Ребята военного поколения

08.05.2019

Александр Булавинцев пишет книгу воспоминанийУчастнику Великой Отечественной войны Александру Булавинцеву весной 2019 снова снился его первый бой с японцами на реке Уссури в августе 1945 года. Снайпер-инструктор, старший сержант Булавинцев вновь, как и 74 года назад, прижав к плечу приклад противотанкового ружья, стрелял в японского пулеметчика, засевшего на противоположном берегу и щедро поливавшего оттуда окрестности свинцом, норовя зацепить кого-нибудь из советских солдат…

От Дона до Сучана

Род участника Великой Отечественной войны Александра Александровича Булавинцева ведет начало от донских казаков, поддержавших восстание атамана Кондратия Булавина, случившееся в годы правления Петра I. Отсюда и фамилия — Булавинцевы, то есть казаки из мятежного войска атамана Булавина. Большая семья Булавинцевых переехала в Сучан по вербовке накануне войны из села Перлевка Воронежской области. Окончив школу, Александр хотел связать судьбу с шахтой. Поступил в Сучанский горный техникум, начал учиться, но вскоре был вынужден его покинуть по причине постановления Правительства СССР об отмене стипендии и ввода платы за обучение.
— Денег в большой семье, с трудом сводившей концы с концами, не было, поэтому я, на свой страх и риск, поехал во Владивосток, где окончил курсы радистов при Приморрыбпроме, и стал ходить в море на рыболовном сейнере №6 рыбокомбината «Тафуин», который дал начало поселку Южно-Морской. Радиостанции на сейнерах появились только накануне войны. К радистам тогда еще команда не привыкла, а поэтому частенько к ним относились настороженно. Некоторые ветераны-рыбаки даже считали радистов лишними членами команды, — вспоминает Александр Булавинцев.

На Западе гремела война

В то время шло оснащение рыболовецких сейнеров специальными кошельковыми неводами, предназначенными для вылова дальневосточных сардин иваси. В тот период рыбные косяки стали редеть, а к концу августа 1941 года иваси вообще ушли от наших берегов, что негативно отразилось на рыбодобыче, ориентированной на этот вид рыбы. Сказалось это и на пищевом рационе жителей края, которые много продовольствия отправляли на фронт, в действующую армию, а сами в основном питались рыбой.
— Нам было поручено выяснить причину исчезновения рыбы. Наш сейнер был срочно переоборудован в научно-исследовательское судно. Взяв на борт специалистов Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии, ранней весной 1942 года мы вышли в море.
Работали в нейтральных водах, в районе теплого течения Куросио. Милитаристская Япония в то время была союзницей фашистской Германии, и было опасение, что японцы могут в любой момент напасть на Дальний Восток. Также мы знали печальную статистику о том, что несколько советских торговых судов были «по ошибке» потоплены японской бомбардировочной авиацией.
Из-за аварии двигателя во время шторма нас снесло с курса, и мы в ночное время оказались в территориальных водах Японии. До полной остановки генератора удалось передать сообщение во Владивосток об аварии. Ветер гнал нас прямиком на Японские острова. Казалось, плен был неминуем…
Но рыбаки не отчаялись, слажено боролись за живучесть судна. Сшили из кусков брезента, простыней и одеял парус и с его помощью смогли отойти на значительное расстояние от японского берега. Увидев огни встречного судна, капитан долго не мог решиться, давать ли опознавательный сигнал. Ведь корабль мог оказаться японским. Решил рискнуть и дал указание поджечь смоченный нефтью факел.
Это был китобоец «Труд-фронт», который пришел, чтобы буксировать аварийный сейнер во Владивосток. Наш капитан после того, как мы легли на обратный курс, дал команде разрешение улучшить питание. До этого, согласно морскому закону на случай аварийных ситуаций, мы четверо суток сидели на голодном пайке.
Ученые ТИНРО, сходя на берег, подарили Александру Булавинцеву кусок картона, на котором написали благодарность за спасение судна и пожелание доброго пути. А все потому, что молодой радист проявил большую смекалку и смог передать сигнал бедствия во Владивосток с практически обесточенного судна.
После проблемного рейса сучанского парня зауважали и члены команды, которые больше не считали его «лишним» членом экипажа. Матросы теперь охотно слушали Александра, когда он им пересказывал сводки с фронта, услышанные по радио.
— Наш поход прошел не зря. Ученые выяснили, что иваси исчезли из-за похолодания течения Куросио в Тихом океане.
Рыба вернулась к нашим берегам только в 70-е годы ХХ века.

Есть, встать в строй!

