Предлагается ввести краеведение

01.11.2019

В Приморье на уровне администрации края обсуждается перспектива введения такого предмета как краеведение: каким должен быть учебник по этой дисциплине, какие темы он должен освещать, кто будет над ним работать.

На официальном сайте администрации Приморья приводится мнение губернатора края Олега Кожемяко, который в начале июля 2019 года предложил ввести в школах урок краеведения, чтобы ребята больше знали об историческом прошлом своей Родины:
— Книги по краеведению и профильная литература могут поступить в библиотеки уже к следующему учебному году. Соответственно, преподаватели должны быть к этому готовы, знать, как вести такой предмет. Должны быть подготовлены учебники по истории Приморья для младших и старших классов. Что касается начальных классов, учебник должен быть проиллюстрированным, понятным для детей – подойдет формат легенд, сказок. Для учеников средних и старших классов необходимо более глубокое содержание, включая труды ученых, изучавших Приморье, карты.
Таким образом, год от года в сфере образования меняется подход к изучению этой области знаний. Например, у тех, кто был подростком 15-20 лет назад, значился в школьной программе среднего звена такой обязательный предмет как история Приморского края. В моей семейной библиотеке до сих пор хранится учебник тех лет, вернее, учебное пособие для восьмых-девятых классов по истории российского Приморья, Его авторы – сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. А в списке учителей школ края, принимавших участие в подготовке материалов и заданий для самостоятельной работы помимо педагогов из Владивостока, Спасского и Уссурийского районов есть учитель из школы №5 города Партизанска. Пособие было издано по заказу управления народного образования администрации Приморского края в 1998 году во Владивостоке издательством «Дальнаука». По нему учились мои ровесники в конце 90-х и начале 2000-х годов, а сам предмет – история Приморского края — был в списке дисциплин в аттестате за девятый класс, равно как и география Приморского края. По ней тоже существовало отдельное учебное пособие.
А для учеников Партизанска еще в советские годы местные учителя подготовили учебные пособия по истории – «Город партизанской славы» — и по географии родного города – «Наш город родной». Такие пособия, к слову, были далеко не в каждом городе и районе края.
Со временем требования изменились, сейчас в средней школе как отдельные предметы история и география Приморья не изучаются и не вносятся в аттестат, но и совсем без этой информации подрастающее поколение не остается. Эти знания входят как региональный компонент, в том или ином объеме, в различные дисциплины. Это, конечно, история и география, а еще в начальных классах ОРКСЭ – основы религиозных культур и светской этики, в среднем звене этот предмет «трансформируется» в дисциплину ОДНКНР — основы духовно-нравственной культуры народов России. При их изучении ребята не только узнают новую информацию о регионе на уроках, но и могут посещать палеодеревни, городища. Активные педагоги помимо самостоятельной работы с тематической информацией сотрудничают с музеем истории Партизанска и приходят с учениками на мероприятия к музейщикам, чтобы углубить знания по истории родного города и края.
В каком виде со следующего года будет реализована инициатива губернатора, в каком объеме будет изучаться краеведение, покажет время. В любом случае такую информацию вряд ли можно назвать лишней, знать историю и географию своего края нормально для образованного человека, патриота своей малой Родины. В других регионах страны аналогичные уроки тоже ведутся, к примеру – в Москве – москвоведение, в Краснодарском крае – кубановедение, в Республике Карелия – курс «Моя Карелия», а в Санкт-Петербурге еще в детских садах начинается петербурговедение.
И раз предлагают ввести краеведение, значит объема современных знаний, которые сегодня дает школа по теме, не всегда достаточно. Увы, но даже краевые журналисты и чиновники нередко путают Партизанский городской округ и Партизанский район, хотя это два самостоятельных муниципальных образования.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.