Наши дети в интернете

01.06.2018

Сегодня у карапузов гаджеты с выходом во всемирную сеть появляются раньше первого зуба. Но насколько это безопасно и правильно? Современная молодежь уже не предстваляет реальности без цифровых технологий, и нередко старшее поколение искренне недоумевает «Что вы там делаете в своих телефонах?!», «Для чего ты все время сидишь в интернете?!». Рассуждаем на эту тему с практикующим психологом Олесей РТИЩЕВОЙ, педагогом школы №24.

Публичность с пеленок

Не успел человек родиться, как его снимками мамочка активно заполняет свои профили в соцсетях, в том числе постоянно выкладывая фото голенького малыша. Запомнилась реальная история, как такая мама горячо возмущалась тем, что десятки фотографий домашнего купания ее годовалой дочки «классит» незнакомый мужчина с закрытого профиля.
— Начнем с того, что пространство интернета – это не личное пространство, а публичное, – объясняет Олеся Ртищева. – Тем более, системы защиты и безопасности в них несовершенны, известны случаи, когда фото определенного содержания стоило людям карьеры. Не стоит злиться или обижаться на людей за то, что они посмотрели фото, которые вы сами же и выложили. Желание делиться своей жизнью не ново, мы так делали всегда, просто немного по-другому.
Действительно, родителей нынешних карапузов в свое время их мамы обсуждали с окружающими или фотографировали на горшках, голышом в фотоателье, а потом подросшие мальчики и девочки смущенно прятали эти снимки от своих одноклассников или первых возлюбленных. Дети растут очень быстро, и близок тот день, когда сын или дочь могут с упреком высказать маме претензии за свои детские фотографии «ню», выложенные на всеобщее обозрение. Это ведь не альбом, который можно спрятать от посторонних глаз…
Живы и приметы «чем больше выкладываешь фото, тем чаще болеют дети». По мнению психолога, удобно перекладывать вину на интернет. Раньше дети тоже болели, когда их мамы всем показывали фотоальбомы, но и мистические причины последствий демонстрации находились.

Первый шаг,  первый блог

Уже к году малышу дают планшет или телефон с мультиками, играми, развивающими приложениями, а крохи лучше взрослых разбираются, как скачать новое развлечение или выбрать мультик на Ютубе.
— Подавляющее большинство специалистов против медиапродукции для детей до трех лет, – считает психолог. — Но если использовать этот инструмент развития правильно, то он пойдет только на пользу, если выбирать контент по возрасту, смотреть его маме с ребенком всего по несколько минут в день и комментировать увиденное, не забывая про рисование, лепку и прочие занятия для развития и мелкой моторики.
Для чего обычно взрослые дают гаджет? Чтобы освободить себе больше свободного времени, пока ребенок заворожен мерцающим экраном. Лучше быть рядом и видеть, насколько качественно то, что транслирует всемирная сеть вашему ребенку, есть ли в этих видео агрессия и грубость, брань и слова-паразиты, неграмотная речь. Не оставлять одного, а быть готовым ответить на вопросы малыша, ведь даже в невинной на первый взгляд детской сказке может быть что-то непонятное или травмирующее для вашего чада.
Еще детки любят смотреть каналы с участием своих ровесников, которых родители снимают в роликах про игрушки и развлечения, монтируют и выкладывают в сеть, собирая подписчиков. И порой маленькие зрители сами просятся стать персонажем из интернета…
— Результаты исследований показывают, что любая серьезная форма публичной активности, на которой настаивают взрослые, для ребенка вредна, будь то спорт или творчество, работа в кино или моделью, – разъясняет Олеся Ртищева. — Одно дело, когда ребенок занимается в свое удовольствие и для него это игра, другое – когда удовлетворяются амбиции родителей и у мамы доходит до невроза погоня за просмотрами и подписчиками.
Сюда же можно отнести мамочек, которые бесконечно снимают своих детей для «сторис», отвлекая от игр или прогулок, в итоге малыш «живет» в кадре.
Есть мамы, которые заводят профили в соцсетях дошколятам и выкладывают там контент от лица своих детей, у которых еще не было ни школы, ни одноклассников, но зато уже есть комментарии и «лайки» к фото. С одной стороны, трудно отказаться от кибер-реальности. Но с другой, к сожалению, «детоцентризм» в наше время достиг апогея, и через детей мамы живут множеством параллельных жизней, не давая чаду заниматься чем-нибудь самостоятельно и эмоционально не находясь в контакте с ребенком.

«Хочу быть ютубером!»

