Яков Бирюков зажег Вечный огонь

07.05.2014

Все меньше и меньше остается людей, которые защищали нашу Родину на полях сражений и ковали Великую Победу в тылу. Но мы должны сохранить память о тех, кто ушел, став примером верности и любви к Отчизне. Об одном из таких людей, воине с большой буквы, защитнике родной земли я хочу рассказать.

Якова Бирюкова в мае 1940 года призвали на службу в армию из Сучанского горвоенкомата. В действующей армии воевал с июня 1941 года. В боях показал себя умелым и храбрым солдатом.

Отличился он в первом же бою в августе 1941 года под Ленинградом. На рассвете противник бросил в бой большое количество техники и живой силы. Это были отборные войска — дивизия СС. Пулемет Якова Максимовича был установлен на опушке леса. Немцы шли плотными рядами, приблизились уже на 200 метров. У одного из бойцов сдали нервы, он закричал: “Стреляй!”. Но Бирюков проявил выдержку, подпустил цепи еще ближе и открыл шквальный огонь. Немцы стали падать на землю, разбегаться в стороны. Противник понес огромные потери. Бирюкову была вынесена благодарность от командующего армией и присвоено звание старшего сержанта. Его назначили командиром пулеметного взвода.

Там же, на Ленинградском фронте, в бою за станцию Лучково Яков Максимович был тяжело ранен и попал в госпиталь. После выздоровления его отправили в школу младших командиров. А затем, присвоив звание старшины, назначили командиром отделения разведки.

В боях под Витебском, находясь в обороне, наш земляк обнаружил более 20 пулеметных точек, 5 артиллерийских и 4 минометных батареи, 10 жилых блиндажей противника. Все эти объекты были уничтожены во время артподготовки, и пехота без потерь продвинулась вперед на этом участке.

Во время проведения Витебско-Оршанской операции, в конце июня 1944 года, Яков Бирюков неоднократно участвовал в отражении контратак противника наравне с пехотой. Во время одного боя группа разведчиков, которой командовал Бирюков, попала под сильный автоматно-пулеметный огонь и была отрезана от своих. Яков Максимович приказал двоим разведчикам вести отвлекающий огонь, а сам с двумя другими прополз по борозде распаханного поля и внезапно атаковал немцев с фланга. Во время этой атаки уничтожили до 20 солдат противника, а группе разведчиков удалось без потерь вернуться к своим. За этот подвиг его наградили орденом Славы III степени.

Отличился Яков Бирюков и во время проведения Гумбиннен-Гольдапской операции в октябре 1944 года. Находясь в боевых порядках пехоты, засек минометную батарею и четыре пулеметных точки противника. Сообщил их координаты командирам батарей, и эти объекты были уничтожены. А 21 октября в районе деревни Ожнаггерн при отражении контратаки противника Бирюков занял место выбывшего из строя наводчика одного из орудий и начал вести огонь прямой наводкой по немецким танкам. Подбил один танк и уничтожил до роты пехоты противника. Был ранен, но не покинул поле боя — сам сделал себе перевязку и продолжил вести огонь из орудия. Смелость, находчивость и отвага воина были достойно отмечены Орденом Красной Звезды.

В местной газете “Красный сучанец”, ныне газета “Вести”, осенью 1944 года опубликованы две небольшие заметки о фронтовых подвигах Якова Бирюкова. Их написал его сослуживец — сержант Николай Васильевич Друзяк.

В составе 371-й дивизии Бирюков воевал на Западном, 3-м Белорусском фронтах и дошел до Кенигсберга, после чего дивизия была переброшена в Маньчжурию.

К окончанию войны грудь Якова Максимовича украшали боевые награды — орден Славы III степени, орден Красной Звезды, медаль “За отвагу”, медаль “За боевые заслуги”, медаль “За победу над Германией”, медаль “За победу над Японией”.

После войны Яков Максимович вернулся в поселок Тигровой, стал работать бригадиром в леспромхозе, женился на Марии Евменовне Лопатко. У них родилось двое детей — Валерий и Валентина.

В 1956 году Бирюковы переехали в Углекаменск. Яков Максимович работал на шахте ремонтным крепильщиком, затем газомером. Вел большую общественную работу, много лет избирался депутатом поселкового Совета, занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи, постоянно встречался со школьниками.

С 1975 года проживал в городе Партизанске. Работал мойщиком деталей в автоколонне №1512, затем почти до самой смерти был бригадиром кормоцеха в зверосовхозе “Тигровом”.

В 1985 году на открытии в городе Партизанске мемориала в память о воинах-сучанцах, погибших в годы Великой Отечественной войны, именно Яков Максимович, как уважаемый человек и заслуженный фронтовик, был удостоен чести зажечь Вечный огонь.

Умер он 5 июля 1992 года, лишь немного не дожив до своего 70-летия. Люди, знавшие Якова Максимовича, запомнили его как скромного, доброго и гостеприимного человека. Он не был тщеславным, не старался выделиться среди других. Это был человек слова и дела — никогда не давал пустых обещаний, но если и брал на себя какие-то обязательства, то в любом случае выполнял их.

Яков Максимович дружил с другими фронтовиками, своими братьями по оружию — Петром Васильевичем Кушнаревым, Борисом Александровичем Знаевым, Николаем Селиверстовичем Диденко, который был его лучшим другом. Яков Максимович обладал музыкальным слухом, хорошо играл на балалайке и пел. Был уравновешенным и выдержанным человеком. Лишь только в День Победы можно было видеть слезы в его глазах.

Николай БАБЕНКОВ, с. Углекаменск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.