Свой среди своих

31.01.2020

Помочь ребенку влиться в коллектив можно с помощью игр, творчества, спортаКак научить ребенка общаться

Почти всю свою жизнь человек находится в коллективе: когда учится и работает, занимается спортом, творчеством, общественными делами. И первые шаги по выстраиванию отношений с окружающими, не только с семьей, мы начинаем делать еще с детского сада.

Очень важно, чтобы ребенок, независимо от темперамента, в дошкольном возрасте научился общаться и со сверстниками, и с взрослыми людьми. Дома малышей этому учат родители и остальные члены семьи, а в детском саду, где ребенок зачастую проводит большую часть времени, – педагоги. А значит, на адаптацию детей к коллективу влияют опыт, знания и навыки воспитателей, которые этому мастерству тоже учатся.
В декабре ушедшего года и январе 2020 года заведующие и старшие воспитатели дошкольных образовательных учреждений Партизанского городского округа участвовали в семинаре-практикуме, посвященном созданию условий для позитивной социализации воспитанников детсадов. Специалисты обсуждали в теории и показывали на практике, как помочь дошколятам успешно адаптироваться, включая их в различную деятельность.
Для участников семинара их коллеги в конце прошлого года проводили различные мастер-классы. Например, по рисованию песком на световом столе или с использованием кофе – это акварель в технике «гризаль» или кофеграфия. Еще учились рассказывать истории, играли в подвижные игры, занимались робототехникой, общались с логопедом, побывали на музыкальном занятии. Осваивали упражнения «Зарядка для ума» из области кинезиологии, с помощью которых можно бороться с дисграфией и дислексией — нарушениями чтения и письма.
Таким образом, педагоги могли не только изучить опыт коллег, но и сами побывали в роли воспитанников, увидели, что для каждого подопечного можно подобрать занятия, исходя из интересов и характера ребенка.
В прошлую пятницу, 24 января, семинар-практикум продолжился. Сначала его участники побывали на открытом занятии по ментальной арифметике и увидели, как ребята из средней группы познают основы этого довольно популярного в последние годы направления дополнительного образования в области математики. Хотя мальчики и девочки обучаются еще в средней детсадовской группе, большинство из них уже довольно бегло и легко выполняет задания педагога, освоили специальные счеты-абакус и азы необычной системы счета в уме.
По словам воспитателя Натальи Ро, которая ведет эти занятия в детском саду №1, изучение такого способа вычислений не мешает ребятам параллельно осваивать и привычную, классическую арифметику. Педагог занимается с детьми обычной и ментальной математикой в разные дни недели и убедилась, что дошколята не путают разные системы счета.
Участники семинара проанализировали плюсы и минусы одной из методик по социализации детей, а их существует немало помимо официального ФГОСа, и провели педагогическую игру «Суд по делу технологии Натальи Гришаевой «Клубный час». Для этого распределили роли судьи, адвоката и прокурора, секретаря судебного заседания, свидетелей по линии защиты и обвинения, поделились своими мнениями о методике, по которой дети сами выбирают дополнительные занятия и самостоятельно приходят на них из групп в кабинеты.
Затем педагоги делились практическим опытом работы своих учреждений по социализации дошколят. Например, старший воспитатель детсада №7 Ольга Протасова рассказала, как может способствовать адаптации малышей совместная деятельность в уголке природы.
К примеру, высаживая луковицы в «огороде на подоконнике» или ухаживая за комнатными растениями, дети общаются между собой и с взрослыми. Наблюдая за цветочным бутоном, который со дня на день должен раскрыться, даже плохо говорящие малыши в группах раннего возраста по-своему обсуждают, что его нельзя срывать или трогать, пытаясь «помочь» растению. Для ребят, которые совсем недавно пришли в коллектив и только знакомятся с ним, может быть важно для адаптации даже незначительное поручение, к примеру, намочить под краном тряпочку, которой взрослый вытрет пыль с полки с цветами. Договариваясь друг с другом о том, кто будет сейчас поливать цветы из лейки, подготавливая луковицы к посадке в землю и закапывая их в почву, девочки и мальчики учатся распределять обязанности, уступать, проявлять инициативу. Кроме того, так воспитанники приучаются к посильной трудовой деятельности.
Есть свои особенности в работе с застенчивыми детьми и их социализации. Об этом говорила заведующий детсадом №24 Юлия Колтышева. Робкими могут быть дети не только в силу характера, но и окружения: как из асоциальных или неполных семей, так и вполне благополучных — у строгих, требовательных или тревожных, мнительных родителей, а также это актуально для детей с разными физическими особенностями.
Такие тихие ребята, которые есть буквально в каждой группе, могут быть на первый взгляд очень «удобными» в сравнении с их гиперактивными и недисциплинированными сверстниками. Но внимания «дети – невидимки» требуют к себе не меньше. Дело в том, что их неумение влиться в коллектив, страх обратиться к ровеснику и взрослому в дальнейшем могут привести к проблемам в школьном и более старшем возрасте, вплоть до суицида. Потому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход, чтобы завоевать их доверие и помочь адаптироваться, начать общаться.
Застенчивый ребенок может наотрез отказаться от участия в спортивной игре, но окажется незаменимым помощником судьи или болельщиком. Ему нужно давать посильные задания, а после обязательно хвалить: к примеру, поручить раздать перед занятием бумагу или карандаши ребятам, полить цветы. На утреннике такие дети поначалу могут быть зрителями, после отважатся на небольшую, второстепенную роль, которая поможет ребенку раскрепоститься, почувствовать себя частью коллектива.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.