С именем «Сучан» на борту

15.03.2017

Юный исcледователь Андрей ГоршковШкольник Андрей Горшков изучает историю родного города

Юный краевед Андрей Горшков, одиннадцатиклассник из школы № 50, вот уже три года увлеченно занимается историей и топонимикой родного города.Для многих жителей старое и новое имя нашего города, Сучан и Партизанск, и реки, давшей ему название, на равных уживаются в речи и в равной степени обозначают то, что сердцу нашему дорого.
Современное название Партизанск говорит само за себя. Ведь именно здесь зародилось освободительное движение против интервентов и белогвардейцев в годы Гражданской войны. Об этом свидетельствуют и многочисленные памятники, захоронения и иные памятные места в нашем округе.
С первым названием города – Сучан — не все так просто, поскольку имеет оно древнее происхождение.
— Исконное значение слова «Сучан» очень хотелось установить. Моя учительница истории Ольга Леонидовна Мельникова предложила заняться настоящей исследовательской работой, и я с радостью согласился, – рассказывает о своем увлечении историей родного города Андрей Горшков.
Перечитав множество книг из школьной и личной библиотек своего наставника, Андрей дополнил полученную информацию документами из Центрального краевого архива и архивов музея имени Арсеньева и музея Тихоокеанского флота во Владивостоке. Парень не на шутку увлекся темой и отыскал материалы не на один, а сразу на несколько краеведческих рефератов.

Где «Сучан», там вода

– В ходе исследовательской работы я установил, что слово «Сучан» в переводе с нанайского языка означает – глина, а с китайского то же созвучье можно перевести как, «небольшая, чистая речка». Если Сучан по-китайски произносить в два слога Су-чен, то получим, первую часть слова «су» – река, а вторую– «чен» — крепость.
Известный путешественник Владимир Арсеньев, считал, что название Сучан нужно переводить, как «площадь или долина, засеваемая растением су-цзы, нам оно больше известно как перилла, из которого китайцы добывают так называемое травяное (соевое) масло». Кстати, масло этого растения давно является одним из компонентов ракетного топлива и даже в свое время выращивалось в Приморском крае в промышленных масштабах для нужд космоса.
Автор знаменитого словаря «Словарь китайских топонимов на территории советского Дальнего Востока» Федор Соловьев дал другое определение слова Сучан: «Су» — чистый, простой, а «чан» — цветущий. В русском языке, в то же время существуют такие слова как «суча» или «сучить», что значит соединять или свивать что-нибудь. Река Сучан действительно представляет собой свитые многочисленные рукава и протоки….
Совпадение ли это?
Во время поисков в Интернете Андрей на карте Новгородской области обнаружил большое болото с названием Сучан. Получается, что все, что связано с созвучием «Сучан» имеет отношение к воде.

