В Партизанске хорошо, но танкистов мало…

26.10.2018

К параду готов!80 лет назад, в октябре 1938 года, автобронетанковое управление рабоче-крестьянской Красной Армии утвердило конструкторскому бюро завода №138 в Харькове проектную документацию на производство нового танка, получившего впоследствии маркировку Т-34 и ставшего лучшим и самым массовым танком Великой Отечественной войны, символом Победы над фашизмом.

В нашем городе живет ветеран танковых войск, полковник Григорий Поздеев, которому посчастливилось в курсантские годы посидеть за рычагами «тридцатьчетверки».

Пойду в танкисты

Гриша Поздеев, сын ветерана Великой Отечественной, из таежного приморского села Единка решил стать танкистом. Мама всплакнула украдкой, когда отправляла самолетом осенью сына учиться в военное училище, но на людях держалась стойко.
В Благовещенском высшем танковом командном училище имени маршала Кирилла Мерецкова спортивный парень из Приморья быстро получил первый разряд по кроссу и лыжам, второй — по тяжелой атлетике. Он прекрасно разбирался в тактике и стратегии современного танкового боя, уверенно водил боевую технику. Военный вуз Григорий Поздеев окончил с отличием.
— Для меня все было новым и интересным, — рассказывает Григорий Фомич. — С волнением я садился за рычаги легендарного танка. Позже, когда мы с товарищами уже освоили более современные модели, я понял, насколько тяжело было нашим отцам одержать победу над фашистами. В Т-34 совершенно не было свободного места, а сидеть за рычагами мог только хорошо физически развитый человек, ведь для того чтобы повернуть на «тридцатьчетверке», механику-водителю приходилось совершать усилие равносильное подъему гири в 26 килограммов.
Позже мы грохотали по полигонам на более удобных машинах, лучшей из которых, на мой взгляд, так и остался танк Т-72, который, кстати, после целого ряда модернизаций все еще состоит на вооружении нашей армии.

Через Гоби и Хинган…

Службу в танковых войсках новоиспеченный лейтенант начал в 1970 году командиром танкового взвода в местности возле города Чайболсан.
– Просто степь кругом, местами поросшая низкой жухлой травой, — вспоминает танкист. — Температура до минус 40 градусов зимой и до плюс 40 — летом. Постоянные бураны и пыльные бури. Монголия стала настоящим экзаменом на выживание. Год провели в палатках, пока наша танковая дивизия совмещала боевую учебу со строительством гарнизона.
В 1971 году танкист приехал на побывку в родное село. Тот свой первый отпуск Григорий Поздеев вспоминает с улыбкой:
– Я тогда на всех в Единке неизгладимое впечатление произвел. Отличник, танкист, служу за границей, да еще с диковинным монгольским самотканым ковром в руках явился…
Не устояла перед бравым военным и Наталья Апатина – выпускница Владивостокского торгового техникума, приехавшая в село по распределению. Дальше Наталья служила уже вместе с Григорием, став его надежным тылом и хранительницей семейного очага.
Один за другим в семье Поздеевых родились двое мальчишек, которые, повзрослев, так же как отец связали свою жизнь с Вооруженными силами.

После «ядерной войны»…

В 1975 году старший лейтенант вернулся в Россию, возглавил роту танковой дивизии Приволжского военного округа. Танковый полигон воинской части находился под Семипалатинском, в районе села Тоцкого. Том самом селе, близ которого в 1954 году были проведены военные учения с применением ядерного оружия.
— Я побывал в эпицентре ядерного взрыва, прогремевшего в 1954 году, — рассказывает Григорий Фомич. — Огромная воронка, с выросшими на склонах кривыми карликовыми березами… Уровень радиации в этом месте оставался повышенным. Даже спустя двадцать лет каждый танк при въезде на полигон и на выезде проверяла бригада дозиметристов.
На Семипалатинском полигоне в конце семидесятых Григорий Поздеев вместе с сослуживцами готовил специальный танковый батальон для отправки в Афганистан. День и ночь пропадали танкисты на маршах и стрельбах. Подготовили хорошую, мобильную группу. В последний момент пришел «отбой», и «афганский» батальон так и остался служить под Семипалатинском.

