Хочу или надо, ругать или нет

30.10.2019

Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос свободным и самостоятельным человеком? Вряд ли существует «рецепт» или точный план действий, но есть элементарные вещи, на которые взрослые просто не обращают внимания, но они так необходимы в общении с маленьким человеком.

О том, как согласовать желания и потребности малыша, как не обидеть брошенным неосторожно словом в момент раздражения, рассказывает врач-педиатр, микрокинезиотерапевт, психолог Оксана ЛОСОВА:
— Все мы живем, исходя из двух потребностей, природной и социальной, – «хочу» и «надо». Причем маленький ребенок руководствуется «хочу», а то самое «надо», без которого в социуме не обойтись, он познает по мере взросления. И маме, и папе нужно уметь согласовать эти две стороны жизни.
Рассмотрим на простом примере. Малыш не хочет есть суп, а хочет конфету, и мы ставим ему условие: «конфету получишь только когда съешь суп». А нужно сказать: «сначала съешь суп, потом конфету». Вроде бы одно и то же, но в первом случае – это строгое условие и манипуляция, а во втором – мотивация, когда в итоге и желание исполнилось, и необходимость не пострадала.
Всегда вдумывайтесь в то, что говорите. Если нужно, исправляйте речевые привычки, и со временем привыкнете к новым фразам. Никогда не говорите малышу, что он плохой, потому что сделал или сказал что-то не так. Он еще не может отделять себя от поступка или слов. Вы же должны обязательно сказать, что любите его, но то, что он сделал – неправильно.
Проступки у детей разные, за некоторые из них родители ребенка наказывают, и тут уж в каждой семье свои способы. Я не устаю повторять: прежде чем ругать или наказывать ребенка, маме или папе необходимо успокоиться самому. И только после начинать диалог с чадом. Как успокоиться? Выпейте водички, посидите в другой комнате, присядьте, а еще лучше – прилягте… Представляете, как сложно злиться лежа?
Касается это и самых маленьких. Мои клиентки-мамы часто задают вопрос: «Как успокоить ребенка?». Всегда отвечаю: «Успокоиться самим». Если спокойна мама – спокоен и малыш.
Касается это и детей постарше. Когда подросток приходит к нам с проблемой, мы тоже часто пугаемся — и это нормально. Мама должна переживать за свою кровиночку, но разволновавшись, мы слишком эмоционально реагируем, а нужно, прежде всего, успокоиться. Ребенок идет к вам за пониманием и любовью, а не за руганью и скандалом.
С любой ситуацией нужно разбираться. Не запретить что-то категорично, а поговорить с сыном или дочкой. Задавайте ребенку вопросы и ждите ответов, а не отвечайте на свои же вопросы сами. Когда вы предлагаете детям ответы, они не думают, а выбирают. Нужно выслушать его аргументы и вместе приходить к выводу. Это и станет и взаимодействием, и работой в команде, и развитием мышления, и умением взаимодействовать в социуме. Помните, у вас есть жизненный опыт, а у ребенка – нет. И вы не можете навязывать свой, а должны только помочь приобрести собственный.
Помните, что ваши дети растут в другом мире, со стремительно развивающимися технологиями. Это мы могли все детство провести во дворе с мячом, скакалкой, куклой. А у них один гаджет за другим… Когда спрашиваю детей, в какие дворовые игры они играют, как правило, вижу в глазах недоумение. Зато взрослые наперебой перечисляют: «Казаки-разбойники», «Лапта», «Пекарь»… Происходит так не потому, что наши игры детям не интересны, а потому, что о них не знают. Поверьте, когда показываешь, они с готовностью принимают и саму игру, и правила. А значит, взрослым и детям становится проще понять и принять друг друга.

Татьяна Щелкун

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.