и опытом. Очень уважали их в деревне за добро да за отзывчивость.

А через год к поселенцам прибавилось еще двенадцать семей из дальних краев. В тот год приехали семьи братьев Винниковых Прокопа и Ефима, Здориковых Никиты и Евлампия, Степана Гончарова, Цегельнюка Сидора, Тимощука Варфоломея, Горшерука Корнила. Позднее, в том же году, приехали с семьями Демчук Антон, Гарпич Макар, Шелепов Николай, Косяков Федор. Прибыв на свободные земли из краев, где о земле они только мечтали, переселенцы взялись за работу. Земля заждалась людей, а люди, до сей поры лишь мечтавшие о своем наделе, с радостью принялись возделывать и оживлять теперь уже свою землю. Строили дома и времянки в зиму. На землях за Казанкой явно вырисовывалась деревенька.

С Америкой торговали!

Вот уже и первые коренные Мельниковцы народились. Подрастают помощники в молодых семьях. Строятся, расширяются подворья, крепнут хозяйства. Для строительства нужны и гвозди, и инструменты. В поле пойти также с плугом, бороной, серпом надобно. До заводов в центре России не доехать так просто, а вот морем торговать можно. В других деревнях, что к морю ближе, вопрос инструмента, оснастки, прочих жизненных мелочей не стоит уж давно. Вот и взялась молодежь деревни торговать морем с Америкой.

Идею подал Антон Семенович Гомза. Едва приехав в Находку, еще в 1901 году, молодой паренек купил у лавочника журнал по пчеловодству. Увидел чертежи, рисунки и начал разбираться не в словах, а в рисунках. Показал отцу, Семен заинтересовался. Глядит, глаза у сына огнем горят, интерес в них живой, азартный. Схоронил журнальчик до лучших времен, а уж как пообжились на новом месте, вернул Антону журнал, помог подписать открытку, денег дал на подписку. И не пожалел о вложении. Скоро пошли журналы. Слов не понимая, разбирались по картинкам, пробовали чертежи читать.

А к весне 1910 года поставил Семен Гомза первый улей рамочный, по американским чертежам выстроенный.
Как же странно смотрелся этот улей среди колод. Со временем стало наоборот, уже колоды смотрелись старо и необычно. Кроме журналов стал Антон заказывать инструмент у морячков. Платил деньги, вырученные со своих ульев, да своими руками заработанные на столярном, да плотницком труде. Отец да братья, глядя на такой дивный, да удобный инструмент, только радовались за Антона. Просили им купить такой же. Продавали излишки продукции, покупали качественный инструмент, полезные журналы. А вот все самое необходимое — спички, керосин, соль приходилось покупать на руднике, как раньше называли Сучан, или ехать еще дальше во Владимиро-Александровское. На продажу везли свое: картофель, мясо, сало, масло деревенское, птицу, яйцо. Рудник в те времена еще только развивался, товары продавались быстро, а на вырученные деньги покупали товар для деревни, да в других деревнях — скот и лошадей. Дорога занимала два-три дня, и не всегда можно было удачно и вовремя домой добраться. Мостов тогда еще не было, реки переходили вброд, а в дожди те наполнялись, бурлили, и не всегда решались люди переправляться по такой воде с товаром да со скотом.

Испытание стихией

И все бы так и шло ладом, да чередом, но край наш Приморский, приняв людей, проверяет их на стойкость духа, крепость воли, силу характера.

В 1914 году мельниковцам выпало первое тяжелое испытание. Осенние дожди не прекращались, наполняя реки, порывистый ветер гнул и ломал деревья, а кои и с корнем выворачивал. Река подхватывала их и несла своими мутными бурными водами до поворота русла. Играючи целыми деревьями, как прутиками, река выстроила плотину и, выйдя на простор полей, пошла грязным потоком на село. С сопок селевые потоки замывали остатки несобранного урожая на огородах. Такой воды люди еще не видели. Хлеба были уже убраны, у кого в амбары, а у кого еще в поле оставались снопы. Вода все смывала на своем пути. Что не могла свернуть и унести — вымывала, заиливала, смешивая с грязью. Люди и животные спаслись на возвышенном месте рядом с домами. Дожди закончились. Вода ушла, а вместе с ней и земля. Та земля, которую селяне корчевали и возделывали потом и кровью, полностью была смыта. На полях и в огородах остались только камни. Не знавали люди еще такого горя, но горевать было некогда. Нужно спасать то, что осталось, налаживать жизнь, к зиме готовиться заново.

