Старый дом пошел на слом

12.02.2016

Постепенно бараки в Партизанске уходят в историюИз аварийных бараков — в благоустроенную квартиру

Массовое строительство многоэтажек в нашем округе завершилось еще в конце восьмидесятых годов прошлого века. Тем временем старый фонд постепенно приходит в негодность. Переселение жильцов из ветхого и аварийного жилья на нашей территории имеет свою особенность — за неимением новостроек приходится в первую очередь изыскивать квартиры в уже имеющемся жилом фонде.
Относительно недавно в администрации ПГО был сформирован отдел по учету и переселению граждан. О его работе, итогах и нюансах рассказала начальник отдела Елена ЛИСИЦЫНА:
— На территории ПГО в настоящее время за счет средств федерального и краевого бюджетов реализуется муниципальная программа “Жилище”, рассчитанная на 2014-2016 годы. Проводится инвентаризация помещений и земельных участков, ищем захламленные, давно заброшенные, пустующие квартиры, фотографируем, составляем акты об их состоянии. Выявлять их помогают как коммунальные организации, подающие сведения об абонентах с внушительными долгами за услуги ЖКХ, так и сами соседи сообщают о бесхозных квартирах.
Программа “Жилище” включает две подпрограммы расселения — ветхого и аварийного жилья.
Первая подпрограмма направлена на переселение из ветхого жилья, а именно, ставшего непригодным и небезопасным в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных шахтах округа.
Естественно, любой частный дом в эту программу не попадает. Граждане сами обращаются в администрацию, предоставив технический паспорт на жилье и доказав, что оно имеет степень износа более 65%. Но не каждый ветхий дом признается находящимся в зоне подработок. Этот статус не определяют на местном уровне, экспертизу по заявлениям граждан проводит специальное учреждение в Кемерово — Представительство ОАО “ВНИМИ”.
— В конце прошлого года, — рассказывает Елена Игоревна, — туда были направлены пакеты документов трех домов с фотографиями. В итоге один был признан входящим в зону подработок, второй находится в условной зоне подработки и тоже подлежит переселению, а третий вовсе не входит в эту зону.
Кроме того, есть реестр домов в Углекаменске и Авангарде, которые попадают в зоны подтопления шахтовыми водами, утверждаемый Министерством энергетики. Если граждане приобрели там жилье после ликвидации шахт, то на местном уровне им отказывают в переселении. После через суд, с привлечением третьих лиц,  доказывают, что они не имеют другого жилья в собственности, и вынуждены были купить дом, заведомо зная, что он ветхий и непригоден для проживания, поскольку средств на более качественное жилье у них не было.
В 2015 году на переселение из ветхого жилья было выделено более 105 миллионов рублей из федерального бюджета, расселено 45 семей — 141 человек. Из них заранее по спискам было предусмотрено переселение 39 семей, и еще по решению судов заключены договора на предоставление соцвыплат шести семьям. Можно было бы переселять и больше жителей, но с каждым годом растет стоимость квадратного метра жилья.

Бараки постепенно уходят

Вторая подпрограмма направлена на переселение из аварийного жилого фонда. К этой категории относятся не только бараки, но и так называемые “сталинки”, дома 1930-60-х годов постройки, уже не соответствующие санитарным и техническим нормам.
На данный момент в ПГО 17 таких домов, девять из них включены в программу. Сейчас завершается расселение домов, признанных аварийными до декабря 2012 года.
Чтобы официально дом был признан аварийным, проводится независимая экспертиза самими жильцами, еще нужен технический паспорт — не на квартиры отдельно, а именно на сам дом. Жильцы также самостоятельно пишут заявление на проведение межведомственной комиссии.
Подпрограмма работы с аварийным жильем реализуется поэтапно.
Этап переселения 2013 года осуществлялся в первую очередь за счет реализации и застройки малоэтажного жилья, в основном на улице Замараева.
К моменту активного прохождения этапа 2014 года, в ПГО уже не оказалось компаний-застройщиков, и было выбрано альтернативное решение в рамках закона — для переселения администрация приобретала жилье на вторичном рынке недвижимости путем аукционов. Использовали и третий вариант переселения, предлагаемый программой, — выкуп аварийной квартиры у ее собственника и перечисление ему выкупной стоимости.
Таким образом этап 2014 года включал все три возможных варианта: работа с застройщиками, вторичным рынком и выкуп у собственников — на это было израсходовано 22,7 млн. рублей, фактически расселено 21 жилое помещение общей площадью 738,6 кв. метра, переселены 51 человек. Еще одна аварийная квартира осталась в работе — наниматель попросту отказывается переезжать в новое благоустроенное жилье.
Этап 2015 года будет полностью завершен 31 декабря 2016 года, к расселению планируется 14 жилых помещений в пяти аварийных домах, уже переехали семь человек и на эти цели потрачено более 10 млн. рублей из бюджета Приморского края и Фонда реформирования ЖКХ.

