Жил в Сучане журналист и поэт…

28.03.2018

Аркадий ПржиалковскийВ номерах газеты «Красный Сучанец» в первой половине 50-х годов яркой искрой промелькнуло имя Аркадий Пржиалковский. Несмотря на молодость, он писал довольно добротные стихи, был одним из активных членов литературного объединения города Сучана. Только в местной газете опубликовал порядка тридцати своих стихотворений, рассказов, критических статьей, а были стихи и в других газетах, и в других городах.

К сожалению, в Партизанске не нашлось человека, который бы помнил его, да и неудивительно – прошло почти шестьдесят пять лет! Где же найти сведения о столь бурной литературной деятельности, промелькнувшей на городском небосклоне в столь короткое время? Хорошо, что есть интернет… Удалось найти детей Аркадия Пржиалковского – Людвига и Аркадия.
Пржиалковские – старинный, богатый польский шляхетский род. Дед Аркадия — Людвиг Пржиалковский — родился приблизительно в 1844 году. За участие в восстании 1863 года был сослан на каторгу в Сибирь, а затем на вечную ссылку в село Тельма в 60 километрах от Иркутска, недалеко от Усолья-Сибирского. Здесь он женился на поселенке Марии Фоминичне Суворовой. В браке родилось девять детей.
Один из его сыновей, Григорий, служил бухгалтером. В 30-е годы был репрессирован и длительное время находился в местах лишения свободы. В 1946 году заканчивался срок его каторги, но прибывшим встречать его брату Леониду и племяннику Анатолию выдали мертвое тело…
Сын Григория — Аркадий — родился 13 ноября 1930 года в городе Усолье- Сибирское. Приобщился к литературе он в очень раннем возрасте. В лабиринтах Центральной библиотеки Усолья-Сибирского сохранились записи о литературных пробах учеников школы №1. Один из них – будущий сотрудник сучанской городской газеты – Аркадий Пржиалковский.

Из Сибири – на Дальний Восток

После окончания школы он поступил в культурно-просветительскую школу Иркутска. Успешно руководил художественной самодеятельностью, печатался в газетах. На усольской земле нашел и невесту, женился. Но вскоре его призвали в армию на Дальний Восток, а в Сибири родился сын, которого в честь прадеда назвали Людвигом.
Служба подходила к концу. За это время семья распалась. Умерла мать. Другие родственники покинули Усолье-Сибирское, и оказалось, что демобилизованному воину некуда ехать. Он остался в Приморье.

Охота к перемене мест

Дальнейшая судьба просматривается из его письма к сыну, что сразу после службы он «…устроился в газету. Работал во Владивостоке, Сучане, Уссурийске, Находке. В ту пору я был просто заряжен «охотой к перемене мест».
Первые три-четыре стихотворения появились в газете «Красный Сучанец» в феврале-апреле 1952 года. Но в то время он не мог быть в городе Сучане. Скорее всего, эти стихи он написал и отправил в газету, находясь на срочной службе. Сам Аркадий Григорьевич вспоминал, что сначала, имея опыт работы в культуре и газетах, он устроился в редакцию во Владивостоке. Также успел поработать в одном из театров, где его оценивали положительно. Но журналистика пересилила. Он писал репортажи, очерки, фельетоны, басни и стихи. Работы Пржиалковского систематически стали появляться в «Красном Сучанце» с октября 1953 года. Это и есть наиболее вероятная дата его прибытия в город. Уже 23 декабря в литературном объединении Сучана обсуждались его стихи.
Работая в литературном объединении, он рецензировал стихи и рассказы молодых авторов, исправлял недостатки. Его работы поражают глубиной. Трудно поверить, что текст принадлежит 23-летнему пареньку без специального образования. Вместе с тем, в силу возраста, он не мог обойти установленные идеологические шаблоны и советовал другим этого не делать, а писать так, как требовала партия. Но как бы то ни было, многие цитаты этого выступления смело можно назвать литературным завещанием для будущих поэтов города.
Так он писал: «Каждый поэт должен создавать произведения, в которые вложены больше чувства и мысли. Чтобы правильно описать жизнь, нельзя скользить по поверхности, а нужно, как плуг, врезаться в толщу наших жизненных дел и дерзаний…
 У каждого, кто пробует писать стихи должен быть большой запас знаний, умение видеть жизнь, умение какими-то чуть ощутимыми штрихами создавать запоминающиеся образы. Каждое поэтическое слово должно сказать людям что-то новое, чего они до сих пор или не замечали, или просто не видели… Надо искать новизну, учиться на опыте поэтов от Пушкина до Маяковского. Без этого не получится хороших поэтических произведений. Любой из нас, когда идет по улице нашего шахтерского города, может увидеть много интересного, заставляющего сильнее биться сердце – нового и величественного…».
 Не обходил Аркадий Пржиалковский вниманием и близкую ему тему городской художественной самодеятельности. Он также показал свои незаурядные знания в этом вопросе и умение отличить подлинное народное искусство от халтуры. Здесь, конечно, сказались его учеба в художественной школе и личная работа в этом жанре в клубах и в театре. О выступлении одного из коллективов он писал:
 «Жаль только, что в основном в хорошую и разнообразную программу был включен низкопробный рассказ с искаженным название «Ружо». Исполнитель этого рассказа учащийся Штанько неплохо выступил с другими номерами, что говорит о его несомненном даровании. Незачем было выпускать номер «Яблочко», который является ни больше, ни меньше, как самой заурядной «Чечеткой»… К тому же этот, если можно так его назвать, матросский танец, был не костюмирован. Зритель ждет матроса, а на сцену выходит человек в обыкновенной одежде».
 Тогда принято было критиковать, но наряду с критикой из-под пера Пржиалковского выходила и похвала: «Участник Всесоюзного смотра художественной самодеятельности Григорий Федотов выступил в двух жанрах, показав в обоих высокое исполнительское мастерство. С большой душевной теплотой он спел «Песню ямщика» композитора Гурилева. Отрадно, что молодой солист обратился к одной из песенных жемчужин русской классики».
 Отметил он и выступление струнного шахтерского оркестра, исполнившего украинскую песню. Все это говорит о том, насколько он был близок к русской песне, русской музыке, русской культуре и мировой классике.
Кинул он камень и в огород горкома комсомола, члены которого были ответственны за порядок, но не сумели его организовать. Посторонние юнцы из хулиганских побуждений проникали на сцену и «…терроризировали как исполнителей, так и зрителей», а товарищи из горкома в тот день выступили «… в роли равнодушных наблюдателей».

