Наша конфетка в “чужой” обертке

25.10.2013

Приморские кондитеры просят сенаторов восстановить справедливость

Уже в течение нескольких лет сладкоежки наблюдают, как меняются названия любимых конфет. “Вести” даже проводили для любителей сладкого конкурс на самое смешное название. Тогда в редакцию приходили тугие, заполненные фантиками, конверты. Попадались и очень смешные новые названия “старых” конфет. “Рома+Машка”, “Косолапый в Арктике”, “Карабум”…

Смех смехом, а конфетки продолжают стремительно менять и названия, и облик. Около 50 брендов “Приморского кондитера” также претерпели внешние изменения. К счастью, вкус остался прежним, узнаваемым, как в детстве.

Дело в том, что ОАО “Объединенные кондитеры” — холдинг, в состав которого входят фабрики “Рот Фронт”, “Красный октябрь”, концерн “Бабаевский”, требует от ОАО “Приморский кондитер” прекратить выпуск так называемых “советских брендов”. Но всем приморским жителям известно, что эти кондитерские изделия производятся нашей фабрикой уже несколько десятилетий.

Наделили себя “Объединенные кондитеры” столь широкими, почти советских масштабов, полномочиями именно тогда, когда распалась большая страна. Успели воспользоваться ситуацией, и в рамках повальной приватизации интеллектуальной собственности зарегистрировали права на использование большинства названий конфет. А теперь выставляют другим фабрикам страны миллионные иски за использование советских брендов.

В Партизанске больше четырех лет назад открылся павильон “Приморского кондитера”, и столько же времени продавцом здесь работает Вера Франко:
— За последние годы названия большей части конфет поменяли. И, несмотря на это, поступают все новые и новые претензии. Наши покупатели, а за годы, что работает павильон у нас появилось очень много постоянных клиентов, уверены, что дело тут вовсе не в названиях. Рецепт “птички” москвичи хотят забрать и присвоить. А мы, конечно, переживаем. В последнее время уже не только названия меняются, но и рисунки на обертках.
Вера показывает конфеты “Пушистик”, раньше это была “Белочка”, на фантиках уже даже и рыжего зверька нет. “Красная шапочка” сначала стала “Девочкой”, теперь уже “Девчонкой в юбчонке”, “Каракум” превратился в “Каракурум”.

Жительница Владивостока Виктория считает, что названия — не самая большая беда, главное, чтобы вкус и качество остались прежними:
— Мою любимую “Ромашку” тоже переименовали, но в магазине меня продавцы понимают. Это все, конечно, неприятно, но время такое — успели бренды зарегистрировать и ничего тут уже не сделаешь. Предлагаю “Птичье молоко” назвать “Приморской птичкой”. Главное, чтобы вкус остался тот же.

Категоричнее высказался житель Партизанска Александр — он постоянный клиент павильона “Приморский кондитер”:
— “Птичка” — это наша тема. Не отдадим!
— А я тоже думаю, что весь этот сыр-бор затеяли именно для того, чтобы рецептуру оригинальную отнять, — вступает в разговор Виктория Александровна. Она с мужем выбирала конфеты у пестрых, “сладких” витрин. — Но это все неправильно. Это конфеты, вкус которых все мы знаем с детства. Как их можно делить?

Учитель начальных классов Екатерина считает, что ситуация вокруг “Приморского кондитера” и кофет, которые они производят — чистая коммерция и захват:
— “Птичье молоко” — мои любимые конфеты и будет очень обидно потерять такую “фишку” приморской фабрики да и вообще всего Приморского края.

В сложившейся ситуации надежда только на законодателей. И они уже подключились к решению болезненного для производителей- кондитеров вопроса — использования знаменитых советских брендов при производстве сладкой продукции.

В частности, сенатор Татьяна Заболотная заявила, что в кондитерской промышленности наблюдается монополизация известных советских брендов. По ее словам, начиная с 2008 года холдинг “Объединенные кондитеры” “завалил” многомиллионными судебными исками кондитерские предприятия Приморского края.
Сенатор особенно подчеркнула, что прародительницей этих конфет является жительница города Владивостока Анна Федоровна Чулкова, которой в 1986 году было присвоено звание Героя социалистического труда с вручением золотой медали “Серп и молот”. Ее имя занесено в золотую Книгу почета Министерства пищевой промышленности. Именно благодаря ее экспериментам в приморском “Птичьем молоке” используется в качестве желирующей добавки агар-агар, а не синтетические заменители, как в других конфетах родственного названия.

Схожие проблемы испытывают и кондитеры Свердловской области. По мнению сенатора Эдуарда Росселя, представляющего в Совете Федерации данный регион, холдинг “Объединенные кондитеры” проводит рейдерскую экспансию предприятий отрасли, используя статью 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, позволяющую новоявленным обладателям торговых марок предъявлять конкурентам претензии. Эдуард Россель считает, что “присвоение советских национальных торговых марок произошло келейно, в тиши определенных кабинетов под благим прикрытием федерального законодательства”. Он напомнил, что в свое время Роспатент предлагал придать советским маркам статус знаков соответствия, увязав их с рецептурами с последующей передачей права пользования отраслевым уполномоченным органам — как это сделали, например, Казахстан и Белоруссия.

Сенаторы обратились с просьбой к Совету Федерации законодательно урегулировать возникшую проблему, дабы избежать рейдерских захватов и монополизации кондитерского рынка при помощи товарных знаков. “Если мы не вмешаемся в эти процессы, то на месте кондитеров окажутся также и хлебопеки”, — заметил Эдуард Россель.

По итогам данных заявлений Председатель палаты Валентина Матвиенко поручила Комитету по экономической политике подготовить законопроект с учетом предложений и законодательных инициатив из субъектов Российской Федерации, в частности Приморского края и Свердловской области для последующего внесения документа на рассмотрение в Государственную Думу.

Татьяна ЩЕЛКУН.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.