Дважды рожденный

08.05.2013

Ветеран-шахтер Гавриил Гаврик в войну служил юнгой

Гавриил родился 7 апреля 1928 года, на Благовещение. Но в сельсовете села Новожатково Михайловского района Приморского края дату рождения записали иную — 12 апреля.

Этот день в 1961 году, после полета в космос Юрия Гагарина, тоже стал всенародным праздником. Несмотря на “красивые” даты рождения, судьбе восьмого сына из большой крестьянской семьи Гавриков никто не завидовал. Когда мальчику было три года, один за другим ушли в мир иной родители, и воспитанием Гавриила занялись бабушка Александра и дедушка Захар, с 12 лет — старшая сестра Мария, забравшая братика к себе в приморское село Новогеоргиевка.

Бензин для Победы

Когда началась Великая Отечественная война, Гавриилу было 13 лет. Мальчишка вместе с товарищами после уроков старательно учился стрелять из трехлинейки, а также работал оператором радиоузла в местном Доме офицеров Красной Армии.

В 1944 году Гавриил поступил в ремесленное училище № 2 плавсостава тыла Тихоокеанского флота. В апреле 1945 его с товарищами-юнгами направили на практику машинистом котельных установок на буксир В-7, где ребята и пробыли до 13 сентября 1945 года.

— В нашу задачу входила функция снабжения военных судов топливом и продовольствием. Когда 9 августа Советский Союз, объявил войну милитаристской Японии, наша мирная судовая практика стала боевой. На палубе нашего буксира установили зенитный пулемет. Прицепив к нему 500-тонную баржу с бензином, нам приказали под охраной трех катеров, доставить этот груз воюющим частям в город Юкки, на севере Кореи. По радио сообщили, что в районе замечен перископ вражеской подводной лодки. Чтобы обезопасить себя и груз от возможной атаки врага, с кораблей сопровождения сбросили глубинные бомбы, от которых в прямом смысле “закипела” вода. 19 августа, прибыв на место, В-7 обеспечил топливом торпедные катера и “морских охотников”, чем, несомненно, приблизил общую победу над врагом.

Из Юкки юнги пошли через Гензак в Сейсин, где пробыли до 8 сентября. После окончания боевых действий, взяв на буксир трофейные японские рыболовецкие шхуны, направились обратно в родной порт Владивосток.

Из моряков в шахтеры

После войны Гавриил Гаврик служил судовым машинистом на ледоколе “Микоян”, который в войну был военным крейсером и прошел из Владивостока Северным морским путем из Мурманска в Магадан. Так бы и бороздил моря на военных судах Гавриил Семенович, но подвело здоровье.

В 1948 году, простившись с морем, он окончил с отличием электромеханическое отделение Сучанского горного техникума, а после проработал более 50 лет мастером по ремонту электросетей и подстанций ЦЭММ треста “Сучануголь”. Дослужился до начальника участка по ремонту электросетей и шахтовых подстанций. Работать ветерану войны и труда пришлось с известными в нашем городе людьми — Владимиром Комаровым, Александром Богатовым, Анатолием Кулажкиным, Владимиром Ковальчуком, Алексеем Лесных и многими другими знатными шахтерами. Гавриил Гаврик и сам старательно готовил новые кадры для отрасли, частенько выступал с напутственными словами перед школьниками.

— Я всегда молодым говорил и сейчас повторю — в жизни не надо пугаться трудностей, нужно учиться их грамотно и стойко преодолевать, верить в будущее и старательно что-то делать своими руками. Жить так, чтобы не было стыдно за прожитые годы ни перед собой, ни перед людьми.

Антон СУХАРЬ.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.