Сохраним Палшкова вместе

28.10.2016

Пришло время сообща готовиться к юбилейному годуНаследие художника — в наших руках 

В 2017 году исполнится 130 лет со дня рождения Иллариона Фомича Палшкова, который жил и творил в нашем городе. Следующий год пройдет под знаком сохранения богатого наследия художника, и подготовка к значительному событию уже началась. На днях сделаны первые шаги по реализации мемориально-художественного проекта “Присутствие гения. Личность в истории Партизанска”, посвященного круглой дате. 25 октября прошел “круглый стол в” стенах музея истории Партизанска, где сегодня хранится более 270 картин художника, его коллекции бабочек, книги и личные вещи семьи, переданные в фонды в 1988 году, после смерти вдовы Палшкова.
Представители культуры, образования, СМИ, бизнеса, общественного совета “Друзья музея” не только из нашего города, но и из Находки, обсуждали, как планируется праздновать это значительное событие в культурной жизни города и края, как показать жителям многочисленные полотна и сохранить их.
В первую очередь для гостей провели экскурсию “Знакомый и незнакомый Палшков” в мемориальном зале художника, где недавно сменилась экспозиция. Научный сотрудник музея Наталья Сафина рассказала, что это новый исследовательский проект, впервые представленный публике, и своего рода систематизация картин художника по тематике.
Так, часть из них посвящена городскому пейзажу Сучана. Наверное, есть что-то в нашей местности, раз именно здесь решил задержаться Илларион Фомич на 27 лет после частых переездов и прожил с семьей до последних дней. В шахтерский городок он приехал уже в зрелом возрасте, в 40 лет, перед этим пожив в Серпухове, Санкт-Петербурге, Хабаровске, Николаевске-на-Амуре.
Художник родился в 1887 году в Сибири, в Тобольской губернии, в семье старообрядцев. Он был подростком, когда его семья переехала в Хабаровск, в возрасте 15 лет Илларион уже работал — возил булочки от кондитерской к реальному училищу. Юноша очень любил природу, ее он изображал на своих первых детских рисунках. Родители с осторожностью относились к увлечению сына, но рисовать не запрещали. Ряд его взрослых акварелей посвящен беззаботному детству, в основном это зимние зарисовки.
На некоторых из них маленьким мальчиком изображен единственный сын художника Георгий, “Жорж” — так подписано на одной из небольших акварелей. Кстати, портретных работ у Палшкова немного, он все же больше пейзажист. Редки картины с изображением его небольшой семьи — сына и жены Анны Васильевны. Большой портрет Георгия в возрасте молодого мужчины сейчас выставлен в мемориальном зале. Художник привил сыну любовь к прекрасному. Георгий с детства сочинял рассказы, басни, а после писал прекрасные письма с фронта родителям… Его жизнь за несколько дней до победного мая унесла Великая Отечественная война, которой тоже посвящен ряд картин Иллариона Фомича. Сам художник пережил не одну войну, каждая из них забрала что-то дорогое. Еще до войны с фашистами, в годы Гражданской войны, в пожаре погибли все его картины дореволюционного периода.
Ряд работ Иллариона Фомича посвящен русской литературе. Впечатляет серия рисунков по сказкам Александра Пушкина, причем иллюстрации Палшкова не уступают по художественной силе графике Ивана Билибина. В семье художника была собрана богатая библиотека, куда вошли с XIX века произведения русских классиков, книги по архитектуре и живописи, живой природе.
Самую большую часть картин Палшкова составляют пейзажи с изображением приморской природы, окрестностей Сучана. Дикая природа дальнего уголка необъятной России вдохновляла выпускника петербургского художественного училища. Позже в своих воспоминаниях Палшков укажет, лучшие пейзажи он написал именно в Сучане.
Кстати, тема шахты тоже нашла отражение на полотнах художника. Он работал в школе и в горном техникуме, преподавал черчение и технологию металлов, в свободное время помогал шахтоуправлению — рисовал чертежи, графики, схемы, диаграммы показателей добычи угля, рисовал наглядную агитацию. Люди труда на полотнах Палшкова работают не только в шахте, но и на земле, собирают урожай на полях, валят лес.
Будучи созидателем по натуре, Палшков не стал простым городским обывателем. Он помогал студенческому театру, рисовал декорации, а единственный на неделе выходной тратил на общественные работы. На своей лошади с телегой подвозил материалы при строительстве городских дорог, ремонте разрушенного тайфуном железнодорожного полотна. Собирал коллекции бабочек, открыл два новых вида, переписывался с заграничными энтомологами. Интеллигенция Сучана считала, что внешне он похож на Чехова.

