Фотокор городской газеты
Фотокорреспондент Николай Райков, простой рабочий парень, пришел в редакцию «Красного сучанца» в 1967 году. Коренной житель Владивостока, отслужил срочную службу в Китае, а после вместе с однополчанином «заболел» шахтерской романтикой и подался работать сначала в Воркуту, затем в Новокузнецк, а уж после в Сучан.
Отработав на шахте «Авангард» несколько лет забойщиком, после серьезной травмы был вынужден перейти на легкий труд. Начитанного, увлекающегося фотографией романтика пригласили в редакцию «Красного сучанца» на место фотокорреспондента.
Оказалось, что Николай Райков не только может делать качественные и сюжетно интересные снимки, но и с легкостью написать материал о героях этих фотографий. В своем кабинете в свете красного фонаря ему приходилось проводить долгие часы. Газете, которая выходила несколько раз в неделю, постоянно требовались снимки передовиков и ударников, сюжетные производственные фотографии. Работы Николая Георгиевича были востребованы не только в городской газете. Он часто выполнял заказы для краевых газет «Красное знамя» и «Тихоокеанский комсомолец», для центральных СМИ — газеты «Сельская жизнь» и журнала «Советский шахтер». «Чеховская» лаконичность и емкость его текстов были по душе многим редакторам.
Николай Райков оказался ненавязчивым, но очень приветливым и работоспособным человеком, а еще одним из самых активных книголюбов Сучана. В его большой личной библиотеке нашлось место томам Большой Советской энциклопедии, справочникам, внушительной подборке книг из серии «Жизнь замечательных людей», философским трактатам, полным собраниям мировых и отечественных классиков. Он не только читал, но и много писал. Еще работая на шахте, начал писать рассказы.
Фотокорреспондент возил во Владивосток снимки, отобранные к публикации в городской газете. Там на их основе делали клише, которые нужно было позже отдать в типографию, чтобы изображение появилось на страницах газеты. Попутно Николай Георгиевич отбирал готовые клише с текстом, рассказывающие о значимых событиях, происходящих в разных уголках СССР. Такие клише централизованно поступали из Москвы в регионы по линии фотохроники ТАСС. Местные клише тогда изготавливали из металла, а «ТАССовские» были уже пластмассовые.
Трудно подсчитать, сколько у героев публикаций Николая Райкова осталось снимков на память. Например, передовиков производства, приехавших на конференцию, «круглый стол» или смотр, Николай утром фотографировал, а уже вечером, когда мероприятие заканчивалось, раздавал участникам утренние фотоснимки, еще влажные после проявки и фиксажа. В те годы фотография была редкостью, фотолюбителей было мало, а снимки заказывали в ателье. И то — в Сучане, а в Бровничах, Серебряном и других отдаленных селах о новом фотоснимке в семейном альбоме люди могли только мечтать.
— Они же только и имели дома фотографии, что на паспорт, на комсомольский, профсоюзный, партийный или военный билет. А тут настоящий красивый снимок подарили, и идти никуда не нужно. Затраты минимальные, а всем приятно, — вспоминает Николай Райков.
Отработав 13 лет в редакции, восстановив силы и здоровье, он вернулся дорабатывать подземный стаж забойщиком на шахту «Глубокая».
Николай Георгиевич участвовал в создании первого городского музея, который открыли в будущем здании пожарной части. Первые экспонаты туда принес как раз именно он.
Выйдя на пенсию, Николай Райков начал мастерить мебель, украшая дверцы шкафов резными вензелями из липы. А еще его знают как хорошего механика, разбирающегося в премудростях советского автопрома. Выкупив в свое время по остаточной стоимости в редакции легковой автомобиль «Запорожец» с брезентовым верхом, Николай Георгиевич не только поставил его на колеса, но и эксплуатировал еще тридцать лет.
Николай Райков честно и искренне дружил с теми, с кем довелось встретиться на жизненном пути: фронтовым разведчиком Николаем Диденко, скульптором Семеном Горпенко, легко находил он общий язык с коллегами, работниками предприятий и организаций города.
— Мы с моим соседом по даче и другом Семеном Горпенко могли часами рассуждать об особенностях архитектуры и скульптуры Бохайского царства, а с Николаем Диденко тихо, без купюр и клише, говорить о подлинном, не причесанном цензурой лице войны. Да, и в редакции с коллегами мы часто просто могли собраться в тесной мужской компании, чтобы поговорить по душам, — вспоминает Николай Райков.
Свободное время он проводит на даче. Несмотря на возраст и проблемы со зрением, много читает. Любит классику и книги из серии «Жизнь замечательных людей». Не обходит вниманием и родные «Вести», отмечая, как специалист, жанровое разнообразие снимков на газетных страницах, внешнюю привлекательность издания с точки зрения тематики, верстки и качества печати:
— В год юбилея хочу пожелать городской газете долгих лет и больших тиражей. Современным работникам равняться на представителей предшествующих поколений, всегда оставаться людьми принципиальными, творческими и идейными.
Антон СУХАРЬ