Первый редактор городской газеты

30.01.2019

В городском архиве хранится дипломная работа выпускника отделения журналистики ДВГУ 1970-х годов Бориса Резникова, много лет отдавшего работе в газете «Ленинец» и на городском радио. Свой диплом Борис Петрович посвятил истории возникновения и становления городской газеты.

В своей работе автор ссылается на материалы местного, краевого и центрального архивов и фонды государственной библиотеки имени Ленина, указывая, что история многотиражных СМИ в Сучане берет начало с 30 января 1929 года. В этот день на руднике вышел первый номер смотровой газеты «Тихоокеанская звезда». Это был выездной печатный орган Далькрайкома ВКП(б), Дальугля и Союза горняков и сучанских рабочих, созданный в рамках массового смотра-проверки производства угольных шахт Сучана, отчеты о котором оперативно публиковались в созданной специально под это массовое мероприятие газете.
Как сообщает сайт Государственной Центральной библиотеки, газета выходила два раза в неделю. Страницы смотровой газеты по ширине соответствовали нынешнему размеру «Вестей», но в длину были 48 сантиметров.

Главное – критика

Передовые статьи в «смотровке», как стали называть газету сучанцы, выходили под «разгромными» заголовками типа «Сучан — под огонь самокритики». Основной целью проведения в СССР смотров-проверок было снижение себестоимости угля. Смотр, организованный выездной редакцией «Тихоокеанской звезды», был активно поддержан Сучанским горкомом партии и союзом горняков. В нем приняли участие более трех тысяч рабочих, техников и служащих. Обходя шахты, мастерские, столовые, магазины, бараки и строительные объекты, корреспонденты и рабкоры выявляли недостатки, о которых и писали на страницах газеты.
Всего вышло 12 номеров, в которых было опубликовано 1315 материалов, каждый третий рабочий высказался в газете. С новой газетой охотно сотрудничали рабкоры шахтовых стенгазет.
В городском архиве историк из Партизанска Георгий Туровник нашел запись о том, что в редколлегию «смотровки» входили Иосиф Побокий, Кузьма Коптелов, Мария Ксендз, Ван-Бон-Тян и другие. Активно сотрудничали с газетой кузнец Никитенко, забойщик Николай Володькин и другие. Многие из этих рабочих корреспондентов в будущем составят костяк городской многотиражки.
24 марта 1929 года смотр-проверка закончился. Но городу нужна была своя газета, в которой жители Сучана могли выступить с похвалой, критикой или рацпредложениями. Идя навстречу пожеланиям трудящихся, партийное руководство приняло решение: создать общерудничную многотиражную печатную газету.

От «смотровки» к газете

В своем дипломе Борис Резников написал о том, что в последнем номере смотровой газеты «Тихоокеанская звезда» от 24 марта 1929 года было помещено объявление: «На Сучане организуется постоянная печатная газета «Красный сучанец». Состав редколлегии: Иосиф Побокий, забойщик шахты №6 Ван-Бон-Тян, Курбацкий, работник шахты №2 Потапов, Степан Ипатов, рабочая шахты №2 Евдокия Мельникова, строитель Пим. Шахтер, будь активным в «Красном сучанце», как и в смотровой газете!».
Через три месяца, 1 июля 1929 года, первый номер «двухнедельной газеты рабочих и служащих» Сучанского рудника «Красный сучанец» вышел в свет, положив начало долгой, славной истории городской газеты.
К первоначальному составу редколлегии в первый же год существования газеты примкнули кооператоры Лебедев и Николай Петров, служащий редакции И. Лялькин, учительница Покровская.
Любченко Михаил ЗахарьевичВ данных, найденных в городском архиве Георгием Туровником, сообщалось, что все редакционные вопросы коллектив решал сообща, пока в 1930 году горкомом партии, желая покончить с вольницей и провести генеральную линию партии на местах, не назначил редактора из числа проверенных членов ВКП(б). Им стал Михаил Захарьевич Любченко, который занимал эту должность до 1932 года.

