Война на изломе судьбы

03.04.2015

ГлазовыЧету ветеранов Великой Отечественной войны Глазовых в Авангарде помнят многие. К примеру, руководитель ветеранской организации села Авангард Валентина Федотова вспоминает об этих людях с большим уважением. Говорит, что Алексей Алексеевич работал горным мастером на шахте “Авангард”, трудился с полной отдачей и был просто золотым человеком.
А его супруга Елизавета Поликарповна не только добросовестно четыре десятка лет работала в клубе билетером, но и помогала работникам культуры в проведении праздничных мероприятий.
К сожалению, ни сам Алексей Алексеевич Глазов, ни его спутница жизни Елизавета Поликарповна не встретят в семидесятый раз вместе со своими земляками самый дорогой праздник, который без всяких метафор для них всю жизнь оставался праздником “со слезами на глазах”. И все же они будут вместе с нами на День Победы.
И Елизавета Поликарповна, и Алексей Алексеевич попали на фронт в 1943 году, и война, как узнали потом, кружила их даже по одним местам — воевали в одно время на Закавказском фронте, когда шла битва за Кавказ, за нефть Грозного и Баку. Но встретились и познакомились позже, уже после окончания Великой Отечественной войны. Оба оставались на службе до 1949 года. Однажды в лазарет войсковой части, где служила Елизавета Стышова, заглянули танкисты из соседнего полка. Среди них оказался и молодой красавец-командир танка Алексей Глазов, влюбившийся в девушку с первого взгляда… Расписались молодые и отправились в послевоенный Сучан по оргнабору — налаживать семейную жизнь. Родились у них друг за другом три дочери и сын. Алексей добросовестно трудился на шахте. А для Елизаветы родным стал клуб Авангарда, где она более четырех десятков лет отработала билетером.
Валентина Латипова, одна из трех дочерей супругов Глазовых, и сегодня живет в Партизанске, две сестры — в Краснодаре, брат — в Магадане. Валентина Алексеевна рассказала о своих родителях:
— Мама вместе с родителями и тремя сестрами жила в приволжской деревне Паника, ударение на последнем слоге. На фронт в 1943 году она попала совсем девчонкой. Сначала они с подругой поехали в Ташкент, чтобы окончить курсы поваров. Подруга потом быстро уехала, и мама осталась совсем одна в большом и совершенно чужом городе. Но курсы в марте 1943 года окончила, и сразу же Ферганский военкомат призвал ее в действующую армию. Наша мама была поваром в составе 138-й стрелковой дивизии, кормила бойцов и командиров, ходивших в атаки и в разведку. Ее дивизия воевала в Белоруссии, на западе Украины, в Польше, Венгрии, Румынии, дошла с боями до самой Германии. Особенно страшно было, рассказывала мама, во время битвы за Кавказ, где с нашей армией воевали хорошо подготовленные горнострелковые части немцев и австрийцев. Хотя погибнуть можно было и не от пули снайпера, а от камнепада. Камни, по ее рассказам, сыпались с горных склонов прямо на голову. А когда бои шли на равнине, полевые кухни обычно устанавливали недалеко от речек, замаскировав их в ближнем леске. Мама вспоминала, что часто очень много еды оставалось, приходилось даже ее выбрасывать, потому что, бывало, что в разведку уходили человек сто, а возвращались единицы. И на следующий день готовили тоже на весь списочный состав, но после боя снова не досчитывались бойцов…
На всю жизнь запомнила мама деревню, в которую они вошли в Белоруссии — пусто, ни одного человека, всех жителей от мала до велика фашисты уничтожили. Только за стеной цветущих подсолнухов, один из жителей деревни тихонько плакал над погибшей женой.
И еще один эпизод на всю жизнь врезался в память. Война уже закончилась. Несколько девчонок, которые с ней вместе служили, ехали по дороге на повозке. Строили планы на мирную жизнь, некоторые успели влюбиться,  были среди них и беременные. И вот едет повозка с ними по дороге, девчонки мечтают о будущих детях, шутят, хохочут. И вдруг прямое попадание снаряда в повозку — и нет ни самих девчонок, ни их будущей мирной жизни…
А папа наш — сибиряк, он родом из Тюменской области. Окончил ветеринарный техникум, перед войной обучился на курсах санинструкторов, но попал в танковые войска. На фронт его призвали в январе 1943 года, и его 56-й полк 49-й механизированной бригады принимал участие в Орловско-Курской битве. Он рассказывал, что в танковом сражении не все было так, как красиво показывали в художественных фильмах. Не было связи, не хватало снарядов, из-за неразберихи порой приходилось палить наугад. Много наших ребят, говорил он, сгорело в том сражении вместе с танками. Отец тоже горел в танке, но после прямого попадания снаряда остался жив, очнулся на госпитальной койке. После форсирования Днепра танкисты бригады, в которой воевал отец, освобождали от фашистов Киев, участвовали в боях за Варшаву и Прагу.
Валентина Латипова бережно хранит ордена и медали, которыми был отмечен боевой путь ее родителей. Она собрала старые фотографии, некоторые довоенные документы, здесь и удостоверение личности отца. И решила Валентина Алексеевна к 70-летию Победы сделать не подобие семейного альбома, а книжку о вкладе родных для нее людей в общую Победу.
Конечно, это дело благое, и такое стремление заслуживает похвалы.
А все ли мы так же трепетно относимся к памяти о военном подвиге наших отцов и дедов? Так ли свободны от формализма праздничные мероприятия, где представители молодых поколений бодро благодарят ветеранов, уцелевших в горниле той страшной войны: “Спасибо вам за жизнь, за мирное небо над головой!”? Не так ли они далеки при этом от настоящего интереса к нынешним будням героев-ветеранов, как и от страшной правды той войны?
Одним из реальных, настоящих проектов в России стала акция “Бессмертный полк”, в которой в День Победы участвует вся страна, она несет мощный заряд патриотизма особенно для молодого поколения. В Авангарде ее подготовкой занимается руководитель ветеранской организации Валентина Федотова. И 9 Мая, в день 70-летия Великой Победы нашего народа над фашистской Германией, родственники ветеранов, школьники пронесут портреты тех, кто заплатил за эту победу высокую цену.

Тамара Голованова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.