Учили ремеслу смолоду

15.04.2020

Было время, когда школьники Партизанска вместе со взрослыми озеленяли улицы, на которых жили, летом в лагерях не только отдыхали, но и помогали собирать в садах фрукты и ягоды, со школьной скамьи получали рабочие специальности…

В продолжение затронутой на страницах нашей газеты темы трудового воспитания и общественно-полезного труда в школах, ветеран педагогического труда Раиса Иконникова рассказала о тех годах, когда в местных школах старшеклассников задействовали в мичуринском движении и помогали им в выборе будущей профессии. И тема эта, педагогическая, социальная, неизменно пересекается с исторической — с воспоминаниями о том, каким был город в советские годы, а еще с мнением о том, как и для чего важно приучать к труду школьников сегодня.
В районе Первой шахты, там Раиса Павловна жила ребенком, росли фруктовые деревья, были большой сад и огород в районе дома управляющего рудником. А когда она уже работала в этом же районе в школе, то ученики не только помогали взрослым в этом саду, но и примерно с середины 70-х годов высаживали вместе с лесничим на окрестных улицах саженцы молодых кедров. Они и сейчас, по прошествии почти четырех десятилетий, сохранились возле конечной остановки автобусного маршрута №2. В школах в то время было популярно мичуринское движение, были такие юные растениеводы и в нашем городе. Тогда же на Первой шахте организовывался свой лесхоз. Лесничий Михаил Лукин жил на улице Парковой, вел кружок для ребят, у них даже свои фирменные фуражки были. Под Новый год школьники дежурили у окраины леса, останавливали тех, кто возвращался оттуда с незаконно срубленной живой елочкой к празднику. Ребята со всей серьезность объясняли, что так поступать нельзя, надо беречь лес. Один из тех, кто в юные годы ходил в тот кружок, Александр Шириков, в последствии окончил сельскохозяйственный техникум и сам стал лесничим.
Старожилы этой части города еще помнят, как раньше здесь кипела жизнь — работала шахта, давшая название микрорайону, были детсад, школа, почта, техникум, медпункт, санаторий для ослабленных и переболевших туберкулезом детей, три общежития, открытая на базе шахтового комбината кожгалантерейная фабрика. Автобус ходил до полуночи, чтобы все работники могли после вечерней смены добраться домой. Был клуб, куда ходила на танцы молодежь с окрестных улиц. А еще оттуда не лень было в темноте по лесным тропинкам добираться на танцы в Несвоевку и в Лозовый, когда еще строилась ГРЭС.
Одну из школ микрорайона, где обучались начальные классы, в районе нынешнего кладбища, строили японцы, их сама видела еще пятилетним ребенком Раиса Павловна. Запомнилось ей, как местные женщины к бараку японцев приносили огурцы, помидоры к столу. Строилось здесь же и училище ФЗО – большое шлакоблочное здание. Старшие классы учились в школе с печным отоплением, она стояла недалеко от того места, где сейчас автобусный павильон. Там же шли уроки труда, физкультуры, рядом был опытный участок – небольшой огород.
Конечно, сейчас Первая шахта обрела совсем другой облик, и от некоторых зданий, где прежде было многолюдно, ничего не осталось, на их месте пустыри или отстроены новые дома.
После, с 1984 года, отработала Раиса Иконникова 18 лет в школе №1 микрорайона Нагорная, была директором. Там учащихся старших классов на базе автоколонны №1512 обучали автослесарному делу, а специалист совхоза «Янтарный» Владимир Шлихт вел у ребят занятия по сельскохозяйственному труду. И такое профессиональное обучение было распространенным в те годы. Например, в школе №3 учили швей на базе фабрики «Молодежная», в своих мастерских вели занятия по электротехнике и автомобильному делу, ребята сдавали экзамены, а «корочки» получали с 18 лет. Раз в неделю был час общественно полезного труда – школьники сами приводили в порядок кабинеты, мыли, убирали.
А еще для учеников организовывались лагеря труда и отдыха. Их у школы №1 было три – один в Калиновке, второй в Бровничах, а третий – в совхозе «Янтарный». Там ребята жили не в брезентовых палатках, а в капитальных корпусах, их кормили повара, в свободное время были танцы, купание в речке, концерты самодеятельности. Школьники помогали взрослым убирать урожай фруктов и ягод, из которых потом в горпищекомбинате производили виноградные, абрикосовые, яблочные, грушевые соки, варенье, повидло. Заработанные детьми деньги перечислялись на специальный счет, с которого потом в течение учебного года школой приобреталось что-то полезное и нужное для праздников и организации досуга ребят. К примеру, конфеты и подарки к Новому году. За счет этих средств юные геологи с педагогом Нинелью Лазаревой-Томашевской отправлялись в исследовательские поездки в Среднюю Азию, на Курилы, Камчатку. А еще бывало, что совхозы дарили школе к 1 сентября музыкальные проигрыватели и телевизоры.
Дети видели результаты своего труда, ценили его, с раннего возраста привыкали работать руками. В школе №1 в те годы был на первом этаже организован специальный кабинет для профориентации. На стенах висели стенды с информацией обо всех предприятиях Партизанска и заведениях профтехобразования, где можно было получить рабочую специальность. И со школьной скамьи ребята знали об этих профессиях, понимали: если не смогут поступить в вуз и получить высшее образование, то выучатся в родном городе и найдут работу. А потому сложно было представить тогда фразу, которую сейчас вслед за взрослыми твердят школьники: «В Партизанске работы нет». Но в наше время есть возможность организовывать рабочее место самому себе, становясь предпринимателем, чтобы своими руками зарабатывать на жизнь. Не отпала потребность в толковых печниках, каменщиках, плотниках, столярах, кузнецах, слесарях, швеях, кондитерах… Востребованы изделия талантливых ремесленников, работающих с керамикой, кожей, деревом, стеклом, а у фермеров с качественной продукцией нет отбоя от покупателей. А все эти направления требуют в первую очередь не бояться физического труда и уметь что-то делать своими руками, а к этому надо приучаться с детства.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.