Научите ребенка мечтать…

06.12.2017

О проблемах детей и подростков говорят педагоги

Серьезные темы обсудили педагоги городских школ и специалисты различных служб, занимающихся делами несовершеннолетних, на «круглом столе», который прошел в школе № 2 на прошлой неделе.Среди прозвучавших вопросов – жестокое обращение с детьми и профилактика суицида несовершеннолетних. О девиантном поведении детей и молодежи говорила педагог-психолог школы № 2 Инна Свитичева. В своем докладе Инна Валерьевна говорила не только о факторах риска, формирующих у детей девиантное поведение, но и об алгоритме действий педагогов и родителей.

«Ситуация успеха» и «Сказкотерапия»

По мнению психолога, самым сильным фактором в формировании социальных норм у детей является семья, а потому работа должна проводиться совместно с родителями. В противном случае, когда мы прививаем ребенку одни правила, а в семье он видит совершенно другое, может возникнуть внутренний конфликт.
— Не следует забывать также о разных проявлениях отклонения от нормы, — говорит Инна Валерьевна. – Мы привыкли девиацией считать отрицательные поступки детей, тогда как зачастую в группе риска оказываются дети-вундеркинды, одаренные дети. Причиной тревоги может стать завышенная самооценка, ситуация, когда ребенок не может мириться с неудачей.
Педагоги призывают родителей внимательнее к своим детям относиться. Зачастую упрощают ситуацию и не хотят принимать серьезных мер именно родители. Забота о ребенке для многих сводится к элементарным вещам: одеть, накормить, устроить в школу… На серьезное воспитание времени не хватает. А ребенку просто необходимо объяснять, проговаривать нормы поведения, разбирать совместно ту или иную сложную ситуацию.
Часто сложности в подростковом возрасте у ребенка возникают из-за проблем с самооценкой. И тут работать педагоги и родители должны сообща. Для нормального психологического и социального развития ребенку просто необходима ситуация успеха.
— И если у него не очень хорошо получается учиться, нужно создать такую успешную ситуацию, — говорит Инна Свитичева. – Это может быть спорт, творчество и что угодно другое. Никогда не надо забывать: добро воспитывается добром, а зло – злом. И не упускайте ситуацию, когда ребенок лжет. Это должно насторожить. Обманывают когда страшно сказать правду.
Педагог поделилась с коллегами и практическими наработками, которые используются в школе. Одна из таких – «Сказкотерапия». В работе с учащимися начальной школы здесь используются составленные психологами сказки. Именно через них ребятам объясняются социальные нормы, хорошие и плохие поступки.

Детей защищает Закон

О законах и нормативных актах, призванных охранять детей от жестокого обращения рассказала педагогам главный специалист комиссии по делам несовершеннолетних Елена Коротких. Проинструктировала Елена Александровна педагогов и в части необходимых с их стороны действий в случае обнаружения фактов жестокости по отношению к несовершеннолетним. Также она рассказала о случаях жестокого обращения с детьми, к сожалению, имеющими место и в нашем округе. Каждый отдельный случай разбирался на комиссии по делам несовершеннолетних и в ОМВД.
О практической работе говорила и инспектор ОМВД по делам несовершеннолетних Ирина Чернышова. А говорить, как ни печально, есть о чем. В 2016 году был случай, когда отец в течение часа избивал сына на глазах другого ребенка. Вопреки мнению инспекторов о необходимости возбуждения уголовного дела, садист отделался административным наказанием и постановкой на профилактический учет. В другом случае мать в приступе агрессии ударила ребенка в живот. Она также привлечена лишь к административной ответственности. Сотрудник полиции рассказала, что в нашем городе более серьезных преступлений по отношению к детям удается избегать благодаря внимательности неравнодушных жителей, сообщающих о таких фактах в соответствующие службы. Ирина Александровна благодарила социальных педагогов школ, педагогов-психологов и классных руководителей за сотрудничество и отзывчивость. И просила быть внимательными всех взрослых. Только искренняя забота взрослых может спасти жизнь ребенку в серьезной ситуации. Так, в прошлом году в округе был зафиксирован случай попытки совершения суицида несовершеннолетней девушкой. Отец ребенка умер в 2002 году, и потеряв мать, девочка справиться с бедой сама не смогла, а рядом никого, кто бы заметил состояние ребенка, не оказалось… К счастью, девочка осталась жива. В другом случае поводом для попытки лишить себя жизни стала несчастная любовь 17-летнего молодого человека. Парня тоже удалось спасти.