Непростая судьба, богатая биография

После экскурсии участники “круглого стола” посмотрели документальный фильм “Весна художника Палшкова”, снятый несколько лет назад сотрудниками краевого телевидения и хранящийся в фондах музея. На кадрах — малоизвестные широкой публике факты.
Например, дом на улице Парковой, в районе Первой шахты, художник строил своими руками и в одной из комнат сложил камин. Это настолько возмутило местную власть послереволюционного Сучана, что художник надолго попал в опалу за столь дерзкий, по их мнению, поступок и ему запрещали выставлять и продавать собственные картины. Это не могло не сказаться на финансовом положении семьи. Палшков даже писал в райком партии разрешить ему продать две картины или хотя бы выделить двести рублей на лечение, поскольку сам Илларион Фомич не один год страдал болезнью легких. Для нынешнего поколения такие карательные меры из-за какого-то камина кажутся дикими.
При жизни Палшков не получил широкого признания. Его не приглашали на крупные всесоюзные выставки. В годы расцвета соцреализма и прославления молодого государства, строящего коммунизм, цветы и пейзажи натуралиста из глубинки не ценились. Часто нарушали покой художника чекисты, которые в 30-е годы внимательно изучали пейзажи Иллариона Фомича и вызывали на допросы — не изобразил ли тот часом на холсте вместе с заливными лугами детальный план местности для вражеских сил.
Из-за глаукомы в последние годы жизни Палшков писал с помощью лупы, легче ему давались монументальные полотна без мелких деталей. Иллариона Фомича не стало в 1954 году.

Время сохранять

Десятки картин в фондах ждут обрамления и реставрацииКонечно, приморская влажность и угольная копоть из самодельного камина не пощадили холсты. Годами картины хранились в условиях, неприемлемых для живописи. Сотни работ покойного мужа перевезла в однокомнатную квартиру его вдова Анна Васильевна, где те занимали все свободное пространство, к единственной кровати можно было пройти только боком. Жене художника часто предлагали продать картины или хоть одну из редких коллекций бабочек, но она отказывалась и сберегла наследие для будущих поколений.
Творчество Палшкова по достоинству оценили только после смерти мастера, сравнивая живописца с Шишкиным и Поленовым, коллекционеры готовы отдать за его полотна немалые деньги, в нем заинтересованы и в краевом музее имени Арсеньева, и в художественном музее Хабаровска.
Сегодня с семьей Палшкова связаны 757 единиц хранения в фондах музея истории Партизанска. Проведена большая работа по сохранению этого наследия. Несколько лет назад благодаря неравнодушным жителям были обрамлены акварели Палшкова, ряд этюдов.
Почти всем картинам, написанным маслом, требуется срочная профессиональная реставрация, а пока они законсервированы. Хорошо сохранившиеся работы остаются без обрамления и требуют оформления в багет под стекло. Это поможет не только передать их потомкам, но и в наши дни выставлять в стенах музея и за его пределами.
Как говорит директор музея истории Партизанска Татьяна Винникова, понятна историческая ценность картин Палшкова, но важно еще получить современную искусствоведческую оценку его наследия.
В юбилейный год запланировано немало мероприятий. Художнику будет полностью посвящена “Ночь музеев” в мае в Партизанске, где выставят более сотни работ нашего земляка. В октябре 2017 года во Владивостоке пройдет выставка Палшкова. Пока для этой цели рассматриваются три площадки — музей имени Арсеньева, филиал музея “Эрмитаж” и краевая картинная галерея. Также в планах выпуск настенного календаря на 2017 год, значков, составление большого художественного каталога картин Палшкова с привлечением краевых специалистов, работа с образовательными учреждениями округа, литературно-исторический конкурс, грантовая работа для создания передвижной выставки копированных работ для городов, где в разное время жил художник, — Хабаровска, Серпухова, Санкт-Петербурга.
Обсуждали на “круглом столе” и возможность создания репродукций картин, чтобы знакомить с его творчеством жителей других городов, а также условия хранения в запасниках музея картин, которые пока не могут восстановить, обрамить и выставить.
Безусловно, для этого нужно не только время, но и участие неравнодушных людей, в том числе благотворительный вклад, ведь в наши дни многое упирается в финансы. Помимо багетных работ, особенно затратная статья расходов — реставрация картин, написанных маслом. Юбилею нашего талантливого земляка будет посвящен весь 2017 год. Целый год для того, чтобы все мы могли познакомиться с творчеством Иллариона Фомича, поучаствовать в его сохранении, сделать все, что в наших силах, чтобы Палшков не был предан забвению.

Анна СЕРГИЕНКО.
Фото автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.