На борту боевых кораблей

На пути к китайскому Расину «Сучан» подорвался на мине, но остался на плавуВторым этапом исследования стало обобщение разрозненной информации о военных кораблях и гражданских судах в разные годы носящих имя «Сучан».
– Самое раннее упоминание о таком судне я нашел в фондах музея Тихоокеанского флота, где в книге Николая Матвеева «Краткий исторический очерк города Владивостока» упомянуто, что 22 июля 1887 года на воду были спущены два миноносца. Названные по имени местных рек «Сучена», в современном прочтении «Сучан», и «Янчихе».
Построенные на Невском заводе, боевые корабли были приписаны к Владивостоку, главной базе российской эскадры на Тихом океане. Второй миноносец был назван в честь реки, находящейся в Хасанском районе, которая в настоящее время носит название Цукановка.
Миноносцы приняли участие в набеговых операциях в Корее в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов. «Сучена» много лет тралил проходы к Владивостокскому порту, а в 1911 году был списан и выведен из состава флота.
Работа в архивах и обмен данными с единомышленниками на краевых научных школьных конференциях привели к информации о том, что второй корабль с именем «Сучан» появился на Тихом океане в начале Первой мировой войны. 20 июля 1914 года русскими властями во Владивостоке был задержан немецкий товарно-пассажирский пароход «Spezia», а уже 22 июля того же года включен в состав Сибирской флотилии и переименован в «Сучан». Его передали компании «Доброфлот» для осуществления рейсов между Владивостоком и портами США.В сентябре 1916 года корабль был захвачен немецкой подводной лодкой и возвращен владельцу. Там он и проработал до июня 1926 года, а после был продан на металлолом.
Следующий «Сучан» был построен для Дальнего Востока в 1931 году в Ленинграде, в рамках программы первой пятилетки, предусматривавшей строительство для северных линий Дальнего Востока грузопассажирских судов. Новый пароход в начале 1932 года прибыл во Владивостокский порт.«Сучан» принимал участие в двух Северно-Восточных полярных экспедициях, 1932 и 1934 годов, в научных исследованиях в районе островов Комсомольской правды и Диксона.
Весной 1936 года пароход «Сучан» под командованием капитана Петра Иващенко, с важным грузом и 350 пассажирами на борту, на пути из Петропавловска-Камчатского во Владивосток попал у Сангарского пролива в жестокий шторм. Капитан «Сучана» получил разрешение переждать бурю в японской бухте Минмая. Однако, несмотря на обещания японской стороны, пароход был задержан и отконвоирован в порт Амори, где находился под арестом около трех месяцев. Благодаря усилиям правительства Советского Союза, судно было возвращено на Родину.
В мае 1938 года пароход «Сучан» оказался на рифах Камня Опасности в проливе Лаперуза Охотского моря. Спасти судно не удалось.
Новый «Сучан» вышел в море только в 1943 году. Под таким названием в состав советского торгового флота вошел американский грузовой пароход типа «либерти», который был принят советской закупочной комиссией и приписан к Дальневосточному государственному морскому пароходству 15 мая 1943 года. Выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и США.
15 августа 1945 года принял участие в высадке десанта на Расин, ныне Найджин, в качестве войскового транспорта. Следуя с десантом на борту, подорвался на мине в районе острова Хам, но остался на плаву.
За особые заслуги экипажа во время Второй мировой войны судно удостоено мемориальной доски Министерства морского флота СССР.
31 января 1977 года пароход «Сучан» выведен из эксплуатации и исключен из списков судов Министерства морского флота и передан «Главвторчермету» для демонтажа и реализации.
Последним из кораблей с гордым именем «Сучан» стал один из специальных кораблей советского Военно-морского флота, предназначенных для контроля параметров полета ракет на различных отрезках траектории. Для этой цели в 1959 году были переоборудованы несколько гражданских судов, в основном рудовозов польской постройки, которые получили новые имена «Сибирь» «Сахалин» и «Сучан». «Сучан» до модернизации носил имя «Первоуральск». Эти комплексы отслеживали пуски не только боевых ракет, но и космических аппаратов, в том числе и полет первого космонавта Юрия Гагарина. Служба на кораблях такого типа была сложной. Отслеживать пуски приходилось в разных климатических условиях, от тропиков до северных широт, в любую погоду и в тесном «контакте» с американскими кораблями измерительного комплекса, которые также отслеживали пуски советских мирных и боевых ракет. После, в связи с событиями на острове Даманский, корабль измерительного комплекса был переименован из «Сучана» в «Спасск». Напомним, что в 1972 году и город Сучан переименовали в Партизанск.
– Очень жаль, что в угоду политики с карты Дальнего Востока исчезло красивое название «Сучан», плотно вошедшее в историю нашей страны. Я уверен, когда-нибудь оно вновь украсит борт военного корабля или гражданского судна. Считаю, что город переименовывать не стоит, потому что уже несколько поколений считают своей родиной Партизанск, а не Сучан, а вот кораблю, мощному и огромному авианосцу или атомному крейсеру дать достойное имя — дело хорошее. Ведь назвали же «Сучаном» в нашем городе гостиницу и спортивный клуб, детскую спортивную школу и национальную автономию корейцев… Вот реку нашу из Партизанской в Сучан переименовать тоже стоит, — потому что Партизанской ее в обиходе никто из жителей нашего города не называет, – считает молодой исследователь Андрей Горшков.
История – не единственное увлечение старшеклассника. Парень много читает, занимается спортом. Играет в школьной волейбольной команде и любит путешествовать. Сегодня Андрей не столь активно занимается исследовательской деятельностью. И причиной тому — усиленная подготовка к Единому государственному экзамену. Важному испытанию, от итогов которого зависит будущее каждого выпускника школы. Свое будущее Андрей Горшков решил связать все же не с историей, а с машиностроением:
– У меня в семье все работают на железной дороге, вот и я, наверное, продолжу династию инженеров. История и краеведение будут моим хобби на всю жизнь. Исторического материала для исследований у меня накопилось предостаточно. Еще нужно исследовать материалы из судовых журналов, рассказать и о других морских судах, чьи названия связаны с Партизанском — танкере «Партизанск», который стал родоначальником целой серии перевозчиков нефти, плавбазе «Кронид Кореннов» и других морских тружениках.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.