Не оторвать от экрана

23.11.2018

Удобно, когда ребенок растет как будто сам по себе, умеет себя занять и дать взрослому больше свободы. Вот только порой цена такого «удобства» — зависимость от гаджета и компьютерных игр.

Некоторые родители откровенно гордятся тем, что их чадо разбирается в телефоне, планшете, игровой приставке лучше взрослых, может сам скачать и установить приложение, и вообще на одной волне с прогрессивными ровесниками.
Но с другой стороны, между увлечением и зависимостью – тонкая грань. И не все так безоблачно в дуэте ребенка и цифрового устройства, раз об этом из года в год говорят с негативом медики, отслеживающие более 30 лет влияние цифровых технологий на растущий организм. Уже не только в школах, но и в детских садах психологи размещают посвященные этой теме информационные стенды. Есть такие и в детсадах Партизанска.
Как считают психологи и педагоги, лучше не спешить знакомить дошкольников с компьютерными играми. Однако сложно скрывать от них такой вид досуга, поскольку в доме есть старший ребенок или малыш видит гаджеты у своих друзей, хочет подражать им. Значит, пусть лучше играет в развивающие игры по возрасту, с любимыми и известными ему сказочными персонажами. Есть немало игр на логику и внимательность, быстроту реакции, например, когда надо решить головоломку, применить знания о буквах и цифрах, отыскать определенные предметы на картинке. Девочки любят «выращивать» животных и растения, подбирать наряды персонажам, «готовить» угощения. Отлично, если названия предметов в игровом пространстве написаны на английском языке – это дополнительный образовательный бонус.
Не поленитесь опробовать новую игру сами, прежде чем предлагать или разрешать ее сыну или дочери. Следите, чтобы игры длились не более 20-30 минут подряд. Лучше, чтобы компьютера и игровой приставки не было в детской комнате, где родитель не всегда может контролировать занятия ребятни, например, ночью. Если домашний компьютер один на всю семью, можно поставить на него «родительский контроль», завести профили для нескольких пользователей.
Не секрет, что мальчики особенно любят игры спортивной и военной тематики, в том числе агрессивные, — «стрелялки», «войнушки», «гонки». Опасность в том, что, заигравшись, маленький геймер теряет чувство реальности и переносит пространство компьютерной игры в повседневную жизнь. В детском саду такие маленькие «игроманы» нередко проявляют агрессию по отношению к окружающим, от этого нелегко и воспитателям, и сверстникам. Известны примеры, когда ребята решались на опасные для жизни и здоровья поступки, не понимая, что у них нет возможности «сохраниться» или использовать «дополнительные жизни».
Что делать, если налицо зависимость? Во-первых, присмотритесь, каких героев, персонажей предпочитает чадо в компьютерной игре и кому подражает, какие сценарии поведения выбирает в выдуманных ситуациях, обсудите с ним это в доверительной беседе. Если в играх прослеживаются насилие и агрессия, используются бранные или грубые слова, стоит насторожиться. Обращайте внимание на обозначение, для какого возраста предназначена новая игра.
Во-вторых, попробуйте заменить экранные игры настольными – лото, домино, монополия и прочие – сейчас выбор очень большой. Иногда можно пойти на маленькую хитрость, например, на время выключить модем или вай-фай роутер дома и сказать, что «интернет отключился, починить не могу, давай займемся чем-нибудь другим». Выплеснуть эмоции и энергию, реализовать свой лидерский потенциал ребенок может и другим образом – в спортивной секции, творчестве, ухаживая за домашними животными, в прогулках на природе.
В-третьих, можно установить лимит на игры в день и жестко придерживаться определенного времени, чтобы давать отдых глазам и спине ребенка.
Другой вопрос, не сбегает ли в виртуальное пространство ваш малыш от проблем в семье? Возможно, на него повлияли рождение младшего ребенка или развод родителей, не складываются отношения с ребятами в садике, школе, во дворе. Также ребенок может копировать поведение старшего брата или отца, просиживающих часами за монитором компьютера или экраном смартфона.
Если у вас вызывает тревогу или сомнения нервно-эмоциональное состояние ребенка, не стесняйтесь обратиться к психологу, неврологу, опытному педагогу.

Анна СЕРГИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.