Первые шаги в науку

01.04.2022

Максим Румянцев несколько лет изучает земноводных, рептилий и насекомыхЭти юные исследователи изучают влияние музыки на тело человека, собирают роботов, выращивают рептилий, анализируют имена, интересуются музыкой и литературой – и рассказывают об этом сверстникам и взрослым.

Городская научно-исследовательская конференция среди учащихся 7-11 классов школ Партизанского городского округа «Первые шаги в науку» прошла в среду, 30 марта, в школе №12.
В зависимости от темы выступления 24 участника разделились по разным кабинетам и секциям – гуманитарной, естественнонаучной, робототехники, технологии, информатики и ИКТ. Каждое выступление было по-своему интересным и познавательным.
Одной из самых массовых оказалась естественнонаучная секция, здесь свои доклады представляли жюри преимущественно юноши. Максим Румянцев принес на конференцию в специальных контейнерах своих необычных домашних питомцев – ящерицу и змей, в числе которых тигровый питон. В доме Максима много лет живут самые разные земноводные, рептилии, насекомые, и на этот раз он рассказывал о своем опыте по содержанию и размножению змей, обитающих в окрестностях нашего города. В их числе амурский полоз, японский и тигровый ужи, уссурийский и каменистый щитомордники. По словам молодого биолога, такие особи у него дома есть, но они пока в спячке. А ранее он проводил опыт, могут ли змеи давать потомство в домашних условиях. На два месяца оставил самца и самку в холодильнике при температуре десять градусов, чтобы сымитировать зимовку, затем достал, дождался, пока они проснутся. Через месяц самка стала набирать вес и отложила яйца. Всего их было тринадцать, но по завершении инкубации из яиц появились на свет только двенадцать особей, одно яйцо погибло и заплесневело. Каждому змеенышу Максим выделил отдельный контейнер, через время подросшее потомство выпустил в естественную среду обитания.
Наглядно показал действие громкой музыки на организм человека, состоящий в среднем на 60-80 процентов из воды, еще один участник в этой секции Максим Завязочников. На звуковую колонку налил из стакана немного воды и включил энергичную музыку погромче – вода буквально «танцевала» по поверхности, выплескиваясь на пол. Поэтому, делает вывод исследователь, лучше не слушать музыку в наушниках долго и громко, на дискотеках и концертах не стоять рядом с колонками, поскольку это может вызвать проблемы со слухом, а некоторые частоты — войти в резонанс с внутренними органами человека. Ведь есть звуки, которые с трудом улавливает или вовсе не слышит человеческое ухо, но они тоже могут оказывать влияние на организм. Максим ненадолго включил несколько таких звуков, напоминающих неприятный писк.
Влиянием музыки на организм человека озадачился и Захар Михеев. Он проводил эксперимент, в котором принимали участие шесть человек. Дважды давал задания на внимательность и логику – сначала в тишине, потом под музыку – классическую, популярную и рок. Его исследование показало, что процент ошибок при прослушивании классики даже меньше, чем при решении задач в тишине, а вот «попса» и рок значительно добавляют ошибок. Определил юноша и то, как разные мелодии влияют на давление и пульс. Его опыт показал – они возрастают при прослушивании рока, снижаются благодаря классике и поп-музыке.
В эксперименте Александра Глубокова участвовал весь десятый класс его школы №12. Он исследовал возможности слуховой и зрительной памяти человека. Ребятам он демонстрировал таблицы со случайными числами. Из 22 человек лишь у десяти оказалась неплохая кратковременная память. Среди неблагоприятных факторов, ухудшающих память, Александр назвал большую загруженность мозга информацией, авитаминоз, стрессы и нервное, эмоциональное переутомление, недосып, вредную пищу и кофеин. Нагружать мозг полезно, главное его не перегружать — такой вывод сделал юноша.
В этом может помочь психологическая и информационная гигиена – уверен Данил Ан. В частности, стоит отсеивать те сведения, которые не нужны в настоящий момент и только отвлекают, а в качестве источников информации лучше выбирать те ресурсы, в которых она проходит проверку, — библиотеки, журналы, читать больше книг.
Было немало участников в гуманитарной секции, где ребята рассказывали, например, о влиянии имени на характер человека, о народной культуре и танцах, музыкальном творчестве, использовании иностранных слов в русском языке, феномене Бориса Акунина на примере серии исторических детективов «Приключения Эраста Фандорина».
А вот в секциях информатики и ИКТ, робототехники, технологии участников было немного. В частности, по тематике технологии было представлено всего две исследовательских работы – по рисованию красками на воде в технике эбру и по выпечке различных сортов хлеба. А юные робототехники продемонстрировали робота-дезинфектора для бесконтактной обработки рук.
По итогам работы предметных комиссий места распределились следующим образом. В секции гуманитарных наук два вторых места, Леонид Ермаков и Влада Тарасова, и два третьих места, Милана Борисова и Ольга Овчинникова. В естественнонаучной секции два первых места, Максим Румянцев и Максим Завязочников, второе место у Александра Глубокова, а также два третьих места – Артем Кравчук и Александр Копаев.
В технологической секции второе место у Дианы Лапис, третье – у Екатерины Ковалевой. В секции «Информатика и ИКТ» второе место конкурсная комиссия присудила Виктории Сопаревой. И среди робототехников первое место у команды школы №22 – Вячеслав Вавилкин, Дарья Ососова, Ярослава Чупахина.
Отметим, что на нашей территории такие научно-исследовательские конференции школьников проводятся в рамках работы Центра развития образования ПГО по направлению «Выявление и поддержка одаренных детей» в соответствии с нацпроектом «Образование».

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.