Путешествие в Сучан 1963 года

23.03.2018

История нашего города на страницах старого телефонного справочника

Книги и документы — немые свидетели истории — могут рассказать много интересного о том или ином временном периоде, даже если изначально не были для этого созданы.В нашем случае это простой городской телефонный справочник, отпечатанный Сучанской городской типографией № 4 в 1963 году тиражом 450 экземпляров. Его нашла на чердаке дома своей бабушки и передала в редакцию жительница нашего города Ольга Крикса.
 65-страничная книжица содержит номера абонентов городской телефонной сети и коммутатора треста «Сучануголь» по состоянию на 1 июля 1963 года.
Справочник состоит из вводной части, в которой абонентам популярно объясняется, как пользоваться услугами телефонной связи, и пяти разделов, в которых указаны алфавитные списки 468 телефонов учреждений, предприятий и организаций городского АТС, 130 квартирных телефонов городской телефонной станции. Помимо этого указано 204 учрежденческих номера и 139 домашних телефонов коммутатора треста «Сучануголь», а также 68 номеров служебных и личных телефонов абонентов коммутатора поселка Северный Сучан, ныне село Углекаменск, и запитанных на него сел Бровничи и Серебряное.
При подсчете общего числа абонентов телефонной связи в Сучане в 1963 году стоит суммарное их число увеличить на четверть, поскольку примерно каждый четвертый номер имел двух абонентов, каждый из которых должен был брать трубку своего аппарата на первый или второй звонок телефона. Услуга проводной телефонной связи стоила для абонентов городской телефонной сети 30 рублей, для абонентов коммутатора треста «Сучануголь» — 18 рублей в месяц. Учреждениям и организациям за те же услуги приходилось платить соответственно 50 и 24 рубля.
В телефонном справочнике также указаны места установки 29 платных телефонов-автоматов общего пользования и инструкция по их эксплуатации. Особенностью телефонов-автоматов было то, что разговор по ним велся через телефонистку. Разговор был ограничен четырьмя минутами и стоил две копейки за один полный или неполный вызов.
Телефоны-автоматы были установлены в районе магазинов, на автобусных остановках, госбанке, поликлинике, Дворце культуры угольщиков, узле связи, кинотеатре, комбинате бытового обслуживания, рынке, пивном зале, проходной швейной фабрики, автобазе комбината «Приморскуголь», столовой № 19 и на углу улиц Ленинской и Банковской, ныне улица 50 лет ВЛКСМ.

«Не вступайте в пререкания!»

Примечательна и инструкция по пользованию телефонной связью, напечатанная жирным шрифтом на одной из первых страниц справочника.
В частности, в ней сказано: «Прежде чем приступить к вызову нужного вам абонента, узнайте номер его телефона по списку абонентов или вызовите «справочную» телефонной станции. Помните, что на телефонной станции ручного обслуживания телефонистка производит соединения только по названным номерам телефонов. Без номера вызываются скорая помощь, милиция, пожарная команда, справочное бюро, старшая телефонистка и некоторые коммутаторные установки. Сняв трубку, ждите ответа телефонистки, которая назовет свой порядковый рабочий номер. Будьте вежливы с телефонисткой, не вступайте с ней в пререкания».
Отдельной памяткой описаны последствия просрочки платежа. Ввиду того, что телефон в те времена был предметом роскоши, а желающие установить у себя заветный аппарат годами стояли в очереди, должники были большой редкостью. Работа на узле связи была престижной и высокооплачиваемой. Просрочка платежа допускалась только на три дня, после чего аппарат снимался, и линия к должнику ликвидировалась. Его номер передавался другому абоненту. Обратное включение аппарата в случае оперативной оплаты стоило городским должникам 1 рубль, сельским – 2 рубля. Если по счастливой случайности номер не успевали передать другому абоненту, а должник оплатил долг вовремя, то ему позволялось вернуть аппарат, но по стоимости подключения, то есть за 10 рублей. Время, которое телефон не работал, оплачивалось в полном объеме.

Совершенно другой город…

Житель современного Партизанска, если возьмет в руки телефонный справочник 1963 года, найдет на его страницах помимо привычных предприятий, организаций и учреждений множество непонятных нашему современнику названий, связанных большей частью с ушедшими в небытие государственным устройством и промышленным прошлым города. Это телефоны специализированных автоколонн, шахт и их инфраструктуры. Например, каротажного отряда № 3, который в те годы располагался по Партизанской, 50. Как пояснил ветеран шахтерского труда Анатолий Погребной, каротаж – это общее название методов самой распространенной разновидности геофизического исследования мест залегания полезных ископаемых.
Не менее интересна и в тоже время непонятна современному жителю города и некая канатно-испытательная станция, расположенная в те годы по Ленинской, 45. Как удалось узнать у бывшего шахтера, а ныне железнодорожника Сергея Штеля, на этом предприятии, которое входило в структуру ВГСЧ, проводились испытания всего спектра проволочных канатов различного типа, эксплуатирующихся на предприятиях угольной промышленности. Без положительного заключения о проведении испытаний канаты использовать в шахте запрещалось. Канаты должны были выдерживать нагрузку, девять раз превышающую предельную.
Горноспасательная станция, что располагалась по Ленинской, 45, в представлении не нуждается. В новостях до сих пор показывают тревожные новости из угольных регионов России и других стран, где представители этого шахтерского «спецназа», рискуя жизнью, спасают горняков, попавших в беду в недрах земли.