Новые Мельники

Мельник Демид первым решился на переселение. Собрал сыновей, разобрали дома да постройки по бревнам. Выбрали новое место и за месяц поставили дома. Дом этот Демидовский и сейчас стоит в Мельниках по улице Школьной. Крепкий, теплый, добротный. Не одно поколение Мельниковых выросло в этом доме, и сегодня в нем живет Нина Антоновна Москаленко, в девичестве Мельникова.
Недалеко от отцовского поставили свои дома и сыновья Кузьма и Тихон. Заново начали отстраивать деревню, налаживать жизнь.

Постепенно и другие семьи стали переселяться на новое место. А место оказалось действительно лучше прежнего. От реки подальше, да повыше.

Отстоим Советскую власть!

В 1920 году в Приморье пришли войска интервентов и белогвардейцев. В Мельники и близлежащие деревни частенько наведывались беляки вербовать молодежь на борьбу против Советов. Старики твердо решили отстаивать Советскую власть.

В Мельниках печаталась партизанская газета — прародительница городской газеты “Красный сучанец” — “Ленинец” — “Вести”. В одном из домов располагались редакция и типография. В этом же доме в 1919 году была явочная квартира Сергея Лазо. Вспоминая рассказы своего отца, Александр Наумович Винников говорит, что именно в этот дом приводили “языков”, допрашивали их, после чего отводили к сопке за домом…
Мельниковцы помогали партизанам, чем могли. Но урожай надо было вырастить и собрать, нужны были крепкие руки. Пришлось прятать молодых парней от беляков и интервентов, а иногда с оружием в руках отстаивать свои деревни. Враг становился все агрессивнее, и потянулась молодежь в партизанские отряды. Как дружно обустраивали деревню, так дружно и защищать решили парни свою землю. Братья Гомза Антон, Семен и Яков, сыновья Ефима Винникова — Наум и Петр, Томашевский Роман, Маргорин Федор, и другие парни ушли в тайгу.

Многие из них погибли в огне Гражданской войны. Но о смерти одних ничего не известно, а вот о некоторых наших односельчанах рассказали очевидцы их гибели. Оба брата Винниковых служили в отряде Ильюхова в 5-ой роте 1-го Советского полка. Вот старшему брату Науму удалось остаться в живых после атаки японских интервентов, сам он и видел гибель своего 19-летнего брата Петра. В ночь на 5 апреля 1920 года казармы были окружены японцами. Отряд был разбужен пулеметной стрельбой. Похватав винтовки, солдаты начали выбегать из казарм к своим боевым постам. Шквальный огонь косил всех, не давая сделать ни одного ответного прицельного выстрела. Многие из солдат в эту ночь, не раздеваясь, легли спать, так как чувствовали неладное. Да и японцы в этот вечер, как впрочем, и не впервые, устроили провокацию, заняв позиции напротив казарм. Когда застрочили японские пулеметы, братья выскочили в коридор, здесь было безопасно, -стены из красного кирпича толстые, крепкие. Пуля не пробивала, но свист был жуткий. Стоят и ждут, когда скомандуют — в атаку или отступать. Люди гибнут, а команды все нет. Стало понятно, что командиров уже нет в живых, надо самим спасаться, выбираться к своим соседним полкам.

Кто-то пытался прорваться к сопке, но там их встречал прицельный пулеметный огонь. Наум и Петр взяли винтовки, дождались, когда в пулемете лента закончится, и рванули к сопке. И только добежав до овражка, увидел Наум, что бежал один. Младший брат испугался и остался стоять на месте. Хотел Наум подать знак брату, чтобы тот оставался пока там. Но Петр, услыхав, что пулемет молчит, побежал и на половине пути упал, сраженный пулями. Пришли партизаны под утро домой в деревню, взяли коней, поехали за своими — раненым помочь, да убитых придать земле.

Привез Наум брата в деревню. А вскоре и из других мест стали свозить погибших мельниковцев.
В 1921 году в Мельниках стоял отряд Волошина. Штаб располагался в школе, а солдаты расквартировались в деревне. На краю деревни поставили дозоры. Отряд после боев отдыхал, бойцы залечивали раны, готовились к новым заданиям, ждали сигнала от Лазо. В одну из ночей увидел дозорный конную разведку за поворотом. Дал предупредительный выстрел, и побежал в укрытие, но пуля не дала далеко уйти пареньку, остался он на заборе с пулей в спине. Партизаны не приняли бой, отступили. Казаки обошли деревню, никого не нашли, расправу чинить не стали, узнав, что стрелявший паренек не мельниковский.
Может быть, этот выстрел и спас деревню от кровавой расправы в ту ночь. И хотя паренек действительно был не местный, похоронили его рядом с братской могилой в Мельниках, а позже узнали фамилию — Маргорин.
На сельском кладбище стоит памятник мельниковцам, погибшим в годы Гражданской войны. На мемориальной доске высечены их имена А.С. Гомза, И.А. Кожухов, С.Ф. Марчук, С.Д. Третьяков, И.М. Гречко, С.Ф. Косяков, П.Е. Винников.

