«Центральная» — их жизнь и судьба

24.08.2018

Люди - золотой фонд шахтыЭта встреча состоялась в канун Дня шахтера в городском Совете ветеранов. Много лет ударного, тяжелого труда за их плечами. О своем шахтерском прошлом и прошлом родного предприятия и города вспоминали ветераны шахты «Центральная».Товарищей-горняков приветствовал председатель Совета Анатолий Погребной, которому тоже в молодые годы довелось работать на «Центральной», тогда шахте №10.
Анатолий Федорович поздравил шахтеров со 100-летним юбилеем «Центральной» и вручил им памятные юбилейные значки и пригласительные билеты для участия в торжественных мероприятиях, посвященных этому знаменательному событию. Участники встречи первыми увидели премьеру слайд-шоу, посвященного работникам шахты. Его создали Светлана Любецкая и Ольга Жигалова, отработавшие в планово-экономическом отделе «Центральной» по двадцать лет. Со слезами на глазах смотрели ветераны на фотографии прошлых лет, где они, их товарищи запечатлены на трудовой вахте, в кругу родных и друзей. Под стать были и легендарные шахтерские песни, которые стали музыкальным сопровождением слайд-шоу.

Архивариусы рекордов

Алла Стародубцева проработала на шахте 39 лет в разных должностях. Три года была председателем профсоюзной организации «Центральной». После выхода на заслуженный отдых продолжает активную общественную работу. С 2003 года возглавляет местное отделение Союза пенсионеров России.
– Начинала я в 1956 году горным мастером участка ВТБ, «вентиляция», потом — хронометражист в отделе нормирования, -рассказывает Алла Стародубцева. — Работники нашего отдела отслеживали ход работ в шахте и определяли норму выработки каждому рабочему. Пришлось поработать старшим инженером организации труда и производства. Занималась я и вопросами социалистического соревнования на шахте. Трудовые состязания в то время проводились по балльной системе среди бригад забойщиков, проходчиков и других вспомогательных участков. В то время все хотели перевыполнить план на 120-150% и завоевать почетное звание «Мастер угля». Забойщики также проводили свои личные соревнования на призы легендарных шахтеров, героев Социалистического труда Ивана Божка и Павла Огородникова.

Один за всех, все за одного

Вспоминали ветераны и знаменитую проходческую бригаду коммунистического труда, которой в разные годы руководили известные шахтеры – Сергей Ересь, Николай Ивашов, Антон Чеботкевич, Алексей Палкин, Василий Лященко, Федор Михедов и Сергей Агеев.
Василий Петрович Лященко, Почетный шахтер, кавалер Ордена Ленина, вспоминает:
– Наша бригада была как дружная семья. Мы, Яков Трегуб, Николай Артемьев, Леонид Никитенко, Николай Савельев, Василий Приходько, Анатолий Поляков, Юрий Карасев, Юрий Новиков, Геннадий Луппов, Алексей Палкин, Анатолий Огурцов, Владимир Булгаков, Геннадий Абдулин, братья Виктор и Анатолий Игонины, Андрей Коробко, Леонид Самусенко и другие, для последующей добычи угля проложили ускоренным методом под землей более семи километров проходки. Вместе с бригадами других шахт треста «Сучануголь» мы, проходчики, дали возможность шахтам добывать по два миллиона тонн высококачественного угля в год. На шахтах не было лишних людей, каждый на своем месте, делали свою работу хорошо и добросовестно, от чего и общее дело спорилось, а страна получала в срок составы с углем. Но все же самыми сложными были не годы в забое и проходке, а работа в должности председателя шахткома. Работа с людьми — сложная, ответственная. Решали вопросы организации спорта и отдыха, выделения премий и квартир, боролись с пьянством и прогулами, в составе добровольных дружин охраняли правопорядок. Не знаю, может по нынешним временам и считается, что в личную жизнь лезть нельзя, но, зная, сколько семей спасли от раскола, получается вроде и не зря «лезли»…
Сергей Агеев, Почетный работник Минтопэнерго, полный кавалер знака «Шахтерская слава», который также руководил знаменитой проходческой бригадой, добавляет:
– Да, мы работали по принципу «один за всех, а все за одного».
Например, пока член нашей бригады Федор Михедов исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР в Москве, наша бригада брала на себя повышенные обязательства по проходке, перевыполняла не только свою, но и его норму выработки — Николай Савельев, Николай Заровный, Леонид Макаров, Владимир Исаев, Владимир Смагин и другие. Мы давали от 75 до 80 метров проходки в месяц сечением 12 квадратных метров, предоставляя забойщикам фронт работ по добыче угля.

