“Отмый, Господи, грехи всех…”

31.05.2013

Как совершается поминовение усопших — принявших православие и оставшихся некрещеными

Постоянная читательница полосы “Дорога к храму”, назвавшаяся Анастасией, рассказала: -Слышала в автобусе, как одна женщина поведала знакомой странную историю. В одно из воскресений с утра ее дочь отправилась в храм, а она по болезни осталась дома. Проводив дочь, через какое-то время прилегла в полудреме на диване, но вскоре страшный шум заставил ее встать и выглянуть в окно. Возле калитки увидела толпу умерших родственников, примечательно, что все они были крещеные при земной жизни, все были очень сердиты и входили во двор. Женщина испугалась, ей с трудом удалось захлопнуть перед покойниками входную дверь. Она крикнула, чтобы все ушли со двора и тут же проснулась. Когда рассказала дочери об этом сне, похожем на явь, оказалось, что та примерно в это время поставила в храме среди других и свечу за упокой родственника, недавно умершего некрещеным. Как же поминать некрещеных людей в церкви и в повседневной жизни, а также умерших крещеных родственников?

Иерей Виталий Шаркеев, руководитель отдела по связям со СМИ Находкинской и Преображенской епархии объясняет:

-Всякому христианину нужно знать главное: все, что ни происходит в Церкви, какое бы таинство ни совершалось, все имеет один завершающий этап — это таинство Евхаристии, причастие Тела и Крови нашего Спасителя, т.е. причастие, является смыслом жизни Церкви и каждого по отдельности христианина. Почему так? Дело в том, что Бог является источником всякой жизни, Он сотворил мир, следовательно, приобщающийся к Богу приобщается к жизни вечной.

Отсюда смысл таинства крещения — начало новой жизни человека во Христе и Его Церкви. Именно поэтому, если человек был крещен, он может пользоваться всем, что ему предоставляет Церковь и самое частое наше поминовение о крещенных — это записочки, которые мы подаем на богослужение. Что такое записка и имя, написанное в ней? Это наша молитва к Богу за данного человека, а так как все в Церкви восходит к таинству Евхаристии, то и записки с упомянутыми нами людьми имеют к этому непосредственное отношение.

Дело в том, что все подобные прошения о людях относятся в алтарь, где священник вынимает с перечислением имен людей частички из просфорки за поминаемых в них людях с высыпанием частиц на дискос вокруг агнца. И после того, как в конце литургии, присутствующие в Храме люди причастятся Тела и Крови нашего Спасителя, священник заходит в алтарь и высыпает все эти частички в Чашу с Телом и Кровью Христовой со словами, “Отмый Господи грехи всех зде поминаемых…”, т.е. мы видим завершающий момент смысла крещения христианина — приобщение к своему Творцу — Отцу Небесному.

Однако по отношению к некрещеным все обстоит немного иначе. Если в таинстве крещения человек получает возможность соучастия в Церковной жизни, то некрещеный человек, не важно жив он или уже отошел ко Господу, этой возможности не имеет, а значит всякое церковное таинство, как бы обходит его стороной. Но это не говорит о том, что мы не должны за них молиться, мы должны, и обязаны это делать, т.к. Бог желает спасения каждому человеку, а мы, как образ и подобие Божие, должны сделать все возможное, чтобы все имели возможность соучастия в Церковной жизни, в жизни своего Творца. По этой причине, хоть мы и не можем подавать записки за некрещеных живых и умерших людей, но мы вполне можем стоя в Церкви помолиться за некрещеного человека, поставив свечку, как нашу жертву Богу, как символ нашей молитвы. Эта свеча не является каким-то мистическим знаком и не влияет на загробную жизнь человека. То есть молитва о некрещеном человеке как живом, так и умершем, возможна только наша личная, келейная, домашняя. Но это не говорит о том, что Церковь не поминает некрещеных людей в своих молитвословиях. Одно из таких молитвословий мы можем услышать на каждом богослужении: “Еще молимся о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея”. Это молитвословие не просто воззвание, но и личное наше прошение к Отцу нашему Небесному за поминаемых нами людей как крещеных, так и некрещеных, живых и умерших.

Если у кого-то возникнут вопросы частного характера, можно обратиться к иерею Виталию по телефону 8-914-733-05-80.

Тамара ГОЛОВАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.