Война и мир Нины Воробьевой

20.06.2014

В селе Владимировка с врагом боролись дети…

Война во Владимировку, что на Брянщине, пришла в конце лета 1941 года, когда еще не окрепшая после атак немцев Красная Армия отступала под ударами фашистов, оставляя врагу города и села.

— Я попала в конце июня 1941 года в город Новозыбков, что в 35 километрах от нашей Владимировки, после массированного авианалета, — вспоминает начало войны жительница нашего города Нина Воробьева. — На железнодорожном вокзале студенты, среди них была и моя сестра Тоня, лопатами грузили в грузовики куски кирпича вперемешку со щепой от вагонов, искореженного металла и человеческих останков — всего, что осталось от перрона и воинского эшелона. Все это машинами отвозили хоронить в братской могиле на городском кладбище. Сколько новобранцев погибло в тот день в эшелоне, неизвестно, всех их, я уверена, записали в списки пропавших без вести.

Мне было 13, и я чуть не упала в обморок от увиденного, в таком же состоянии были и студенты, расчищающие завалы. В жизни я не встречала картины страшнее.

Владимировка — село партизанское

Красная Армия отступила, а немцы так толком и не пришли. За рекой Ипуть и вовсе была советская власть — партизанская, а во Владимировке вроде и немецкая, но не совались фрицы сюда отрядом меньше батальона, боялись. Чтобы не грабили народ дезертиры, решили деревенские мужики проявить инициативу и самим организовать порядок в селе. Кто-то ушел за реку в партизаны, другие остались на подпольной работе, нашлись и такие, кто просто прятался в подполе. Но при этом все во Владимировке, включая детей и полицаев, были на стороне партизан.

В семье Нины Веселой было семеро детей. Отец Ефим Андреевич, старый революционер, слыл в деревне человеком образованным, потому что не каждому выходцу из крестьян до революции удавалось окончить гимназию. Он был председателем колхоза, который сохранился даже после прихода немцев. Колхозники выращивали хлеб, а потом переправляли его партизанам. Чтобы немцы не наказали селян за помощь, свои люди в районной управе оформляли справки, по которым получалось, что зерно ушло не в лес, а на нужды рейха.

Ирина Алексеевна и Ефим Андреевич детей не баловали, сызмальства приучали к труду и готовили к обороне своей страны. Так получилось, что по состоянию здоровья и отца, и брата, сотрудника финотдела, Петра Веселого, не взяли в армию. По заданию партизан Петру удалось устроиться в немецкую управу, где он получил доступ к важным документам и мог предупреждать молодежь о датах облав, что спасло многих. Несколько раз спас от рабства Петр и своих сестер. Однажды сестра Маруся, у которой был на руках маленький сын, не смогла убежать в лес, так ее наспех одели в тряпье, вымазали сажей и заставили прикинуться психически больной, чтобы немцы не увидели в ней потенциальную работницу. Уловка удалась, и немцы не стали угонять в Германию русскую “дурочку”.

Вскоре Петр попал под подозрение и его арестовали. Но спас районный полицай Чародей, который подписался своей кровью за то, что семья Петра -семья кулаков и ярых антисоветчиков. Однако домой брата не отпустили, а направили на работы в Германию. Во время пешего марша брат бежал и ушел в партизанский отряд, где отвечал за мобилизацию.

— Петр первым въехал в наше село после освобождения. На коне, в папахе с красной ленточкой и автоматом на груди он очень хорошо смотрелся верхом, и ни у кого не возникло мысли о том, что перед ними не бухгалтер, а солдат, — рассказывает Нина Воробьева.

Маленькие подпольщики

В подпольной работе участвовали и младшие дети семьи Веселых. Нина и Валя носили листовки, которые прятали под одеждой, вплетали в волосы. На ладошке взрослые писали девочкам химическим карандашом пароль и отзыв, которые мама наказывала смывать после передачи листовок. Чтобы надписи на ладошках не заметили полицаи, мама давала дочкам в руки кружки, будто они идут в лес собирать ягоду.