Чем старше чадо, тем больше у него свободы и возможностей, он уже с друзьями сам может и снять видео, и выложить его. Реальный случай: насмотревшись роликов в интернете, ученик начальных классов хочет сам снимать ролики и зарабатывать деньги на рекламе и просмотрах его сюжетов. Мама в замешательстве: с одной стороны, почему бы и нет, но с другой – будет ли это отвлекать от уроков и дополнительных секций?
Психолог советует прислушаться к истинному желанию ребенка и его талантам:
— Если поразмыслить, это неплохие навыки – умение снимать содержательное видео, монтаж, грамотная устная речь, дикция и мимика, умение держаться перед камерой. Кто знает, может лучше поддержать хобби и задуматься: посещение кружков, секций – это истинное желание ребенка или навязанное взрослыми занятие? К слову, блоггингом лечатся некоторые психологические проблемы у детей.
Лучше научить школьника находить в сети нужную информацию, и в начальной школе не стоит покупать ему очень дорогой телефон, чтобы не опасаться, что у ребенка его отнимут, украдут, потеряет или разобьет.
Еще у ребят в 8-11 лет и у подростков обострено желание заявить о себе миру, в том числе с фото эротического содержания. Мы думаем, что подобные случаи происходят где-то далеко, но кибер-команда из Находки по вычислению педофилов в интернете обнаружила письма от взрослого мужчины с просьбами определенного содержания у 9-летней девочки из Партизанска.

Бунт и бунтари

Родители, говоря про ребенка «сидит в телефоне», зачастую не знают, чем там занимается сын или дочь в своем виртуальном мире: общается в соцсетях, играет в сетевые игры, смотрит кино, читает книгу.
Да, в подростковом возрасте, на первый взгляд, расширяется круг опасных тем, с которыми можно познакомиться или заняться в сети, – порнография, суицид, наркотики, секты, запрещенная идеология, азартные игры, травля ровесников… Но, по мнению психолога, эти темы интересовали подростков и до интернета, и они всегда находили возможность получить эту информацию, просто сейчас все «переехало» на экраны и ускорилось.
Если есть доверительные отношения, то сокрытия интересов может и не случиться, без нравоучений можно обсудить даже сложные темы или рассказать о чем-то опасном, поговорить об увлечениях сына или дочери и их окружения. И, хотя эти темы изучают на уроках ОБЖ и обществознания, не будет лишним дома без назидательности лишний раз обсудить безопасность в интернете: не давать пароли и номера банковской карты незнакомым людям, не писать свой домашний адрес, не отсылать свои фото интимного содержания.
Надо ли контролировать виртуальную жизнь почти взрослого ребенка? Читать ли втайне переписку или отслеживать историю поиска, посещений ресурсов?
— Прежде стоит самому ответить на встречный вопрос, — говорит психолог. – Хотелось бы современному родителю, чтобы в свое время кто-то прочитал его личный дневник с сокровенными записями? Многие сами в нежном возрасте вели дневники в тетрадках с замочками, да и в прежние времена барышни и юные джентльмены выражали свои переживания в тайных мемуарных записях.
Если в семье все было хорошо, то обычно к 12-13 годам у ребенка уже сформированы правильные ценности и ориентиры, достаточно близкие отношения с родителями без жесткого контроля. Доверяющий маме с папой подросток не будет делать секрета из того, почему допоздна сидит в интернете, если он там, например, общается с приятелями с другого конца страны или даже из заграницы, практикуя при этом иностранный язык. Если запрещать, подросток все равно найдет возможность завести аккаунт в социальной сети и пообщаться с друзьями на своем языке. Запрет только усилит бунт, ведь протест юноши и девушки в пору полового созревания выражали всегда, хотя бы во внешности. Еще сравнительно недавно на слуху были такие субкультуры как панки, готы или эмо, вызывающие недоумение у взрослых. Причем бунт тинейджера – это скорее норма, хуже, если этого не случилось и ребенок не «отпочковался» от родителя.

Начать с себя

Вряд ли можно запрещать интернет детям, если мама и папа с утра до ночи не выпускают из рук смартфон, увлеченно переписываются, смотрят ролики, а бабушка ведет бесконечные переговоры с приятельницами. Ребенок, глядя на родных, считает это поведение нормальным и искренне недоумевает, когда ему делают замечание по поводу времени, проведенного «в телефоне». И, кстати, очень удобно перекладывать ошибки воспитания на кого-то и на что-то, например, считать, что во всех бедах виноват интернет.
Подытоживая, можно сказать, что интернет – это не плохо и не хорошо. Это зеркало современного общества, его поведения, отношений, современных тенденций, часть нашей жизни. Хотя мобильники и интернет созданы для общения, они не заменят полностью потребность во внимании, понимании, близости, участии родных людей в жизни маленького человека.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.