Как на шахте угольной

Почетный шахтер, кавалер государственных и ведомственных наград, забойщик Михаил Тарасенко рассказывает о своей работе на шахте № 10:
– Поначалу краснел, стеснялся, через несколько лет уже как-то полегче стало похвалы принимать от руководства, понимал, что нас не за красивые глаза хвалили и награждали, а за новые метры проходки и тонны угля, добытые на нужды страны. Но дороже всех наград и даже звания «Почетный шахтер», — Почетная грамота Министерства угольной промышленности СССР и ЦК профсоюза рабочих угольной промышленности. Именно эта бумага в красной папочке с тесненным гербом СССР и есть для меня доказательство того, что я стал настоящим шахтером, достойным сыном своего отца, продолжателем династии.
А поступил я на шахту № 10 рабочим лесного склада в семнадцать лет, когда восемнадцать исполнилось, перешел в лесогоны. Тогда «Центральная» была неглубокой, всего лишь до горизонта 277 метров, а не 777, как перед самым ее закрытием. Труд был непростой, но мне нравилось, что занимаюсь серьезным делом, надеялся со временем стать забойщиком, таким, как Стаханов и другие передовики. Поэтому и после армии вернулся опять на родную шахту. В это время развернулось соревнование за звание бригад коммунистического труда, и наша бригада, возглавлял которую Кузьма Никитович Паскин, включилась в соревнование одной из первых. Чтобы носить столь высокое звание, нужно было в течение года давать 120% выработки и не иметь ни одного нарушения техники безопасности и трудовой дисциплины. В 1960 году нашей бригаде и бригаде проходчиков Петра Аверкина присвоили звание бригад коммунистического труда.
В 1962 году я перешел на работу забойщиком, работал под началом известного шахтера Семена Гавриша вместе со знаменитым забойщиком Петром Карасевым и другими крепкими шахтерами. Угля было много, и был он высококлассным. Себестоимость добычи тонны составляла 30 рублей, а на-гора мы с товарищами выдавали не менее 1500 тонн в месяц.
Отработав смену в забое, вторую отдавали общественной работе. Несколько созывов избирался депутатом городского совета, секретарем партийной организации участка ВШТ. А еще был председателем огородной комиссии, которая распределяла на пахотных угодьях земельные участки под огороды для шахтеров. В эти несколько месяцев я был самым уважаемым человеком на шахте, каждый называл меня строго по имени-отчеству и хотел заполучить участок получше. Но не тут-то было, лесть не помогала, и все получали участки на общих основаниях.

Шахта – это моя жизнь

Почетный работник угольной промышленности Валерия Барабошкина пришла на шахту в 1958 году после окончания горного факультета ДВПИ:
– Начинала я мастером системы вентиляции шахты №16, которая вскоре была объединена с шахтой № 10. На разных должностях отработала на шахте без малого сорок лет. Помню, как мы стелу в честь 50-летия шахты открывали, как потом в ресторане «Кристалл» праздновали юбилей. Тогда же и значок юбилейный в Арсеньеве на заводе «Прогресс» заказали. Этот ромбик всегда со мной, теперь и новый значок буду хранить.
Завершала я свою работу в отделе нормирования. Ушла на заслуженный отдых в 1994 году уже во времена новой России.
Занималась общественной работой, была депутатом городского Совета двух созывов. Вместе с Марией Важевой занимались организацией добровольной санитарной дружины.
На родной шахте работала так долго, что за это время десять директоров сменилось — Георгий Константинович Масленников, Николай Захарович Комаров, Афанасий Акимович Еркин, Юрий Иванович Жигалин и другие…
Одним словом, «Центральная» для меня — это и жизнь, и судьба, наши с ней судьбы неразрывно связаны воедино. Очень бы хотелось, чтобы у новой компании ООО «Сучан-Уголь» все получилось, и наша «десяточка» снова начала выдавать на-гора уголь, а город получил бы новые рабочие места и новых шахтеров-героев.

Право имеем

Почетный работник угольной промышленности с полувековым стажем, кавалер многих отраслевых наград, главный механик ряда угледобывающих предприятий Сучана и Партизанска Евгений Кочегаров считает:
– За углем будущее. Ведь «черное золото» — это не только тепло и электричество в наших домах, а это практически еще неосвоенный источник углеводородов, из которых будущим поколениям можно будет производить не только топливо, химические вещества и пищевые продукты, но и множество полимерных материалов для быта и производственной деятельности, вещи и материалы, которые облегчат и сделают комфортной жизнь будущих поколений. Под Партизанском сотни тысяч тонн угля, и эти сокровища должны сыграть значимую роль в его судьбе, ведь право добычи этих несметных богатств по праву принадлежит нашему славному городу и его жителям.
От имени участников встречи хочу поздравить шахтеров Партизанска их семьи с наступающим Днем шахтера и юбилеем «Центральной» и пожелать им здоровья и благополучия!

Антон СУХАРЬ

Бригада проходчкиков Василия Лященко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.