Вопросы образования: что мы обрели и потеряли

11.11.2022

Сучанская школа. Находилась в районе шахты №22. Построена в 1908 году. Располагалась по тем временам в удобном месте: ее могли посещать дети с районов шахты №1 и шахты №2/5. Первоначально в ней находилась трехклассная начальная школа, позже преобразованная в Сучанское Рудничное Высшее Начальное училище. Сгорела в 1925 году.В Советском Союзе закон о всеобщем начальном образовании был принят 25 июля 1930 года. А к 60-м годам СССР являлся страной сплошной грамотности, но это случилось не сразу и не в один день.

В XIX веке уровень образования зависел от денежных влияний из казны, пожертвований на образование от богатых людей и от радения чиновников в той или в иной местности. Поэтому уровень грамотности в губерниях и уездах Российской Империи был разным. Указ об образовании простого населения издал еще Государь Николай I, обязав священников обучать детей крестьян.
В дореволюционном Сучане существовали одно-, двух- и трехклассные школы. Что это было за образование? Например, в трехклассной школе обучение продолжалось пять лет. Это было почти неполное среднее образование. С таким образовательным цензом во время Первой мировой войны принимали в школы прапорщиков, после окончания которых вчерашние деревенские юнцы именовались «Ваше благородие».
Найти программы обучения тех времен не удалось, но тетушка автора этой статьи в девяностолетнем возврате читала стихи и пела песни на немецком языке, и на вопрос: откуда она знает немецкий, отвечала, что изучала его в трехлетней школе села Новицкое. То есть пять лет учебы давали по тем временам серьезное образование.
К 1917 году во всех селах и деревнях Сучана, даже в таких маленьких как Гордеевка и Серебряное, работали школы. Причем церковноприходская школа была одна — во Владимиро-Александровском, а остальные – государственные. В корейских селениях тоже имелись школы, но содержались они за счет общин.
Неполное среднее образование получали в высших начальных училищах. На Сучане они имелись во Владимиро-Александровском, Сучанском руднике и для детей железнодорожников на станции Фанза. В 1917 году такое училище планировалось открыть в деревне Казанка, но помешала революция.
Из Сучанского рудника многие дети шахтеров и служащих уезжали за средним и профессиональным образованием во Владивосток. И если горные инженеры, штейгеры, офицеры гарнизона и некоторые служащие имели возможность оплачивать обучение, то простым рабочим это было не по карману. Хотя в гимназиях и училищах имелись бесплатные места для детей рабочих и крестьян. И чтобы попасть на бесплатное обучение во Владивосток, нужно было показывать отличные знания. Талантливых учеников было немного. Однако имелись случаи, когда обучение способных детей брали на себя местные чиновники. Так учебу известного сучанского поэта и партизана Рослого во Владивостоке частично оплачивал врач Сучанского участка Борхардт.

За обучение – золотом и углем

Сучанский рудник проблему обучения местного подрастающего поколения решал весьма примечательным образом. На промывочной фабрике было много отходов в виде мелких фракций и угольной пыли. Эту массу грузили в вагоны и отправляли во Владивосток, где располагалась Сучанская брикетная фабрика. И получаемые на ней угольные брикеты использовались в качестве топлива. Часть средств от продажи Сучанское рудоуправление направляло на образование молодежи.
Один из будущих сучанских комсомольских активистов Николай Коваленко обучался во владивостокской мужской гимназии. По сохранившимся документам можно проследить способы оплаты. Вот цитата из письма, отправленного в декабре 1921 года во Владивостокскую мужскую гимназию: «Владивостокская городская контора Сучанских копей настоящим сообщает, что в случае отказа Попечительским советом гимназии освободить от отплаты за право учение сына служащего Сучанского предприятия Степана Ивановича Коваленко, Николая Коваленко, ученика 5-б класса гимназии, нами может быть отпущено по Вашему требованию в качестве уплаты за право обучения за первое полугодие соответствующее количество сучанского призматического брикета. Считать таковой по цене пятнадцать золотых рублей за тонну франко».
Содержание учеников тоже было неплохим. Часть детей с рудника жили в общежитии на Сучанской брикетной фабрике. Для их обслуживания нанимались экономка, воспитательница, повар и другая обслуга, которые так же содержались на доходы фабрики. А коль в штате был повар, значит, и питание было организовано на месте. К сентябрю 1921 года здесь проживали тридцать учащихся, еще тридцать, оплачиваемых Сучанскими копями детей, проживали на частных квартирах. Плата за обучение была различной: в мужской гимназии оно стоило сорок золотых рублей в полугодие, то есть восемьдесят рублей в год. За съемные квартиры также платила брикетная фабрика — пятнадцать золотых рублей в месяц. Учебный год длился девять-десять месяцев, а потому плата на одного ученика за квартиру составляла 135-150 золотых в год. Итого, обучение и содержание одного ученика с квартирой в среднем обходилось Сучанскому рудоуправлению примерно 215-230 золотых рублей в год.
Переводя в натуральный продукт, можно предположить, что на обучение одного учащегося Сучанское рудоуправление тратило примерно четырнадцать-пятнадцать тонн брикетного угля в год.
Выходит, что как не старались советские историки изображать «безграмотную, забитую» дореволюционную Россию, а документы свидетельствуют совсем об ином.
До освобождения Приморья от интервентов и белогвардейцев во Владивостоке на 1 сентября 1922 года за счет средств рудника обучались и проживали более полусотни человек, причем не только юноши, но и барышни: во Владивостокской мужской гимназии, двух коммерческих училищах, смешанной гимназии Марии Сибирцевой, среднем политехническом училище и трех женских гимназиях.

