Музы улыбаются детям

01.12.2017

Из малышей-учеников педагоги школы искусств растят талантилвых художников, музыкантов, танцоровЮбилей отмечает Детская школа искусств Партизанска

Задорные и серьезные, невероятно сложные технически народные танцы, джаз и классика в исполнении юных музыкантов, пейзажи, портреты и объемные работы маленьких художников – все это и многое другое — Детская школа искусств Партизанска, которой сегодня исполняется 60 лет.Самое «взрослое» из трех отделений школы, конечно, музыкальное. В 2005 году появилось хореографическое направление, а в 2015 присоединилась и художественная школа. К слову, художественному отделению в этом году исполняется 40 лет, так что на двоих — уже целый век.
Здесь жизнь кипит! В одном классе старательно тянут носочек в балетке малышки пяти-шести лет, в другом – юные девушки-красавицы с какой-то космической скоростью перебирают ногами, репетируя очередной народный танец, из третьего доносится стройное хоровое пение… Здесь дети постигают искусство игры на разных музыкальных инструментах: домра, баян, фортепиано, гитара…
В Детской школе искусств работает единственный в городе преподаватель-гитарист Максим Жигалкин. Именно его класс во время очередного занятия посетил корреспондент газеты «Вести».
В классе занимаются сразу двое парней, а фоном мерно стучит метроном.
Преподаватель объясняет:
— Изобретение полезное, и в музыке, по моему мнению, необходимое. Он развивает у учеников ощущение метра, равномерной пульсации, без пульсации не может быть музыки.
Максим Васильевич рассказывает, что «метром» пользуются многие великие гитаристы. Преподавателя с интересом слушают и журналист, и ученики, которые время от времени, заинтересованные информацией, отвлекаются от инструментов.
Игре на гитаре у преподавателя Максима Жигалкина занимаются 16 учеников, мальчишек и девчонок почти поровну.
— Я не люблю утверждения, что гитара пользуется спросом сама по себе, говорит Максим Васильевич. — Это просто результат работы людей, которые играют на гитаре. У нас стало не видно баянистов, домристов, поэтому и интерес к этим инструментам угасает. Но если бы мы чаще видели их по телевизору или на концертах, ситуация бы была другой. Можно и гитарой заниматься отбить желание. Не от инструмента оно зависит, а от преподавателя, у которого должна быть четкая методическая база.
Обучение в музыкальном училище во Владивостоке, а затем в Хабаровском институте культуры… Сегодня у Максима Жигалкина свои ученики, которые окончив «музыкалку», продолжили образование. Один такой ученик, из первого выпуска молодого преподавателя – Кирилл Поставной — в настоящее время студент третьего курса Академии имени Гнесиных в Москве. Он дважды лауреат первой степени престижного международного конкурса и благодарный ученик, не забывающий своего первого преподавателя музыки.
Как говорит сам педагог, он старается поддерживать связь со всеми своими учениками. Независимо от того, продолжили они музыкальное образование после окончания класса гитары в ДШИ или нет.
— Максим Васильевич, какой возраст оптимален для начала обучения игры на гитаре?
— Гитаре все возрасты покорны. Чаще в школу ко мне приходят дети 8-9 лет, но в каждом отдельном случае бывает по-разному. Пять лет, например, возможно рановато, но и такие маленькие ученики в моей практике были. А вообще, здесь важнее другие факторы: желание, старательность, заинтересованность родителей…
Курс обучения по классу гитары в ДШИ – пять лет, но совершенству, как говорится, нет предела. Тем более, что репертуар учеников Максима Жигалкина необычайно широк. Они играют и «испанские гитары», и джаз, и русские народные произведения, и произведения современных гитаристов, например, «золотой гитары» России Виктора Зинчука.
Что касается репертуара, то в начале музыкального пути своих учеников, какие произведения играть, выбирает, конечно, педагог, а вот когда инструмент уже в определенной степени освоен, могут выбирать произведения и сами ученики.
Как и в любом деле, есть в постижении музыкальной науки свои особенности. Партитуры, например. Музыкант показывает потрепанные ноты, отпечатанные больше 30 лет назад, и рассказывает, что сейчас, несмотря на обилие нотной литературы в магазинах, найти действительно стоящую, грамотно написанную литературу, очень сложно.
Снисходительно преподаватель относится к «гитарным» мифам, когда от игры, якобы «пальцы в кровь» и струны рвутся. Все нужно делать методично и грамотно.
— Хотелось бы напомнить, что родоначальником гитарной школы в Партизанске является Геннадий Борисович Рыбкин, который в прошлом году ушел из жизни, — говорит Максим Жигалкин. — У нас много музыкантов в городе, которые уважают этого человека, и по традиции каждый год весной мы устраиваем концерт его памяти, куда приглашаем всех желающих. Планируется такой концерт и будущей весной. А мы с учениками постараемся, чтобы он прошел на высоком профессиональном уровне, достойном замечательного музыканта и педагога.
Увлекательная беседа с музыкантом-преподавателем могла продолжаться не один час, а того, что было рассказано всего за полчаса, не уместишь в нескольких газетных колонках, но внимания педагога ждали его ученики – итак пол урока потрачено… Хотя, быть может, они услышали в этой беседе что-то такое, что заставит их учиться игре на гитаре с еще большим старанием.
Преподаватели всех трех направлений Детской школы искусств за многие десятилетия из малышей-учеников растят талантливых художников, музыкантов и хореографов, и процесс этот не останавливается ни на день. Сегодня в школе с 299 детьми занимаются два десятка педагогов. Воспитанники школы участвуют едва ли не в каждом крупном городском мероприятии, ежегодно собирают зрителей на отчетные концерты, участвуют в конкурсах от местного до международного уровней, побеждают в них и постоянно стремятся все к новым достижениям.

Татьяна ЩЕЛКУН.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.