Поход в «Долину самолетов»

20.12.2019

Андрей Костыренко с Алексеем и Виктором Моисеевыми у обломков самолета Ил-28ТГруппа инструктора Андрея Костыренко из туристического клуба «Берендей» в декабре прошла сложным маршрутом по Ливадийскому хребту. Более 80 километров пути. Самым тяжелым оказался отрезок между вершинами Лысый дед и Пидан, отмеченный на туристических картах как участок первой степени сложности.

Путешественникам пришлось в сильный ветер и непогоду продираться сквозь густую таежную растительность, подниматься по обледенелым склонам. На равных с мужчинами сложный маршрут преодолела Мария Костыренко.
Одной из задач похода было посещение места падения торпедоносца Ил-28Т на склоне горы Лысый дед, которую неофициально зовут «горой-убийцей самолетов». Ее вершина много дней в году скрыта туманом. Известно, что, как минимум, три боевых самолета авиации Тихоокеанского флота потерпели тут аварию в пятидесятые годы ХХ века.
15 февраля 1955 года здесь разбился реактивный торпедоносец Ил-28Т, экипаж погиб. По всей видимости, он зацепился в тумане крылом за макушки деревьев на вершине горы. До июля 2008 года, когда члены поискового объединения «АвиаПоиск» Приморского регионального отделения «Поискового движения России» нашли обломки торпедоносца, самолет официально считали пропавшим без вести. Видимо, его не смогли в 1955 году по горячим следам найти из-за непролазной тайги, скрывавшей следы катастрофы.
Мемориальная доска в память об экипаже торпедоносца на горе Лысый дедОстанки членов экипажа в 2008 году были с воинскими почестями захоронены на кладбище села Романовка. Именно в этом селе в 1955 году находился 1535-й минно-торпедный авиаполк ВВС ТОФ, откуда и стартовал в вечность экипаж Ил-28Т. Обломки торпедоносца лежат на высоте 1060 метров. Даже спустя годы над окрестностями возвышается хвостовая часть самолета, самый большой фрагмент, сохранившийся на склоне. Более мелкие детали разбросаны по округе. Стоит немного копнуть, и становятся видны куски дюралевой обшивки, фрагменты механизмов и вооружения. В ста метрах от хвоста на склоне часть крыла и памятник с именами погибших летчиков.
Есть на вершине и табличка с информацией о том, что в 1954 году на склонах горы погиб реактивный торпедоносец Ту-14Т из того же 1535-го минно-торпедного авиаполка ВВС ТОФ. В разгар «холодной войны» его сбили по ошибке свои же истребители. Группа торпедоносцев Ту-14Т возвращалась с учебных полетов, один из самолетов немного отстал от группы и был засечен радарами ПВО. С земли неоднократно пытались связаться, но безуспешно. На самолете на беду отказали сразу система опознавания «свой/чужой» и радиосвязь. Не получив ответа на запросы, на перехват цели пошла группа истребителей-перехватчиков. В темноте они по ошибке приняли красные звезды на фюзеляже и хвосте торпедоносца за натовские белые и открыли огонь на поражение.
Реактивный истребитель МиГ-17Ф навсегда приземлился на северном склоне горы в 1957 году из-за остановки двигателя. Летчик катапультировался и остался жив.
Довольно крупные детали, фюзеляж, хвост, обломки крыла лежат на высоте 698 метров над уровнем моря. На хвосте и фюзеляже и спустя 62 года алеют красные звезды.
— У туристов путешествие к месту падения Ил-28Т в «Долину самолетов», так иногда неофициально называют место падения трех авиационных военных судов, пользуется стабильной популярностью. Мы поведем туда следующую группу уже в январе будущего года, — поделился планами Андрей Костыренко.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.