Там, где была дремучая тайга

11.09.2015

02Одно за другим празднуют юбилеи села нашего округа. В июле Бровничи отметили 120-летие. Праздник проходил шумно и весело, и это радует — живет село, возрождается! Но далеко не каждому жителю нашего города известно, что этим летом юбилей отметит еще один населенный пункт Партизанского городского округа. 90 лет со дня основания  исполняется селу Новоалександровка.
Этот хуторок, в несколько домов, затерялся где-то между Авангардом и Мельниками. Незаметный, негромкий, но с богатой историей. О Новоалександровке и ее жителях написал в своей книжке почетный житель города, член Общества изучения Амурского края Николай Ковальчук. Всю прошлую зиму он потратил на сбор материалов для книги, хотя многие факты и люди ему и ранее были известны — жителей Мельников и Новоалександровки связывают прочные узы.
Небольшая деревня Александровка на мельниковских землях была основана в 1912 году. 12 семей переселенцев из западных губерний приехали в Приморскую область. Ехали от нужды, голода и безземелья, в надежде получить наделы плодородной земли.
В переселенческом отделе села Владимиро-Александровское переселенцев снабдили на первое время всем необходимым — дали коней, сбруи, телеги, посуду, различные инструменты: пилы, топоры, ломы и даже железо на обручи для бочек. Также на каждую семью — по винтовке и по коробке патронов, и направили в село Мельники. Но к тому времени все 27 наделенных номеров были уже заняты, места для постройки новых усадеб уже не было, и поселенцев направили вверх по реке Тудагоу, километров за восемь от села.
Там стояла дремучая тайга, не было сенокосов и вообще земли свободной от леса. Но зато рядом рос хороший строевой лес — чистый кедрач. Тут же текла речка с чистой прозрачной водой, в которой было полно рыбы — ленка, форели, пеструшки. Переселенцы не стали роптать на судьбу, решили селиться, и дружно взялись за дело — начали ставить дома, корчевать землю. Торопились, строили времянки, ведь времени мало — надвигалась зима.
Братья Никифор и Потап Игнатьевичи Басыня выбрали себе место возле речки. Здесь, на небольшой поляне построили дом, в нем совместно и перезимовали. Братья Попковы — Аким, Фрол и Павел Васильевичи — под сопочкой, возле ключика избу поставили. Рядом строились Василий Потапович Тулупов, Ефим Савельевич Иусов, Ефим Тихонович Цовбун, Илья Самойлович Бабич, Михаил Митрофанович Семенов, Степан Овсентьевич Немченко. Никита Зайцев выбрал себе места в конце намеченного поселения — на возвышении, у небольшого ключа, который впоследствии так и назвали — Зайцев.
Зимой готовили лес на новые дома и хозпостройки. Одновременно корчевали участки под будущие усадьбы и огороды. Для распиловки леса на доски наняли китайцев. Наметили улицу, построили хорошую дорогу до села Мельники. Зажила деревня. В доселе глухом безлюдном месте был слышен людской говор, смех, стук топоров, треск поваленных деревьев. Новую деревню назвали Александровкой, но откуда взялось это название — неизвестно. Скорее всего, так называлась малая Родина одних из первопоселенцев.
Ближе к весне начали возводить добротные постоянные дома. Строили сами, нанимали китайцев. Помогали и мельниковцы. К следующей зиме все перешли жить в новые дома. На небольших огородах вырастили первый урожай овощей, картошки. Некоторые успели заложить молодые сады.
Только зажили хорошо, как летом 1924 года пришел сильный тайфун. Долго шли проливные дожди, началось большое наводнение. Река Тудагоу вышла из берегов, подтопила усадьбы, пошла по полям, смыла урожай. Хорошо, что обошлось без жертв — люди успели уйти на возвышенные места и увести скот. Цветущий уголок желанной земли стал голым — на полях камни да завалы из смытых деревьев. Большая беда настигла этих замечательных и трудолюбивых людей.
Нужно было переезжать в другое место. Собрались александровские мужики и пошли в Мельники к старосте с просьбой принять их в село. Там собрали сход, думали, гадали. Так как свободных участков в Мельниках не было, то решили мельниковцы отдать александровцам под поселение свои самые дальние земли и сенокосы в Белой пади. Показали тропу через гору Богатырь к тому месту, дали проводников. Ходоками тогда пошли братья Басыни и Попковы, а также Никита Зайцев и Степан Немченко.
Нашли они место хорошее — готовое большое поле возле речки. Но сомневались — а вдруг снова наводнение? Решили ставить дома на высоком взгорке между двух небольших ключей. Летом 1925 года разобрали свои дома и перевезли их по бревнышку. Избы на новом месте поставили в два ряда от речки на сопку. Получилась красивая широкая улица. Село они назвали Новоалександровкой, обустроились и за два-три года обжились.
