Бесценные коллекции

05.04.2013

IMG_0250Ценнее серебра и злат — булат

Зачитываясь в конце 60-х годов прошлого века рыцарскими романами Вальтера Скотта, двенадцатилетний житель Белгорода Сережа Чистюхин любил вместе с соседскими мальчишками, воспроизводить их сюжет на практике, используя в качестве оружия, не деревянные мечи, как все сверстники, а выкопанные из земли немецкие штык-ножи времен Второй мировой войны, коих, как и всякого прочего военного снаряжения и оружия, включая даже танки, в изобилии находилось в земле на местах былых боев.

Со временем для начальника отделения подготовки и призыва отдела краевого военного комиссариата по городу Партизанску Сергея Чистюхина игра трансформировалась в хобби -коллекционирование холодного оружия.

— Сергей Алексеевич, почему вы выбрали в качестве объекта для коллекционирования ножи?

— Пролежавшие несколько десятилетий в земле военные штыки поражали тщательностью обработки и изяществом формы, в миниатюре копировали форму двуручного меча — оружия средневековых рыцарей.
Из-за “налета” рыцарской романтики я, наверное, и влюбился в холодное оружие, как олицетворение мужского начала, силы, смелости и благородства. Это чувство стало намного сильнее, когда я впервые побывал в Белгородском краеведческом музее, где вместе с выставкой боевой техники и диорамой Курской битвы познакомился с большой коллекцией наградного холодного оружия. Клинки, украшенные узорами и надписями, были выкованы из первосортной стали, а их форма, также как и оригинальный дизайн рукоятей и ножен, представляла собой настоящее произведение искусства.

Азарта добавил и большой трофейный немецкий штурмовой штык-нож дедушки Ильи, которым закаленный войной фронтовик мастерски колол свиней. Дед, видя мою тягу к холодному оружию, позволял мне иногда подержать его в руках.

— Повлияло ли увлечение на выбор профессии?

— Наверное, ножи во многом породили мой интерес к воинской службе. После школы я поступил в Уссурийское высшее командное автомобильное училище, где в массе учебных предметов с особым интересом осваивал приемы ножевого боя и навыки владения другим холодным оружием, включая саперную лопатку. Мне, как будущему военному инженеру, нравилось проверять балансировку клинков разных марок, качество стали, рукоятки… Параллельно я много читал о технологии изготовления, классификации и истории создания отдельных видов ножей и сабель, мечей и кинжалов.

— Что для вас нож?

— Нож — это первооснова человеческой цивилизации, верный спутник ее истории с древних времен и до наших дней. Настоящему мужчине всегда интересно оружие, в первую очередь холодное — как символ защитника, воина и добытчика. Я и сегодня, спустя годы, с удовольствием отдаюсь своему увлечению, продолжая изучать холодное оружие разных стран мира, трачу свободное временя на посещение оружейных сайтов и форумов в Интернете, смотрю документальные фильмы по этой теме, читаю специализированные журналы и книги.

— Как вы оцениваете качество современного холодного оружия?

— К сожалению, в наших магазинах очень часто продают некачественные ножи, которые, несмотря на роскошный внешний вид, из-за плохой стали или нарушенной балансировки, не пригодны к применению на практике, например, на той же охоте и рыбалке. Такие клинки могут ржаветь от малейшего соприкосновения с влагой, а хороший нож, как известно, если правильно за ним ухаживать и хранить, служит вечно.

— Какие экспонаты считаете “сердцем” своей коллекции?

— Прежде чем попасть в мою небольшую коллекцию ножи прошли строгий отбор по качеству и дизайну. Большинство ножей в моей коллекции — охотничьи, многие выкованы знатными мастерами-кузнецами из лучших марок стали в основном, кстати, из отслуживших свой век клапанов тепловозных двигателей. Есть и ножи промышленного изготовления.