Москва, Африка, Чернобыль

В 1981 году майор Поздеев поступил в Московскую академию бронетанковых войск. За время учебы в академии, которую Григорий Фомич окончил с отличием, он дважды успел пройти в парадном строю по Красной площади.
По окончании академии его назначили заместителем начальника штаба танковой дивизии шестой танковой армии, расквартированной под Новомосковском в Днепропетровской области на Украине. Во время службы участвовал в воинских учениях стран Варшавского договора, а в 1985 году был откомандирован начальником штаба подразделения военных советников в республике Мали в западной Африке.
– Я был одним из руководителей небольшой советской военной миссии в маленькой африканской стране, бывшей французской колонии. Военные советники, будучи офицерами советской армии, ходили в штатском. Мы готовили танковый батальон, который был оснащен танками Т-34 и плавающими ПТ-76. Для общения с местными танкистами и их командирами приходилось пользоваться несколькими переводчиками, которые знали не только французский язык, но и местный диалект бамана. Многие малийцы сносно говорили по-русски, так как в свое время учились в СССР.
Танковое сражение начинается на картеМы вели замкнутый образ жизни. С местными практически не общались. Праздновали новый год с традиционными Дедом Морозом и Снегурочкой и елкой, которую нам по такому случаю африканские друзья доставляли самолетом из Парижа. В декабре и январе в Мали температура была плюс восемнадцать, но местные жители страшно мерзли и кутались в подаренные советскими друзьями шинели.
А еще мы с нетерпением ждали возвращения отпускников из СССР, которые должны были привезти картошку, черный хлеб и соленую селедку, лакомств, которых в Африке при надоевшем фруктовом изобилии так нам всем недоставало.
Местные военные вели себя весьма непатриотично. Они, не стесняясь, сливали с танков дизельное топливо и машинные масла, объясняя это тем, что нефтепродукты на бензоколонках стоят очень дорого.
После неудачной войны с Буркина Фасо в 1985 году малийцы разорвали все договоренности с СССР, и военные советники со своими семьями летом 1986 года отбыли на родину.
Григорий Поздеев в декабре 1986 года был направлен в организационный штаб по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, расположенный в селе Ораное, в зоне отчуждения. Часто бывал непосредственно на станции, обеспечивал бесперебойную поставку техники и грузового транспорта в зону четвертого энергоблока.

Единожды присягнув

Дослужившись до начальника штаба танковой дивизии, Григорий Поздеев был направлен на высшие академические курсы в Москву.
Но начавшийся развал СССР не позволил ему стать генералом. После расформирования шестой танковой армии полковник Поздеев в 1992 году был назначен военным комиссаром города Енакиево. По роду службы он часто встречался с тогдашним главой Днепропетровской области Виктором Януковичем, который годы спустя стал премьер-министром и президентом Украины. Виктор Федорович проявил тогда особую заботу о военкомах, даже снабдил их специальными меховыми куртками.
– Поначалу все было спокойно. Мы продолжали ходить в советской военной форме и жить по советскому военному уставу. Первым звонком стало требование дать присягу независимой Украине. Никто из офицеров на это не согласился — присягу они Родине уже давали и никому другому более присягать не намерены. Сторонники украинизации в то время терпеливо смолчали, но постепенно сделали жизнь невыносимой. Военные стали массово выходить в отставку и уезжать в Россию. В 1998 году и мы с женой решили вернуться в родное Приморье. Выбор пал на Партизанск, который еще с лейтенантских времен понравился мне своей природой и тишиной.
В Партизанске бравый танкист пошел на службу оперативным дежурным в муниципальное учреждение по ГО ЧС, где проработал десять лет.
В настоящий момент Григорий Поздеев на заслуженном отдыхе, активно занимается садоводством и огородничеством, воспитывает внуков и не забывает об общественной работе. Он активный представитель общественной организации бывших военнослужащих «Сослуживцы» и общественной организации участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Григорий Фомич азартно болеет за сборную России по танковому биатлону. А глядя на показательный танковый вальс на новейших Т-80, приговаривает: «Вот что наши молодые танкисты могут!»
– В Партизанске хорошо, но танкистов мало… Всего троих знаю. Хотелось бы создать общественную организацию бывших военнослужащих бронетанковых войск. Чтобы встречаться, общаться, вспоминать былое, мальчишкам правду о службе в армии рассказывать.

Антон СУХАРЬ

Фото автора и выпускника Военной академии бронетанковых войск Сергея Александрова

1 комментарий на «В Партизанске хорошо, но танкистов мало…»

  1. Сергей:

    Пожалуйста укажите, что автором черно белых фото является его однокурсник по ВА БТВ Александров Сергей Александрович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.