Новые школы Советов

В 1922 году в Приморской области у власти еще стояло белое правительство, но уже с 10 августа на Сучане вся власть перешла в руки Сучанского Районного Народно-Революционного комитета. 26 августа японский гарнизон эвакуировался, и Ревком из деревни Мельники перебрался на Сучанский рудник. Просуществовал этот орган власти до I Сучанского съезда Советов, который открылся 23 февраля 1923 года.
В повестке дня был и доклад по вопросам образования, в котором сообщалось, что в Сучанском районе новой власти достались 32 процента неграмотных от всего состава населения, начиная с семилетних детей. Функционировала 91 школа, учителей – 208, учеников 6121. «Имеющиеся кадры учителей находятся в самом ужасном положении, не получают несколько месяцев жалования, от чего разбегаются. Учителя буквально голодают…».
Таким образом, большевики признали, что в Сучанском районе грамотными были 68 процентов населения. А остальные в основном это люди старшего возраста.
В феврале 1923 года ситуация с образованием в заведениях Владивостока резко изменилась. Первым делом в бесплатном обучении было отказано детям представителей «чуждых классов», а несколько позже Сучанский Совет принял решение о том, что обучаться во Владивостоке ученики должны за счет отчислений из зарплаты родителей. Бесплатных мест осталось только тринадцать. А уже весной 1923 года Сучанский Совет пытался протолкнуть закон о платном начальном образовании в районе, однако Сучанский Союз горнорабочих сделать это не позволил.
Местный Ревком по директивам сверху к концу 1922 году преобразовал Высшие начальные училища в средние учебные заведения, и именоваться они стали школами II ступени, а неполные средние – I ступени. При этом высшее начальное училище во Владимиро-Александровском закрыли из-за нехватки учеников, а вместо него появилась школа I ступени. Ранее в училище обучались дети со всей Сучанской долины, и их проживание оплачивалось государством. С приходом Советской власти денег на это не нашлось. Дальний родственник автора статьи Дмитрий Яковлевич Кривонос из села Новицкого учился в высшем начальном училище во Владимиро-Александровском, и за учебу, а также проживание его родители не платили ни копейки.

Среднее — значит платное

В 1940 году постановлением Совета Народных комиссаров среднее образование, в восьмых-десятых классах, стало платным – 150 рублей в год. Объяснялось это тем, что «возрос уровень благосостояния трудящихся». В действительности власти были озабочены другим вопросом: в промышленных школах и училищах были постоянные недоборы. Советское правительство прекрасно понимало, что не все родители, а в семьях было по четыре-пять и более детей, смогут платить за обучение, а специальность получать надо. В итоге так и произошло: приток учащихся в различные промышленные училища после установления платы увеличился. Правда, при этом многие средние школы в СССР из-за нехватки учеников переводились в разряд неполных средних школ. По этой причине в Сучане на шахте №20 перед войной средняя школа стала неполной средней.
К 1941 году уровень грамотности в СССР составлял 87,4 процента, то есть увеличился по сравнению с 1922 годом почти на 19 с половиной процентов. Много это или мало? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учитывать многие факторы: послевоенная разруха, отсутствие кадров в школах, некомпетентность руководства, отсутствие желания учиться у людей старшего возраста.
Но ведь во время Первой мировой войны тоже было тяжело, а во время Гражданской еще тяжелее, но при этом школы Сучана работали, за исключением короткого периода Первой партизанской войны, когда многие учителя находились в партизанских отрядах или сражались на стороне белых.
В 1941 году в городе Сучане неграмотной молодежи насчитывалось около девяноста человек, но школы ликбеза посещали только тринадцать из них. Для юношей это было выгодно – неграмотных в мирное время в Рабоче-Крестьянскую Красную армию не брали.
Из всего вышесказанного становится ясно, что прочный фундамент сплошной грамотности был заложен еще в начале ХХ века.

Георгий ТУРОВНИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.