Не все хотят переезжать

Елена Лисицына рассказывает, как в ходе работы по программам переселения специалисты столкнулись с тем, что некоторые граждане не хотят покидать жилье, ставшее непригодным для проживания, и отказываются переезжать в благоустроенные квартиры с новым ремонтом.
Почему? Не устраивает район, в котором дают квартиру, хотят жить в центре города. Как правило, переменам противятся пожилые люди.
Хотя по условиям программы, жителям Партизанска новое жилье предоставляют также в городской черте: от Лозового до микрорайона 24 шахты. С согласия самого гражданина могут предложить квартиру в Углекаменске или Авангарде. Но если участник программы переселения жил в этих селах, то ему предлагают жилье там же.
Причем новое жилье, взамен аварийного, предоставляется обычно большей площади. Как правило, участники подпрограммы занимали в бараках маленькие площади, по 18-19 квадратных метров. По закону расселение должно идти “метр в метр”. Если необходимо доплачивать за “лишние квадраты”, что часто получается при покупке жилья на вторичном рынке, а не у застройщика, то доплата идет за бюджетные деньги, а не за личные средства переселяемых граждан.
— Необходимо понимать, — разъясняет Елена Игоревна, — что подпрограммы переселения направлены не на улучшение жилищных условий граждан. Стоит задача помочь людям уехать из жилья, которое угрожает их жизни и здоровью. Предоставляем же квартиры благоустроенные, с ремонтом, отвечающие всем санитарно-техническим нормам, с новой сантехникой.
Качество выполнения ремонтных работ строго контролируется, составляются акты приемки квартир вместе со строителями, в случае проведения некачественного ремонта, отказывается в приемке его до устранения нарушений или вплоть до расторжения муниципального контракта с компанией-подрядчиком.
С отказами со стороны нанимателей муниципального жилья в отделе сталкивались не раз, обращались в суд, который в таких случаях встает на сторону администрации. Сначала выносится решение о выселении нанимателя из непригодного для проживания жилья, а после — на принудительное вселение в предоставленную квартиру.
Сложнее с собственниками, но тоже вопрос решается — в рамках закона. В двух случаях у отказывающихся от переезда жильцов по договору мены забирали ветхое жилье и предоставляли благоустроенное, в хорошем состоянии и также в собственность.
Один случай еще в работе — собственница категорически отказывается от всех вариантов переезда, но оставить ее в аварийном жилье и исключить из программы нельзя. Отметим, что в случае кончины переселяемого гражданина, право на переселение переходит к наследникам.

Адресат выбыл, но нашелся

Также одно из направлений работы отдела по учету и переселению граждан — увеличение количества муниципального жилого фонда за счет поиска пустующих квартир, где никто не проживает более десяти лет, и оформления выморочного имущества, которое после предоставляется очередникам.
Собственников и их наследников, выбывших за пределы округа, разыскивают через запросы нотариусам, в ЗАГСы и полицию, администрации других городов. Возможно, человек уехал в другой город и там прописался, может, привлекался полицией или зарегистрировал имущество.
Это непростая ситуация, как до суда, так и после, поскольку сейчас расширен перечень лиц, признаваемых наследниками. Был случай, когда жилье признали ничейным и уже сделали в квартире ремонт за бюджетные деньги, как нашлись наследники жилья.

Анна СЕРГИЕНКО

1 комментарий на «Старый дом пошел на слом»

  1. Аноним:

    НУЖЕН Ч ЕТКИЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН-МЕХАНИЗМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА ДОМА,НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА,ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ДОМА-ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТ МУНИЦ.УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ,А ПЕНСИОНЕРЫ ДОЛЖНЫ ОТДЫХАТЬ В ПАРКАХ.СТАТУС АВАРИЙНЫЙ ДОМ РЕШАТЬ В ТЕЧЕНИИ МЕСЯЦА-ДЛЯ ЭТОГО ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ДОЛЖЕН С НАЧАЛЬНИКОМ УЖКХ РЕШИТЬ КУДА НАПРАВИТЬ ЛЮДЕЙ НЕ ТРАВМИРУЯ ИХ И НЕ УНИЖАЯ…СОБРАТЬ СОБРАНИЕ И ОБЪЯСНИТЬ ВСЕ ПОДРОБНО.МЫ ОБРАТИЛИСЬ В ОКТЯБРЕ И НИКТО ДО СИХ ПОР НАШЕГО ДОМА НЕ ЗАХОТЕЛ УВИДЕТЬ !?О КАКОЙ ПОМОЩИ РЕЧЬ ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.