Александр БулавинцевВ конце декабря 1942 года Александра Булавинцева призвали в армию.
Парню предстояло провести в войсках долгие восемь лет. После Благовещенской школы снайперов он служил на границе с Маньчжурией, оккупированной Японией, в составе 970-го полка 255-ой стрелковой дивизии стрелком противотанкового ружья.
— Было холодно и голодно. Несмотря на то, что мы были курсантами и целыми днями пропадали на полигоне и стрельбище, нас кормили по скромной общевойсковой норме. Калорий катастрофически не хватало. Самые слабые не выдерживали и попадали в госпиталь с диагнозом дистрофия. Но это не снижало патриотического духа, мы старательно учились воевать и рвались на фронт.
В начале августа 1945 года полк, в котором служил Александр Булавинцев, как и весь Дальневосточный фронт принял участие в войне с милитаристской Японией в Маньчжурии. Командир отделения, старший сержант Булавинцев вместе со своими боевыми товарищами наступал на Харбинском направлении, с боями дошел до города Дзямусы, а после вернулся к Амуру.
— Я отличился при форсировании реки Уссури. Из противотанкового ружья сумел метким выстрелом вывести из строя вражеский пулемет, что дало возможность захватить плацдарм на противоположном берегу без потерь, – рассказывает Александр Булавинцев.
Война была непродолжительной, но кровопролитной. За участие в боевых действиях двадцатилетний сержант Красной Армии был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией». В армии Александр стал комсомольцем, а в январе 1947 года ему вручили партбилет. Воинская служба того времени требовала от военнослужащих серьезного и добросовестного отношения к порученному партией делу. Быть во всем впереди — от этого жизненного принципа Булавинцев и его боевые товарищи не отступали уже никогда в своей жизни.
С боевыми товарищами 1945 годВ середине августа 1945 года подразделение, в котором служил Александр Булавинцев, направили на усиление группировки, освобождавшей Курильские острова. Советские войска в ходе Курильской освободительной операции из-за упорного сопротивления врага, засевшего в подземных укреплениях, временно перешли к осаде. Путь от китайского города Дзямусы до места погрузки на баржи и речные катера в точке впадения реки Сунгари в Амур, это около 300 километров, солдаты вместе с артиллерией на конной тяге преодолели за полтора дня. Шли пешком.
– На каждые сорок пять минут пути давали пятнадцать минут привала, во время которого мы мгновенно засыпали. Усталость была такая, что мы спали даже на ходу. По Амуру дошли до Комсомольска-на-Амуре, а потом из Ванино уже на морских судах вышли в Корсаков. По пути узнали, что Сахалин и Курилы уже освобождены от врага, и помощь наша не понадобится. Мы выгрузились в Петропавловске-Камчатском. Там я и служил до самой демобилизации, — вспоминает Александр Булавинцев.

Мирные годы

Демобилизовался в декабре 1950 года, женился, построил дом. В 26 лет сел за парту в Сучанском горном техникуме, чтобы стать электромехаником. После обучения в техникуме трудился в энергоуправлении треста «Сучануголь», обеспечивая шахты и предприятия электроэнергией. Был начальником участка электрических сетей и подстанций. А последние пятнадцать лет, до ухода на пенсию, состоял на должности старшего инженера электромеханического отделения Центральных электромеханических мастерских. Принимал самое активное участие в работе партийной организации треста. Был членом партийного бюро, секретарем партийной организации, возглавлял состав местного комитета профсоюза, был рабкором городской газеты. Получил множество благодарностей, поощрений и почетных грамот. Супруги Булавинцевы прожили вместе 48 лет, пока тяжелая болезнь не забрала любимую жену. Валентина Васильевна и Александр Александрович стали родителями троих дочерей. Все они связали свою жизнь с искусством и работают преподавателями музыки. Александр Булавинцев, несмотря на преклонные годы, внимательно следит за событиями в мире, стране, крае и городе, много лет является подписчиком городской газеты «Вести»:
— «Вести» — это «книга городская», которую я с удовольствием читаю всю свою сучанскую жизнь и даже немного когда-то помогал писать. Желаю ей оставаться, как и прежде: правдивой, объективной и родной для жителей нашего города.

Президент спасибо сказал!

Россия признательна Александру Булавинцеву и людям его героического поколения за ратные подвиги и мирный труд. Каждый год поздравить его с Днем Победы приходят учащиеся школы №24, Приветственное письмо присылает глава Партизанского городского округа. К юбилеям получает поздравительные телеграммы от губернатора и президента Российской Федерации. А еще Александр Александрович, используя свои дневниковые записи, пишет мемуары, чтобы люди знали, какой ценой наш народ одержал Победу в Великой Отечественной войне.

Антон СУХАРЬ.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.