— В листовках сообщалась информация об акциях партизан и успехах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. Прочитанное всякий раз убеждало людей в том, что Победа будет за нами! — вспоминает Нина Воробьева.

Война заставила девочек рано повзрослеть. Однажды Нина с сестрами заметили у колодца солдата, который спросил дорогу за реку к партизанам. Старшая Тоня не испугалась и потребовала у незнакомца документы, а Нина и Валя побежали звать взрослых. Незваного гостя задержали. Выяснилось, что это был шпион, у “солдата” были поддельные документы и немецкое нижнее белье.

А в 1944 году Нина и Валентина отправились в соседнее село, проведать тетю. У мельницы заметили солдата в немецкой форме. Нина осталась в засаде, а Валентина побежала за подмогой. Позже на допросе немецкий солдат сказал, что у него был приказ сжечь село Владимировку.

— Так мы с сестрой спасли село от гибели. Ведь в наших местах фашисты спалили дотла практически все села, — со слезами на глазах вспоминает свое детство Нина Воробьева.
Война закончилась благополучно для семьи Нины Ефимовны, все остались живы, хотя и рисковать жизнью пришлось не раз.

В последний военный год пришлось сестрам Веселым поработать в колхозе на нужды фронта, на Победу.
— Работали без устали по 12 часов в день. Работали и радовались, что очень скоро наши солдаты разобьют врага и на землю вернется мир. О Победе мы с сестрами узнали, возвращаясь из школы, до которой было семь километров. Тетю встретили, она и сказала нам, что война кончилась. Обрадовались и бегом домой. А там радость великая, все празднуют. Кто-то смеется, а кто-то плачет, своих солдат, не вернувшихся, оплакивает.

После войны — в Приморье

В 1946 году семья Веселых переехала в Сучан. Нина и Валентина пошли работать на шахту десятую. Нина стволовой, а Валентина откатчицей, старшие сестры — учителями в школу.
Через три года Нина вышла замуж за шахтера Михаила Воробьева, воспитала детей, дождалась внуков и правнуков. Так получилось, что Воробьевы — шахтерская династия. И муж шахтером был, и сын Владимир в забой спускался, и внук тоже шахтер.

Позже работали на хлебозаводе. На пенсию Нина Ефимовна ушла в 1983 году из Госстраха. Пачка отраслевых грамот и медали на груди лучшее свидетельство достойного жизненного пути. Общий трудовой стаж труженика тыла, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда Нины Воробьевой без малого 40 лет.
После ухода на пенсию три сестры — Антонина, Валентина и Нина организовали при Дворце культуры угольщиков ансамбль “Хорошки”, который возглавил тогда молодой хормейстер Геннадий Горелов и со временем превратил его в хор, получивший в последствии высокое звание народного. В составе любимых “Хорошек” Нина Воробьева стала лауреатом городских и краевых песенных конкурсов.

Стояла Нина Ефимовна и у истоков создания городского Совета ветеранов. В 1978 году вместе с Зинаидой Черновой, Адой Нечаевой, Ниной Коноваловой и Владимиром Комаровым они создали организацию для того, чтобы помогать обустроить быт ветеранам войны, которые в то время в большинстве своем имели проблемы со здоровьем и дефицит общения.

— Во многих сложных ситуациях за Советом было последнее, мудрое, решающе слово. К Совету прислушивались и горком и горисполком, с Советом считался крайком, — вспоминает общественную работу в Совете ветеранов Нина Воробьева.

А еще Нина Ефимовна с 1946 года читает местную газету.
— А как без нее, если она — отражение моей судьбы. Я до сих пор храню вырезки, где писали, как я и члены моей семьи, мои знакомые, родные и друзья работали, занимались спортом, пели песни… — тепло отозвалась о наших “Вестях” Нина Воробьева.

В завершение нашей беседы, Нина Ефимовна обратилась к молодым жителям Партизанска с мудрым советом:
— Работайте честно, искренне и бескорыстно дружите, занимайтесь спортом и другими интересными делами. Откажитесь от вредных привычек, а главное — чтобы не было войны, решайте проблемы мирно.

Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.