Детство в плену

16.04.2014

Война оставила тяжелый след во многих семьях большой страны. Почти в каждой из них не дождались возвращения домой отцов и братьев. А еще миллионы ждали освобождения в фашистских концлагерях. Были среди узников и малолетние дети.

11 апреля, в Международный день освобождения узников фашистских лагерей, малолетних узников навестили гости из администрации. В беседе с Александром Павловичем Сорокиным, одним из активистов Совета ветеранов и общества малолетних узников, заместитель главы округа по социальным вопросам Эльвира Косарева пожелала ему, его семье и всем, чьи детские воспоминания связаны со страшными днями в концлагерях, здоровья, благополучия и заботы близких.

Александр Павлович рассказывать о тяжелом времени не любит. Точнее, просто не может. Стараются не вспоминать о тяжелых днях и с супругой Марией Трофимовной — она тоже была фашистской пленницей, совсем маленькой девочкой четырех лет.

Тех, кто в детстве стал узником лагерей и работал совсем не по-детски на “хозяев” фашистской Германии, в Партизанске живет 12 человек. Каждого из них постарались навестить в этот памятный день.
История едва ли не каждого из них начинается с рассказа о том, как собирали пленников целыми семьями, грузили в эшелоны и увозили в лагеря.

Тяжело прошлась война по семье Ольги Моисеевны Снетковой. Сначала их в плененной пешей колонне было пятеро — почти вся семья, три сестры и мать с отцом. Позже, при погрузке в эшелон, разлучили с отцом.
— С тех мы никогда больше папу не видели, — рассказывает Ольга Моисеевна. — Мы с мамой и сестрами попали в Эстонский лагерь, откуда нас с сестрой отправили работать на “хозяина”. Я скорее была на подмогах, а вот сестре Валентине тяжело пришлось — она постарше меня, тогда ей было 10 лет. Били нас обоих. Мне раз очень сильно плеткой досталось…

Мама Ольги и Валентины умерла в лагере. А девочки после войны круглыми сиротами с сестрой Антониной приехали в Приморье, где и остались.
Ольга Моисеевна и гостям, и подарку была очень рада. Благодарила за то, что не забывают и всем желала счастья и здоровья.

Освобождения из лагеря ждала и семья Нины Терентьевны Седовой. Она осталась сиротой в раннем детстве — родители умерли еще до войны и Нина воспитывалась в семье дяди — папиного брата.
Когда началась война Нине было 8 лет. Из концлагеря в Германии старших братьев и сестру забрали работать, а Нина с тетей оставались там долгое время.

— Освободили нас 11 апреля 1945 года, — рассказывает Нина Терентьевна. — К счастью, из Германии мы все живые вернулись. А дома, в селе все сгорело — деревня и наш дом. Только подвал уцелел земляной, где мы и жили, пока заново не отстроились.

Позже переехали в Сучан, где Нина работала сначала 10 лет швеей, потом банщицей на шахте.
Много историй о тяжелом военном детстве мы услышали в этот день и много благодарностей за то, что не забывают. Да и как такое забыть, хотя бы раз услышав?..
Общество малолетних узников фашизма благодарит за оказанную помощь Л. И. Поршину и Е. А. Рябинину.

Татьяна ЩЕЛКУН.
Фото автора

— Освободили нас 11 апреля 1945 года, — рассказывает Нина Терентьевна. — К счастью, из Германии мы все живые вернулись. А дома, в селе все сгорело — деревня и наш дом. Только подвал уцелел земляной, где мы и жили, пока заново не отстроились.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.