О ценности чувств и слов

Доклад педагога-психолога школы № 24 Олеси Ртищевой основан на ежедневной практической работе. Постоянно работая с подростками, Олеся Владимировна сталкивается и с явлениями подросткового суицида. Оговариваясь сразу, что истинный суицид – явление для подростков редкое, она рассказывает о суициде демонстративном, скрытом и других.
Говорит психолог и о необходимости пристального внимания к подростковым проблемам, с целью исключить суицид не только в подростковом возрасте, но и, возможно, через годы после окончания школы.
Слушать пугающие откровения детей психологу приходится часто.
Девушка. 15 лет. Два часа просидела на крыше, собираясь с нее спрыгнуть. Замерзла. Решила – в другой раз… После четвертого сеанса с девушкой-подростком, психологу на телефон пришло сообщение: «А знаете, я три раза пыталась покончить жизнь самоубийством. Больше не буду об этом думать».
Таких, не выявленных случаев на самом деле в разы больше, чем тех, о которых стало известно педагогам или родителям. А потому работать в направлении профилактики опасного явления необходимо.
Олеся Ртищева рассказала об опасной тенденции взрослых не обращать на многие вещи внимания, отмахиваться от проблемы или обесценивать детские признания. Так, рассказывая взрослым о том, что ребенок размышляет о суициде, в ответ психолог слышит: «Всыпать ему надо!» Или смеются над откровениями ребенка о любви, мол, это не по-настоящему.
— Часто именно в подростковом возрасте случаются самые сильные, серьезные и настоящие чувства, — говорит Олеся Ртищева. – Быть может, таких больше никогда и не будет. Не отмахивайтесь, если ребенок с вами поделился. Не обесценивайте его чувств и его слова.
А еще всегда помните, что психика подростка – особая, очень хрупкая структура. У них нет сегодня и завтра, часто в сложных ситуациях есть только «сейчас». Сказали: «Да не сдашь ты никакой ЕГЭ, быть тебе дворником…». Да еще при всем классе. До суицида, может и не дойдет, а вот, например, поводом для первой пробы алкоголя, вполне может стать.

Детский мир без границ

Психолог Олеся Ртищева рассказала, что ей часто приходится слышать, что с детьми о смерти говорить не надо, имеется в виду работа по профилактике суицида:
— А я и не говорю, что надо о смерти – надо о жизни! Только вот если задуматься, много ли мы, взрослые, говорим с детьми о жизни? Рассказываем мы им о последних медицинских исследованиях, согласно которым этому поколению предстоит жить и быть молодыми, в среднем на 20-30 лет больше, чем нам? А надо говорить. Говорите подростку, что жить ему еще сто лет и можно многое за это время сделать и успеть. Можно в космос полететь, можно в любую страну уехать. Особенно это актуально для таких маленьких провинциальных городков, каким является наш Партизанск, здесь мир сужен в некотором смысле. Расширяйте границы, прививайте жизнелюбие. Заразить ребенка мечтами – самая правильная и эффективная профилактика суицида. И наоборот, скука – плохой признак. Когда ребенок не хочет ничего и все ему скучно – это повод насторожиться, присмотреться.
А еще ребенка надо любить и говорить ему об этом. Одни из самых частых фраз, которые мне приходится слышать: «Да никому я не нужен», «Никто меня не любит», «Они нас ненавидят».
Как участник общественного движения «Матери России» и как неравнодушный человек, Олеся Ртищева готова оказать консультативную помощь тем родителям, у кого возникли проблемы с суицидальным поведением подростков и методическую поддержку коллегам. Каждому доступны ее страницы в социальных сетях «Одноклассники», «В контакте». А также получить консультативную помощь на сайте Олеси Ртищевой http://psifeya.ru
Врач детской поликлиники Наталья Понамарева уверена в том, что воспитание доброе или жестокое начинается еще с внутриутробного развития.
— Малыш чувствует, хотят его или нет, — говорит Наталья Ивановна. — Любящая, здоровая мама, ведущая здоровый образ жизни – гарантия, в том числе, и психологического здоровья малыша. Все основные чувства и настроения ребенок получает в первые три года жизни. Все самое лучшее ребенку нужно дать именно в младшем возрасте – любовь, заботу, внимание и регулярные занятия по развитию ребенка. Все это начинается, конечно, в семье.
Рассказала Наталья Понамарева и об особенностях развития детей в разные периоды взросления и рекомендовала взрослым относиться к детям, независимо от того, пять лет человеку или 16, как к самостоятельной личности.
Педагог-психолог социально-реабилитационного центра «Дружба» Альбина Сергеева раздала коллегам буклеты по профилактике жестокого обращения с детьми, разработанные в учреждении. В брошюрах – рекомендации для педагогов и родителей, главная из которых: берегите детей!

Татьяна ЩЕЛКУН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.