Все для народа

Все магазины в городе были государственными и подчинялись «Сучанторгу». Они не имели привычных современной торговле индивидуальных названий, обозначаясь по номерам, и несли на вывесках специфику торговли: «продукты», «хозтовары», «хлеб», «спорткульттовары» и порядковый номер от единицы до 69.
В справочнике из соображений секретности отсутствуют телефоны Сучанской ГРЭС и ряда других стратегически важных объектов. Благодаря телефонному справочнику можно узнать, что в 1963 году в Сучане работали сразу три фабрики: кожгалантерейных изделий, швейная и фабрика химчистки, хлебокомбинат и хлебозаводы № 6 и 7.
Сразу три предприятия, помимо одной из главных улиц города, носили имя «Центральной». Это Центральные электромеханические мастерские треста «Сучануголь», работники которой производили ремонт, монтаж и демонтаж механической и электрической части оборудования шахт, Центральная обогатительная фабрика, где уголь отделяли от ненужной породы, превращая в знаменитый экспортный угольный концентрат, и Центральный склад треста «Сучануголь», на котором до отправки потребителю хранились тысячи тонн «черного золота».
Пожарная инспекция в то время не была выделена из системы МВД в самостоятельную структуру, а потому ее телефон был размещен в правоохранительном разделе справочника.
Примечателен особый статус Приморского горного техникума, который тогда был кузницей кадров для угольной промышленности Сибири и всего Дальнего Востока. В техникуме, помимо учебных корпусов и общежитий, был и свой клуб, радиоузел, детский сад и штаб дружины общественного порядка.
Целую страницу на букву «Д» занимает в справочнике список сугубо детских учреждений и организаций. Это три детских сада, ясли, детский санаторий, детская комната матери и ребенка, детская библиотека, детская консультация и другие учреждения, предназначенные для обучении, воспитания и сохранения здоровья несовершеннолетних.
В те времена руководящим и направляющим органом в государстве была коммунистическая партия, поэтому ее представительства были во всех организациях и учреждениях. Существовавший механизм исполнительной власти — горисполком, всесторонне контролировался городским комитетом компартии.
Всевидящее око партии не отпускало далеко от себя и преемственные структуры – органы комсомола и пионерии…
В городе было всего две гостиницы, и располагались они на колхозном рынке и на нынешней базе МУП «Городское хозяйство» на улице 50 лет ВЛКСМ, тогда Банковской. Ресторан в городе тогда был один, носил название «Сучан» и находился по Ленинской, 13.
Сучан был городом читающим, имел несколько книжных магазинов, специализирующихся на художественной литературе и периодике, а также учебной литературе и пособиях. Во главе стоял «Книготорг», расположенный на Ленинской, 20. Были в городе и многопрофильные предприятия — комбинаты. На Почтовой,17-а находился комбинат по производству строительных материалов и деталей, на Школьной,1 — мясокомбинат, и буквально по всему городу были разбросаны предприятия комбината бытового обслуживания. На «участках» этого многофункционального центра жители города могли получить услуги парикмахерской, швейной мастерской, литейного цеха, мебельного цеха, мастерской по бытовому ремонту и химчистке.

Послание в 2073 год

В настоящее время порою сложно сразу определить расположение тех или иных объектов, ведь целый ряд улиц и переулков нашего города в 1963 году назывались иначе, нежели сегодня. Навсегда с карты исчезли улицы Зеленая, Инженерная, Банковская, Национальная, Сицинская и Кооперативная, как впрочем нет и многих объектов, которые некогда там располагались.
Эти названия остались навечно в прошлом. В воспоминаниях старожилов, да на страницах пыльных архивов и вот этого старого телефонного справочника…
В противовес старому справочнику есть новый телефонный справочник, недавно, кстати, изданный МУП «Редакцией газеты «Вести». На глянцевых страницах с цветными иллюстрациями мы видим сегодняшний день Партизанска. Давайте представим, с каким интересом с содержанием его страниц будут знакомить своих читателей журналисты газеты «Вести» в 2073 году…

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.