Журналист и литератор

Михаил Любченко родился 24 ноября 1909 года, по старому стилю, на Сучанском руднике в казачьей семье Захария Ивановича и Доминикии Ефремовны Любченко, приехавших в Приморье из станицы Грунь Зеньковского уезда Полтавской губернии. Глава семейства в Гражданскую войну был красным партизаном, был у властей на хорошем счету.
Михаил был старшим сыном в многодетной семье, с ранней юности стал самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. На производстве включился в общественную работу, вступил в комсомол, а в 1928 году и в члены Всероссийской коммунистической партии большевиков. Молодого коммуниста почти сразу избрали секретарем Сучанского горкома ВЛКСМ. Затем Михаил Любченко год работал в НКВД, позже был переведен на работу в Сучанский городской комитет ВКП(б), а позже назначен редактором новой городской газеты.
Михаил Захарьевич был талантливым организатором и литератором.
Журналисту Борису Резникову удалось найти в архиве Приморского края документы о том, что благодаря активному участию Михаила Любченко, в августе 1934 года в городе Сучан при редакции газеты «Красный сучанец» было организованно первое в истории города литературное объединение. В редакторском кресле Михаил Любченко надолго не задержался и был после работы в «Красном сучанце» назначен заведующим культпросотделом Гамарникского городского комитета ВКП(б). Напомним, что с 1934 по 1937 годы наш город носил имя героя Гражданской войны и одного из первых партийных руководителей Приморского края и Дальнего Востока Яна Борисовича Гамарника. В 1936 году по партийной путевке Михаил Любченко направлен в Буреинский район Амурской области, где возглавил газету «Сталинец».

«Хотели убить Аллилуева…»

Георгий Туровник в городском архиве нашел документы о том, что в 1937 году Михаил Захарьевич вернулся в Сучан, где почти сразу вместе со своим отцом был арестован органами НКВД за «троцкистскую деятельность» в период 1925-1928 годов.
В частности, протокол №77 заседания бюро Гамарникского горкома ВКП(б) от 16 января 1937 года, указывает на обвинение их во вредительстве. Далее дословно: «Захарий Любченко умышленно дезорганизовывал работу городской инвалидной артели, а его сын Михаил в то же время вносил склоку в работу городского комитета партии».
В обвинительном заключении, подлинник документа нашел в краевом архиве Георгий Туровник, говорилось « …отец и сын Любченко вместе с бывшими активными партизанами Иваном Мешковым, Николаем Заболоцким и другими врагами скрыли от партии свою троцкистско-контрреволюционную работу в период проверки и обмена партийных документов. Продолжали свою преступную деятельность вплоть до момента их ареста компетентными органами. Еще в 1926 году на квартире троцкиста Захария Ивановича Любченко проводились подпольные собрания, где вырабатывались формы и методы борьбы с партией. Основной задачей, которую ставила контрреволюционная троцкистская группа, являлась организация террора на партийных и хозяйственных руководителей, в частности, готовилось убийство орденоносца, управляющего «Вострансугля» Алексея Аллилуева…».
В итоге бюро горкома постановило: «Членов партии Любченко Захария Ивановича, Мешкова Ивана Ильича и Заболоцкого Николая Ивановича – за контрреволюционную троцкистскую деятельность, как не разоружившихся троцкистов и отъявленных врагов партии и рабочего класса, из рядов партии исключить».
Как поясняет историк Георгий Туровник, сучанские события 1937 года следует считать отголосками политических событий в Москве.
В 1934 году на ХVII съезде ВКП(б) Иосиф Сталин, Сергей Киров, Михаил Калинин и их соратники одержали историческую политическую победу над блоком троцкистов и стали проводить свою генеральную линию по скорейшей индустриализации в столицах регионов. По мнению правящей верхушки, на местах все еще господствовала власть старой ленинской гвардии, тех, кто не желал строить промышленно развитую страну, а хотел провести всемирную пролетарскую революцию и всячески тормозил ход научно-технического роста территории Дальнего Востока. Эти люди, якобы, устраивали массовые аресты лидеров культурно-промышленного прогресса региона и массово их расстреливали…
Сегодня практически невозможно понять, действовали ли карательные органы из своих личных политических убеждений или по указам сверху, но руководители региональных отделов НКВД, в том числе и во Владивостоке, уничтожение людей поставили на конвейер. Арестованным предъявляли самые глупые и нелепые обвинения, вели в «суд», где зачитывали наскоро сочиненный приговор, а через несколько часов расстреливали…
Нежданно-негаданно отец и сын Любченко обрели свободу. В конце 1938 года с них были сняты все нелепые обвинения, и их восстановили в партии.
Правда, должности свои они потеряли. Скупые архивные сведения говорят, что вернувшись из заключения, Михаил Любченко пошел работать на шахту №10 десятником. Участвовал в Великой Отечественной войне, а в послевоенное время проживал в городе Псков.
Поскольку с родными из Приморья связи Михаил Захарьевич не поддерживал, о годах Великой Отечественной войны и времени жизни его в Пскове практически ничего не известно. По материалам сайта Министерства Обороны РФ удалось установить лишь то, что к 40-летию Победы указом от 16 апреля 1985 года участник Великой Отечественной войны Михаил Захарьевич Любченко был награжден Орденом Отечественной войны второй степени. В 1988 году Михаила Любченко не стало.

Записал Антон СУХАРЬ.
Фото из архива Георгия ТУРОВНИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.