По праву украшением моей коллекции стал подаренный друзьями польский нож с железными ножнами 1954 года выпуска — точная копия легендарного НР-40 — “Ножа разведчика” образца 1940 года, с которым во время Великой Отечественной войны советские войсковые разведчики ходили за линию фронта за языком, а пехотинцы — шли врукопашную на вражеские траншеи и доты. Есть и чисто сувенирные ножи “Командор” и “Коготь”, изготовленные на Челябинском тракторном заводе из первосортных сортов стали. Радует глаз и выкованный в Кизляре нож “Боевого братства”, а также сувенирный нож, посвященный родным мне автомобильным войскам, чью рукоять украшает соответствующая эмблема, есть и другие образцы холодного оружия, включая саперную лопатку Российской царской армии 1909 года выпуска.

— Любите применять ножи на практике?

— Не люблю охоту, зато уважаю рыбалку, где ножам из своей коллекции и нахожу применение. А еще моя супруга никогда не жалуется на тупые кухонные ножи, которые я исправно точу, правда, большую их часть уже заменил на японские керамические.

— Чем хотели бы пополнить коллекцию в будущем?

— С удовольствием пополнил бы ее основным холодным оружием противоборствующих сторон в Великой Отечественной войне — легендарным трехгранным штыком от винтовки Мосина и немецким штык-ножом от винтовки Маузер. А из настоящей экзотики — каменным, острым, как бритва, обсидиановым ножом из Южной Америки, которые, кстати, продолжают изготавливать по старинным технологиям индейцы Перу и Чили.

— Помимо холодного оружия что-либо еще коллекционируете?

— Собираю отечественные и иностранные монеты, включая те, что были выпущены во время Второй мировой войны, а также значки, марки и воинские знаки.

— Есть, кому передать коллекцию по наследству?

— Моему сыну Илье, который служит на границе, передалась моя любовь к холодному оружию. Хоть своей коллекции он пока еще не имеет, но когда приезжает погостить, рассматривает мои раритеты, любуясь изысканными клинками. Культура холодного оружия для нас с сыном — важная составляющая системы воспитания настоящего мужчины, достойное дополнение к истинно мужской профессии — защищать свою Родину.

Кинотерапия — это здорово

IMG_0596Мальчишкой он прочитал все произведения Рэя Брэдбери и братьев Стругацких, в юности не пропустил ни одной их экранизации, а в зрелом возрасте — обзавелся большим телевизором и солидной видеотекой фантастических фильмов, в которой насчитывается порядка тысячи наименований.

Основа коллекции частного предпринимателя Дмитрия Помазова — картины золотого фонда фантастики.

Насмотревшись вдоволь ярких современных однодневок, напичканных специальными эффектами и действием сверх меры, Дмитрий Анатольевич все же вернулся к доброму, хорошему вечному кинонаследию 70-х и 80-х годов прошлого века. В те времена, не имея возможности завлечь зрителя в кинозал красивой картинкой, режиссеры и продюсеры старались завоевать его расположение глубоким смысловым содержанием своих картин. Старались заставить зрителей через призму вымышленных событий и персонажей задуматься над своей жизнью и измениться в лучшую сторону.

Изначально коллекция была собрана на видеокассетах, но после была продублирована и на DVD.

— Ох, и не повезло партизанским воронам, которых по причине технического прогресса отныне отпугивает от грядок с овощами на моей даче не архаичное пугало, а устройство с жутко-завывающими лентами пленки из старых видеокассет, — с шуткой вспоминает Дмитрий Помазов.

На память о тех славных временах есть в коллекции несколько эксклюзивных коллекционных дисков, на которых помимо профессионального дубляжа присутствует и озвучка Володарского, знаменитого переводчика фильмов эпохи видеосалонов.

— Считаю, что период 70-80 годов прошлого века — золотая пора отечественного и зарубежного кинематографа. Фантастика, комедии, мультфильмы, драмы и приключенческие фильмы того времени буквально пропитаны добром и позитивом.

Я давно уже приметил, что просмотр такой картины в течение 20 минут напрочь убивает плохое настроение и настраивает на оптимистичный лад.

Выпуск подготовил Антон СУХАРЬ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.