Танк для сына

Недолгим был мирный труд мельниковцев. В дома односельчан постучала самая страшная и кровопролитная Великая Отечественная война.
И в Мельники пришли первые повестки о мобилизации в части Красной Армии. Около 80 человек из села Мельники ушло на фронт, 50 вернулись в село живыми, 27 наших односельчан погибли на фронтах, а имена некоторых погибших мельниковцев за давностью лет стерты из памяти людской.

У Семена Ефимовича Винникова на фронт ушли три сына. Старший сын стал танкистом, и когда отец получил от сына письмо, что танк его подбили, но он жив и продолжает воевать, отец на собрании выступил с заявлением, что все свои личные сбережения и заработанный на трудодни мед передает в военкомат для приобретения танка своему сыну. Многие селяне на том собрании сдавали деньги в помощь фронту. У кого денег не было, несли продукты, теплые вещи, каждый хотел помочь нашим одержать победу! Приехавший представитель военкомата пересчитал вклад Семена Винникова и объявил, что на танк хватает. Семен же пожелал, чтоб на танке была надпись: “Сыну Ивану от отца Винникова С.Е. Бей врага беспощадно”. На этом танке Винников Иван дошел до Венгрии, там в бою был подбит, и вновь экипаж остался жив. Получив третий танк, экипаж Ивана Винникова дошел до Германии.
Каждой семьи мельниковцев коснулась война. Каждая семья оплакивала своих родных и родственников, погибших в борьбе против фашизма. Пришедшие с фронта солдаты благодарили тех, кто помогал им, ковал победу в тылу, ждал своих мужей, сынов и братьев, верил в них, надеялся и поддерживал как мог.
Сегодня 115-летний юбилей села Мельники со своими односельчанами отмечает ветеран войны Николай Егорович Москаленко.

Селу — жить и процветать

В 2005 году в селе открыт памятник мельниковцам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Инициатором его создания был Николай Иванович Ковальчук.
Сегодня селу Мельники -115 лет. Оно живет и процветает.

В селе работает клуб, два магазина, почта, фельдшерский пункт, три раза в неделю ходит автобус. В селе полностью асфальтирована улица Клубная.
В Мельниках трудятся и развиваются крестьянские хозяйства.
Например крестьянское хозяйство Белоусова, выбрало молочно-мясное направление. В конце улицы Клубной построили большой красивый дом. Есть вся необходимая техника. Сейчас строится овощехранилище.
Крестьянское хозяйство Гуслевой Валентины. Про Гуслеву у нас в селе говорят: “Такая женщина коня на скаку остановит, в горящую избу войдет”. Хозяйство у нее многоотраслевое: коровы, свиньи, куры, занимается землей, сенокосом. Во дворе полный набор сельхозтехники, строятся новые сараи, гаражи. В плане на будущее — строительство летней кухни, бани, кормоцеха.

Крестьянское хозяйство Андрея Цой. Это фермер-пахарь. Занимается в основном выращиванием картофеля и овощей. Андрей любит свою работу: его поля и техника содержатся в образцовом состоянии. Вместе с ним дома и на поле всегда рядом его жена — Анастасия Ивановна.

Крестьянское хозяйство Николая Федоровича Сергиенко. Николай Федорович — самый знаменитый наш пчеловод, бесконечно преданный любимому делу. 14-летним мальчишкой в 1952 году окончил курсы пчеловодов и с тех пор ни на один год не расставался с пасекой. Он первый начал кочевать, чем повысил медосборы на треть. И всегда попутно другая работа: тракторист, охотник, столяр и плотник, выращивает большую плантацию женьшеня.

Многие в селе занимаются разведением крупного рогатого скота: Николай Кузьмич Илькин, Владимир Никонорович Шевердин, Николай Задорожный, Сергей Гиреев, Ирина Панченко, Ирина Танченко, Елена Сергиенко, Тамара Зырянова, Тамара Томашевская, Татьяна Пуртова. Все они держат коров и добиваются хороших надоев. Продукцию свою экологически чистую везут в город. Да как же может быть иначе, разве может пропасть село, исчезнуть с карты страны, когда живут и трудятся в нем потомки трудолюбивых, смелых и упорных людей — первопроходцев.

Хочется пожелать нашему замечательному селу: жить его жителям в дружбе и согласии, уважать соседей, быть готовыми прийти друг другу на помощь, любить свое село — общий дом. Здесь нам жить, растить детей, внуков и правнуков.

Николай КОВАЛЬЧУК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.