Газетные хитрости

13.11.2020

Юнкоры теперь знают, как рождается свежий номерКазалось бы, что сложного в том, чтобы в наше время быть журналистом и делать новости – есть телефон с интернетом и камерой, заводи страницу в соцсети и пиши о том, что в мире делается, собирай аудиторию. Но все это так просто только на первый взгляд.

На самом деле успешное СМИ, остающееся годами на плаву, — это большая, слаженная и непрерывная работа его коллектива. Да, интернет и социальные сети постепенно вытесняют журналы и газеты, но онлайн-формат все равно не может обойтись без основных принципов и правил, позволявших редакциям по многу лет удерживать читателей. Есть свои традиции и у «Вестей», сложившиеся за 91 год со дня основания. И всегда приятно, когда юные партизанцы, интересующиеся журналистикой, приходят к нам, чтобы узнать, как рождаются городские новости, что нужно делать и уметь, чтобы выпускать местную прессу.
На прошлой неделе началась серия обучающих мастер-классов в рамках I открытого городского медиафестиваля для детей и юношества «Ярче!». С этим проектом воспитанники Центра детского творчества в сентябре участвовали в городском конкурсе, где поборолись за получение гранта на реализацию задуманного. Хотя в тройку победителей проект не попал, все равно его инициаторы решили претворить идею в жизнь.
Первыми, кто поделился своими секретами мастерства, были мы, коллектив «Вестей». У нас в редакции прошел мастер-класс «Газетные хитрости», заместитель главного редактора Татьяна Щелкун вместе с коллегами рассказала его участникам, что самое главное для тех, кто работает с печатным словом.
Помимо ребят из Центра детского творчества Лизы Кукуемец, Даши Лежневой и Софьи Илларионовой, занимающихся в медиастудии «КОТы», получить новые знания решила Людмила Юр, педагог детского сада №30, где хотят выпускать газету для малышей и вместе с ними.
Например, гости редакции узнали, что должно быть на первой полосе, и что страницы называются в газете именно так – полосы. И рубрик, то есть слов, определяющих тему публикации, на каждой из них может быть несколько – одна для полосы и своя для каждого материала. Так, по постоянным рубрикам, удобнее искать тексты и на сайте газеты, и в новостном паблике соцсети.
Объясняли, как лучше иллюстрировать тексты – фотографии желательно делать «живые», в движении, динамике. И, конечно, хорошего качества. Стоит избегать постановочных снимков, на которых несколько человек стоят рядом «столбиками» и смотрят в объектив. И сопровождать фотографии нужно поясняющими происходящее подписями – подклишовками. Это слово в лексиконе газетчиков сохранилось еще с тех времен, когда все иллюстрации в газетах отпечатывали со специальной металлической пластины – клише. Примеры того, как выглядели в советское время такие фото, хранят старые подшивки газеты, когда она еще называлась «Красный сучанец», а затем «Ленинец». Раньше снимков на полосах было мало не только из-за типографских сложностей, но и потому, что фотоаппарат был один на редакцию, и тот у единственного фотокорреспондента, а не у каждого журналиста свой, как сейчас. К тому же пленочный фотоаппарат мог воспроизвести без перезарядки только 36 кадров.
А теперь газета выходит в цвете, и с одного праздничного мероприятия может получиться несколько сотен снимков, которые потом предстоит пересмотреть и отобрать лучшие. Проходя по улице, стоит обращать внимание на все, что происходит вокруг, и делать снимки, ведь завтра может пригодиться фото к материалу о бродячих собаках или ремонте фасада дома.
Будущие газетчики узнали, какими должны быть заголовок и подзаголовок, а также первый абзац – лид, привлекающие внимание читателя, как и анонсы, раскрывающие содержание всего номера, и какие темы могут быть интересны читателям. Например, в школе можно писать про экзамены и олимпиады, каникулы и педагогов, увлечения и достижения ребят, выпускать тематические полосы по особому поводу. А еще особое оформление может быть сразу у всего праздничного номера, выпущенного к конкретной дате, например, Новый год, 8 Марта, День Победы или День города. Завершается каждый номер выходными сведениями на последней полосе, где указываются тираж, адреса редакции и типографии, номер и дата выхода в свет.
От теории перешли к практике – надо было самим придумать название для газеты и рубрику, под которой будут выходить материалы на тему школьного или детсадовского питания. Как именно вся информация размещаются на газетной полосе, участникам мастер-класса наглядно показали в кабинете верстки. На экране как из «кирпичиков» текстов и иллюстраций к ним выстраивается номер, который потом в электронном виде отправится на печать в типографию Владивостока.
Побывали в печатном салоне, где делают визитки, календари, небольшие книги, открытки, печатают изображения на кружках и футболках. На память об экскурсии в редакции гости получили небольшие сувениры, выпущенные нашим печатным салоном.
Медиафестиваль «Ярче!» продолжается, желающие записываются на мастер-классы, которые до конца ноября проведут специалисты городского Дворца культуры и руководитель медиастудии «КОТы» очно небольшими группами и во время прямых эфиров. Специалисты научат, как сверстать газету и сделать мультфильм своими руками, расскажут об основах сценической речи и постановочного освещения при съемках видео, озвучивании. А еще подскажут, где взять идеи для вдохновения и как воплотить их в жизнь. Также предусмотрена конкурсная программа в двух направлениях – «Пресса» и «Видео», победителей и участников планируют выбрать и наградить в конце января будущего года.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.