Соединяем!..

23.04.2021

Оперативный дежурный Ольга Кравцова и оператор Любовь Томашук работают в тандемеТри года в Партизанском городском округе на базе единой дежурной диспетчерской службы работает «Система 112» — управляемый людьми интернет-коммутатор, предоставляющий жителям дополнительный канал связи с экстренными службами.

Человек, которому нужна срочная помощь, может звонить не только напрямую в полицию, пожарную охрану или на станцию скорой медицинской помощи, но и связаться по короткому номеру 112 со стационарного или мобильного телефонов. Причем на «сотовом» вызов сработает даже при отсутствии сигнала передающей станции и с аппарата без СИМ-карты.
Система работает в специальной программе, которая позволяет оператору через интернет в течение короткого времени перенаправлять экстренные вызовы в нужные инстанции. Далее оператор следит за тем, как та или иная служба «отработала» сигнал. К «Системе 112» в Партизанске подключены полиция, пожарная охрана и скорая медицинская помощь. В ближайшем будущем присоединят диспетчерские службы управляющих компаний, предприятий, обеспечивающих теплом, водой, электроэнергией. До этого времени сообщения о коммунальных и энергетических авариях принимают дежурные ЕДДС. Они их регистрируют, а после напрямую связываются с коммунальщиками и сообщают о случившемся.
Есть и проблемы – телефонные хулиганы. Как рассказывает директор учреждения по делам ГО и ЧС ПГО Борис Тимохин, каждую неделю фиксируют до 500 вызова, которые не являются экстренными. Например, за период с 5 по 11 апреля из 551 вызовов 478 оказались ложными. В основном «шалят» дети, которым беспечные родители дают поиграть с сотовым телефоном. Малыши, нажимая кнопки, случайно набирают номер 112, так как клавиши с этими цифрами стоят самыми первыми в клавиатуре. Бывает, детям отдают еще рабочий сотовый телефон в качестве игрушки, только вынув СИМ-карту. А телефонные аппараты сконструированы таким образом, что экстренную службу можно вызвать, даже если отсутствует сигнал сотовой связи, и нет СИМ-карты.
«Звонят» из песочницы малыши, от скуки во время занятий — школьники. Те, что постарше, частенько позволяют кроме смеха и нецензурные выражения.
Хулиганят и взрослые. Оператор Любовь Томашук помнит случай, когда пьяный мужчина звонил ночью с Казанского перевала и требовал, чтобы ему срочно помогли, так как у него заглохла машина. А оперативному дежурному Ольге Кравцовой запомнился случай, когда нетрезвый человек несколько раз вместо Камчатки попадал на номер 112.

И на каждый вызов операторы должны реагировать. Ведь иногда, на первый взгляд хулиганские звонки, оказываются реальными происшествиями. Как-то позвонил нетрезвый гражданин и сообщил, что его брат ночью зимой в легкой одежде полез на чердак дома за соломой. Спуститься обратно боится, так как лестница короткая. На крыше, по словам звонившего, брат сидит больше часа и за это время сильно замерз. Вызов перенаправили спасателям. Те в скором времени сняли с крыши серьезно пострадавшего от гипотермии человека.
«Система 112» спасла недавно жизнь сотруднику котельной. Мужчина заступил на вахту и вскоре почувствовал сильное недомогание. Из последних сил позвонил оператору. Через две минуты «скорая» была уже на его рабочем месте. Если бы не «Система 112», что было бы с человеком, да и с оборудованием котельной, на которую запитаны несколько десятков многоквартирных домов?
Еще одной категорией «хулиганов» являются изрядно выпившие люди, которым нужно просто с кем-то поговорить. И при этом занимают линию, по которой в это самое время пытается пробиться человек, которому на самом деле требуется экстренная помощь.
Телефоны хулиганов операторы знают наизусть. Но заблокировать их не могут, так как понимают, что такому «шутнику» может однажды действительно понадобиться помощь. Случается, что и дети сообщают о вполне реальной опасности. Сотрудникам приходится порой проявить настойчивость, чтобы убедить оперативные службы отреагировать на такие вызовы должным образом.
«Система 112» хороша тем, что по ней можно легко отследить время поступления сигнала, скорость обработки и передачи в профильную службу. В специальном электронном документе сохраняются информация о вызове, ходе решения проблемы и конечном результате. Это дает возможность проводить «работу над ошибками» и совершенствовать как саму систему, так и повышать уровень профессионализма операторов системы и работников оперативных служб. Информация о вызовах на «Систему 112» стекается в краевой ситуационный центр. За сутки в 34 муниципальных образованиях края фиксируется более трех тысяч вызовов, поступивших по короткому экстренному номеру.
— Проверки показали, что в настоящее время назрела необходимость присутствия операторов «Системы 112» не только в учреждении по делам ГО и ЧС ПГО, но и на дежурных постах экстренных служб. Такой специалист контролировал бы поступление заявок и их отработку. Это позволило бы избежать проволочек и исключило случаи намеренного игнорирования вызовов, — считает Борис Тимохин.
Стоит разграничить действия двух служб быстрого реагирования. Если оператор «Системы 112» должен принимать вызовы, направлять их в нужную инстанцию и следить за ходом исполнения, то оперативный дежурный единой дежурно-диспетчерской службы занимается сбором, обработкой и обменом информацией о происходящем на территории Партизанского городского круга. Речь идет о функционировании систем жизнеобеспечения, происшествиях, обо всех аварийных ситуациях, о состоянии дорог, соблюдении графика движения транспорта, об уровне воды в реках, пожарной обстановке и многом другом. Собрав все данные воедино, оператор ЕДДС проводит анализ этой информации, выясняя ее достоверность. И только после проверки доводит до соответствующих служб и контролирует ход принятия экстренных мер, если они понадобятся.
Операторы и оперативные дежурные делают нужную и важную работу, чтобы в трудную минуту к нам обязательно пришла помощь.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.