Но жили свободно, радостно и независимо недолго. В 1931 году стали загонять людей в колхоз. Люди привыкли жить вольно. Каждый имел свою землю, сенокос, скот, инвентарь. Начали отбирать землю, вынуждали сдать в колхоз скот и работать сообща да еще за трудодни. Посулами и давлением властям удалось организовать в Новоалександровке 4-ю бригаду колхоза “Красный богатырь”, контора которого находилась в Мельниках. К счастью, никого здесь не раскулачили и не сослали.
Возле устья Богатырского ключа построили большую колхозную пасеку. Туда свезли пчелиные ульи, принадлежавшие ранее новоалександровцам. Главным пчеловодом назначили Никифора Басыню. Так он и проработал здесь до старости, воспитал многих хороших пчеловодов. В помощниках у него в разное время были Василий Тулупов, Семен Винников, Петр Тимощук, Нина Цегельнюк и другие.
Рядом с Новоалександровкой построили ферму, согнали туда изъятых у населения коров. Оставили людям лишь по одной корове и теленку.
Колхозная жизнь со временем наладилась. Кому работы не хватало, ходили в село Мельники. Павел Басыня долго работал там механизатором. На работу ходил по партизанской тропе через гору Богатырь. Тропа была так натоптана, что можно было пройти даже ночью — виднелась и в сумерках. Молодежь из Новоалександровки иногда ходила в Мельники в клуб на танцы — погуляют и лунной ночью возвращаются по тропе домой.
Великая Отечественная война нарушила мирную, налаженную жизнь. Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками. Внесли свой вклад в будущую Победу и новоалександровцы. Одни от рассвета до заката трудились в колхозе, другие на фронте защищали Родину. Многие сложили свои головы на полях сражений. К сожалению, установить удалось имена далеко не всех воинов-новоалександровцев. Домой вернулись Михаил и Владимир Немченко Басыня, Аким Попков, Василий и Михаил. Без вести пропали Иван, Николай Басыни. Максим Басыня погиб в июне 1944-го, Филипп Немченко сгорел в танке в сентябре 1943 года.
Еще до войны в Новоалександровке была построена школа. Здесь учили до 4 класса. В память мне врезался один случай, как во время войны четвероклассники пришли по тропе к нам в село Мельники сдавать экзамены. Сдали и через сопки опять ушли в Новоалександровку. Было их тогда человек пять, в том числе мои ровесницы — две сестры Елена и Анна Зайцевы. В наше время уму непостижимо — как они добирались: дети 12-13 лет, одни, без провожатых, по тайге, через огромный перевал, два раза вброд через речку, не считая ключей, в одну сторону 10 км, а ведь еще идти обратно. 20 км и четыре брода за день — вот это молодежь была!
В самом начале 1940-х годов здесь начала работать геологоразведка. Уже тогда стало ясно, что в Белой пади большие залежи отличного каменного угля. После войны для геологов в Новоалександровке построили бараки, клуб, магазин, столовую, баню, мельницу, конюшню. Все это хозяйство принадлежало Южной геологоразведочной партии. Многие новоалександровцы нашли здесь работу.
В село стали приезжать строители, за несколько лет был построен поселок геологов, примыкавший к селу. Сюда подвели свет, построили по сопкам хорошую грунтовую дорогу. А потом проложили узкоколейную железную дорогу к шахте, что находилась в нескольких километрах юго-западнее Новоалександровки.
В 1996 году начали строить дорогу на участок “Соболиный”, который находится в 6 км на север от Новоалександровки. В ходе строительства дороги случайно был вскрыт мощнейший пласт угля, где и добыли открытым способом 4 тыс. тонн угля. Вскоре шахта попала под ликвидацию, и черное золото, лежавшее прямо под ногами, осталось лежать мертвым капиталом.
В 2 км от села было запланировано открыть шахту, построить благоустроенный шахтерский поселок. А селу Новоалександровке было предначертано стать подсобным хозяйством с пасекой и молочной фермой, теплицами и женьшенарием. Но пришли новые времена и молодые реформаторы во главе с непутевыми генсеками и президентами развалили страну и глубоко в земле закопали уголек, мечты и надежды на лучшую жизнь. Надолго ли? Надежда умирает последней.
В настоящее время село Новоалександровка по своему статусу является улицей Новоалександровской в составе села Авангард. Здесь проживает всего 9 человек. Дома стареют, рушатся, но люди верят, что жизнь сюда еще вернется, и уезжать отсюда не хотят. Живут своим подсобным хозяйством, сажают огороды, разводят сады, держат пчел, кур, свиней, занимаются сбором дикоросов и охотой.
К юбилею Новоалександровки я написал небольшую книгу, которая называется “Селу Новоалександровка — 90 лет!” В ней можно более подробно ознакомиться с историей села и судьбами его жителей. Выражаю глубокую благодарность Бабенкову Николаю Викторовичу (Углекаменск) за помощь в подготовке данной статьи и книги о селе Новоалександровка.
Поздравляю всех новоалександровцев с 90-летием села!

Николай Иванович Ковальчук, член Общества изучения Амурского края, село Мельники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.