По заданию редакции

Ему приходилось выполнять самые различные задания редакции, по самым разным темам, в городе и в селе. Как-то Пржиалковский приехал в село Бровничи для освещения работы местного клуба. Ситуация, видимо, была настолько «красочной», что он отреагировал строками:

…И для жителей это не чудо,
Что, испортив у клуба весь вид,
Там замок весом ровно полпуда
На дверях днем и ночью висит.
А с зав. клубом ни толку, ни сладу –
Нет стыда не в едином глазу:
Получив аккуратно зарплату,
Он охотится где-то в лесу.

В то время литература была партийной. От авторов требовали воспевать ударный труд в забое, роль комсомола и партии в труде и в бою, показывать любовь к Отцу Народов, писать о выполнении пятилетнего плана, о любви к социалистическому Отечеству… Отдавая дань времени, Аркадий Григорьевич в своем творчестве откликался на все общественные веяния. Как ни строги были требования – никто не мог отменить лирики. В этом жанре стихи его особенно хороши, они запоминаются, что присуще трудам самобытных авторов.

Над грядою заснеженных сопок
Ночь взмахнула огромным крылом.
В синем небе высоко, высоко
Звезды вспыхнули ясным огнем.
В каждом доме сегодня веселье,
Слышны тостов заздравных слова.
Видя новые планы и цели,
Новогодье вступает в права!
Широки, необъятны просторы,
По которым мы к счастью идем,
И встречают в полуночье шахтеры
Новый год за семейным столом.
В окна светят январские звезды,
Бьют Куранты в ночной тишине,
Раздаются заздравные тосты,
По великой Советской стране.
Ждут нас новые – радость и счастье!
Будем силой и духом крепки!
С Новым годом, родные сучанцы!
С Новым годом, мои земляки!

«Красный Сучанец»
№1 от 1 января 1954 г.

Его последняя публикация в «Литературной странице» газеты «Красный Сучанец» датирована 1 августа 1954 года. Примерно в это время Аркадий Пржиалковский покинул Сучан.
Он вернулся в Сибирь. Работал в местных газетах и, конечно, занимался литературным творчеством. Работал журналистом и корректором, печатался в газетах «Ленинский путь» и «Усольский рабочий».
Но в Усолье-Сибирском прожил около года. Переехал в Кострому. Здесь Аркадий Григорьевич работал на радио, в газете «Северная правда» и, конечно, много писал.
Им были созданы ряд значительных стихотворений, посвященных различным городам и местам, где ему довелось жить. Так, в Усолье-Сибирском хорошо знают песню «Далекое – близкое», написанную на его слова. Небольшое село Здемирово в Калужской области может похвастаться собственным вальсом, музыку написал Игорь Баранов на стихи Пржиалковского. В 1967 году в газете «Волжская новь» вышла страница, посвященная селу Минскому, где он отметился и несколькими стихотворениями. Жители села заметили: «Эти стихи вселяют гордость в сердца людей, живущих здесь. Эти стихи – гимн селу». А его стихотворение «Край мой соловьиный» стало гимном города Костромы, где есть такие строки:

Край ты мой солнечный,
Край, несказанно синий,
Где Берендей поставил,
Чудные терема.
Это моя Россия!!!
Это родная Волга.
Это моя Кострома.

Аркадий Григорьевич Пржиалковский умер 15 января 1985 года, когда возвращался в редакцию с готовым радиорепортажем в руках.

Георгий ТУРОВНИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.