Нет на карте его городов…

16.05.2014

Незадолго до празднования Дня Победы работники городского музея провели презентацию передвижной выставки “Военный роман в письмах Георгия Палшкова”. Необычная экспозиция расположилась в одном из магазинов на улице Ленинской.

На торжественном открытии присутствовали представители старших поколений и молодежь: творческая интеллигенция, студенты, депутаты городской Думы, работники торговой сети.
Директор музея Татьяна Винникова рассказала, что потребовалось больше десяти лет, чтобы создать экспозицию. Письма ушедшего на фронт добровольцем Георгия Палшкова, выпускника средней школы № 1, единственного сына художника Иллариона Фомича Палшкова, хранились в фондах музея, как и большой портрет красивого интеллигентного юноши, работы отца, от которого почти физически веет предчувствием беды.

На Лидию Калушевич, работавшую хранителем музейных фондов в начале двухтысячных годов, эти экспонаты произвели сильное впечатление. И выступая на презентации, она призналась, что знакомство с трагической судьбой талантливого юноши не оставило ее равнодушной.

Лидия Александровна озвучила краткую биографию Георгия Палшкова. Окончив с отличием школу, он поступает сначала в строительный институт в Ленинграде, а затем становится студентом архитектурного факультета Академии художеств в городе на Неве. Но грянула война, и Георгий Палшков уходит добровольцем на фронт с пятого курса. После окончания шестимесячных курсов при артиллерийском училище, без пяти минут архитектор, становится командиром батареи лейтенантом Палшковым.
И полетели в родной Сучан, в дом на первой шахте, треугольники фронтовых писем.

За строчками, написанными в основном карандашом в короткие минуты затишья между боями, стоит яркий, тонкий, умный и талантливый человек. Об этом говорят не лишенные иронии и самоиронии замечания в его весточках с фронта и наблюдательность, свойственная художественно одаренным личностям.
“…Первый раз в жизни я вижу настоящую исконную Русь. Куда ни кинешь взгляд, всюду странно знакомые уголки. Вот левитановский омут, вот его же золотая осень… Какую я видел Русь в картинах русских художников, какую видел в стихах русских поэтов, такой же вижу ее и теперь. Только тучные хлеба ее смяты, изуродованы воронками бомб и снарядов, испоганены трупами фрицев…”

“Дорогие мои папа и мама! Мы живем сейчас в новом месте…землянка вырыта в косогоре над красивым глубоким озером… Цветет черемуха, скоро зацветет ландыш…Чинно стоят всегда зеленые ели и сосны, а вокруг них пепельно-серые осины набросили бледно-зеленый наряд, трепещущий при самом легком дуновении ветра… Сейчас стоят белые северные ночи, совершенно не знаешь, когда и спать… Вот уже целый год я отрешен от гражданской жизни…”

“ Я сижу на солнцепеке у пепелища сожженной фашистами деревни. Здесь прожило не одно поколение трудолюбивых людей. Об этом говорят необхватные обуглившиеся бревна венцов, листики с черно-красной церковнославянской вязью из какой-то старой книги и поверх — “поэзия” наших дней — россыпи осколков снарядов. А по утрам здесь так сладко токуют тетерева, сжигаемые страстью весны. Семь дней назад мне стукнуло 23…”

“Вчера на наблюдательном пункте разорвался немецкий снаряд и на моих глазах изуродовало и убило человека, с которым мы сидели тесно-тесно, бок о бок… Я отделался звоном в ушах и тем, что был обрызган кровью … моего товарища”.

“Отгремели залпы, маленькая передышка… Повыдергивал сединки из своей шевелюры, теперь опять молод, хоть сватов засылай. Ты слышал, папа, о введении погон для Красной Армии? Так что теперь я золотопогонник, настоящий офицер. Кажется мне, что все время я был здесь, а вся прошлая жизнь — воспоминания о книге, прочитанной когда-то на досуге…”

“Дорогие папа и мама! Что-то давненько не получал от вас писем… Летечко развертывается, все зелено, цветисто и тепло. Представляю, что делается сейчас на Сучане. Наверное, зелень прет изо всех щелей…”
“Недавно попался мне в руки текст песни “Вечерний звон”. Очень тронуло то, что я часто слышал его в детстве, и те слова, что так отвечают будням:

“И многих нет теперь в живых, тогда веселых, молодых…” С болью просматриваю фото руин Петергофа, Пушкина и Гатчины, и тех друзей, что замолкли навсегда…”
И среди этой палитры рассказов о военной жизни короткие строчки последнего письма, написанного Георгием Палшковым 29 июня 1944 года, за неделю до гибели от ран в госпитале города Глубокое Витебской области:
“С сегодняшнего дня у нас жизнь пойдет веселее. Громовые раскаты артиллерии приближаются к нам”.
Старший лейтенант Георгий Палшков, заместитель командира дивизиона 657 артиллерийского полка 294-й стрелковой дивизии за боевое отличие награжден орденом Красной Звезды 25 июля 1944 года.
К знакомым с детства местам он уже не вернулся, как и к осиротевшим без него родителям.

На примере судьбы одного из наших земляков эта передвижная выставка показывает жестокий лик войны. А все, кто познакомился с необычной музейной экспозицией, как будто вживую пообщались через десятилетия не только с умным и наблюдательным собеседником, но и с хорошим, светлым человеком.
Педагог-организатор Ирина Никитенко от всей души поблагодарила работников музея истории города за необычную выставку, отметила, что ее влияние на воспитание в нынешней молодежи патриотизма трудно переоценить.

Татьяна Винникова рассказала, что выставка “Военный роман в письмах Георгия Палшкова” будет представлена в рамках проведения акции “Ночь в музее”. Следующим шагом, по ее мнению, должно стать издание книги фронтовых писем Георгия Палшкова.

Тамара ГОЛОВАНОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.